Кружок "Математика вокруг нас"
рабочая программа (9 класс) по теме
Программа кружка рассчитана на учащихся 8-9 классов. На занятиях кружка учащиеся любого уровня обученности могут активно включаться в учебно-познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_9kl.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №892 |
Рабочая программа
математического кружка
«Математика вокруг нас»
Класс | 9 |
Учитель | Дробова Р.Ю. |
Учебный год | 2016 - 2017 |
Пояснительная записка
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Внеклассная работа позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, так как цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Актуальность данного курса определяется тем, что учащиеся расширяют представления о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в жизни каждого человека .Содержание курса позволяет ученику любого уровня обученности активно включаться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя, поэтому при изучении акцент делается не столько на приобретении дополнительных знаний, сколько на развитии способности учащихся приобретать эти знания самостоятельно, их творческой деятельности на основе изученного материала.
Цель курса:
- развитие творческих способностей, логического мышления;
- углубление знаний, полученных на уроке;
- расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов;
- расширение и углубление знаний учащихся по математике;
- развитие наблюдательности;
- умения нестандартно мыслить.
Задачи:
- формирование у учащихся навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- расширение их представления о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
- развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики
Организация учебных занятий.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Программа рассчитана на 36 учебных часов.
Формы занятий. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
Занятия носят практическую направленность: теоретический материал составляет 1/3 часть, а практический материал – 2/3 части.
Учителем на различных этапах используются следующие приемы:
- Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
- Лови ошибку!:
а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;
б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
- Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
- Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
- Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.
- Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
- Игры-тренинги:
логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Результаты освоения курса.
Личностные
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
- Метапредметные
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения
- умение работать с учебным математическим текстом
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
- Предметные
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
6. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
7. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
8. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач
9. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
10. решать задачи из реальной практики;
11. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
12. извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
13. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
14. изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и
от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь
выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
15. выполнять вычисления с реальными данными;
Календарно - тематическое планирование.
№п/п | Содержание | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1 | Цели, задачи курса. | Вводное занятие. Математика вокруг нас. | ||
2. | Понятие площади фигур ( прямоугольник, квадрат,треугольник). Нахождение площадей на конкретных примерах ( пол, стены, сложные крыши). | Площадь. Практическое применение | ||
3. | Нахождение площади в решении задач, по заданному чертежу, плану помещения. | Площадь. | ||
4. | Выполнять практико -ориентированные задания на нахождение площади. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находить приближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. | Геометрия на клетчатой бумаге. | ||
5. | Понятие объёма. Отыскание объёма прямоугольного параллелепипеда. Нахождение объёма на конкретных примерах (класс, комната, здание школы и т.д.). | Объём. Практическое применение. | ||
6. | Решение практических задач на конкретных примерах и по заданным условиям (объём жидкости, зависимость объёма от площади основания и др.). | Решение практических задач, на отыскание объёма. | ||
7. | Правила чтения информации, представленной графически. Составление простейших графиков по заданным условиям. | Чтение графиков. Представление информации в виде графиков. | ||
8. | Понятие диаграммы. Виды диаграмм. Особенности составления диаграмм. Правила чтения диаграмм. | Чтение диаграмм. | ||
9. | Составление простейших диаграмм по заданным условиям. Самостоятельное составление различных диаграмм. Чтение диаграмм товарищей. | Представление информации в виде диаграмм. | ||
10-11. | Понятие оптимального варианта. Решение задач представленных в виде таблицы. Выделение главного в условии задачи. Самостоятельное составление задач. | Табличное представление информации. | ||
12-13. | Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения. | Переливание, взвешивание. | ||
14. | Понятие процента. История появления процента. Решение различных задач. | Решение задач на части и проценты. | ||
15. | Простые и сложные проценты. Решение различных задач. Самостоятельное решение и составление задач. | Решение задач на части и проценты. | ||
16. | Решение практических задач ( варенья, соленья и т.д.). Особенности таких задач. Соотношения и пропорции. Самостоятельное составление задач. | Кулинарные задачи. Задачи на смеси. | ||
17. | Решение практических задач на проценты (скидки в магазине, налог, наценка на товары и т.д.) и части ( голоса на выборах, деревья в парке и т.д.). | Части, проценты. Решение практических задач. | ||
18. | Составление сметы для строительства «Дома моей мечты», выбор самой выгодной строительной фирмы и т.д. | Выбор вариантов | ||
19. | Признаки делимости чисел. Решение задач на делимость чисел. | Делимость целых чисел. | ||
20. | Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Старинные задачи. | Логические задачи. | ||
21. | Кто такой Эйлер. Применение кругов Эйлера для решения логических задач. Изображение условия задач в виде кругов Эйлера. Истинность высказываний и круги Эйлера. | Круги Эйлера. Их применение. | ||
22. | Кто такой Дирихле. Решение простейших задач на применение принципа. Задачи на доказательства и принцип Дирихле. | Принцип Дирихле. | ||
23. | Значения. Обозначения. Применения при решении задач и использование в ходе рассуждений. Основные принципы. | И, Не, Следует, Равносильно. | ||
24. | Понятие комбинаторной задачи. Правило умножения. Решение комбинаторных задач с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Самостоятельное составление задач. | Комбинаторные задачи. Правило умножения. | ||
25-26. | Что такое дерево возможных вариантов? Моделирование хода решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов. Самостоятельное составление задач. | Комбинаторные задачи. Дерево возможных вариантов. | ||
27. | Решение задач на соотношение величин: по размеру, по объёму, по весу, по протяженности и т.д .Самостоятельное составление задач. | Соотношение величин. | ||
28. | Основные понятия. Виды услуг. Расчет стоимости коммунальных услуг своей семьи. | Коммунальные услуги. | ||
29. | Решение текстовых и табличных задач данного типа. Самостоятельное составление задач. Решение задач товарищей. | Решение задач, связанных с коммунальными расчетами. | ||
30. | Основные понятия. Расчет расходов своей семьи на питание. | Расходы на питание. | ||
31. | Решение текстовых и табличных задач данного типа. Самостоятельное составление задач. Решение задач товарищей. | Решение задач, связанных с питанием. | ||
32-34. | Работа над проектом. Рассчитать отдых своей семьи у моря. Выбрать оптимальный вариант проживания, дорогу, питание, услуги и т.д. исходя из семейного бюджета. | Проект «Отпуск моей семьи». | ||
35. | Защита проектов. | Проект «Отпуск моей семьи». | ||
36. | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Немецкий вокруг нас"
С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"
Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...
ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
Презентация Зачем нужна химия...
Чудеса вокруг нас
Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...
Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».
представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...
"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"
Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....