неделя математики
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Материал для проведения недели математики и информатики в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_pole_chudes.docx | 21.34 КБ |
viktorina_ty_ya_i_informatika.docx | 18.69 КБ |
igra_matematicheskoe_puteshestvie.docx | 336.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Поле чудес»
Цели: Развитие сообразительности, интереса к естественным наукам. Выяснить находчивость ребят, смекалку. Выяснить знания детей в терминологии. А главное – привить любовь детей к математике.
Форма проведения: личное соревнование между учениками в эрудиции, начитанности, широте кругозора.
Ход мероприятия
Учитель. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня пятница. И в нашей школе – «Поле чудес». Увлекательная, поучительная игра, завладевшая сердцами не только взрослых, но и детей.
Участников первой тройки просим выйти к нам сюда. Поприветствуем участников первой тройки. Занимайте места за барабаном.
Первая игра.
(Знакомлюсь с участниками первой тройки, они рассказывают о себе).
– Ваш ход. Вращайте барабан.
Сегодняшняя игра посвящается математике. Тема: «Всё о математике – учёные, открытия, понятия – по программе и далеко за её пределами». Вопросы сложные, но познавательные – тем радостнее будет выигрыш. На доске зашифровано слово, которое состоит из 7 букв.
Задание. Для нас он прежде всего – математик, живший в VI веке до н.э. Его именем названы улицы в некоторых городах мира. Его родина – остров Самос в Эгейском море. В настоящее время этот остров назван в его честь. Он создал школу, где занимались музыкой, танцами, писали стихи, но большую часть времени занимались математикой. Любимая ваша оценка – пять – для его учеников – символ здоровья и знак принадлежности к его школе. Кто этот учёный? (Пифагор.)
Участники вращают барабан, называют буквы, набирают очки. Я задаю разные им вопросы. Угадывают или называют слово. За верно названные подряд 3 буквы полагаются «Две шкатулки».
– Поздравляем победителя первой финальной игры.
Математическая пауза.
Решаем со зрителями задачи – шутки, задачи – загадки.
1. Коза. Один человек купил трёх коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла? (По траве.)
2. Возможно ли такое? Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре? (Всадник на лошади.)
Вторая игра.
На доске зашифровано слово, которое состоит из 7 букв.
Задание. Гречанка, дочь философа и математика. Училась в Александрийском музее у отца и его коллег, затем изучала труды Аристотеля и Платона в Афинах. По возвращению в Александрию преподавала в Музее философию, астрономию, математику. Ей принадлежат труды по толкованию сочинений Платона, Аристотеля и других греческих философов. (Эти сочинения до нас не дошли.) Пользовалась популярностью как преподаватель. Учиться к ней приезжали люди из разных стран. Осталась рукопись, из которой следует, что она славилась в Александрии не только учёностью и мудростью, но и необыкновенной красотой. Была растерзана толпой, называвшей её колдуньей и считавшей, что она причастна к убийству главы партии христиан – монаха Гиерака. (Гипатия.)
Напоминаю тему нашей игры. Участники вращают барабан, называют слово.
– Поздравляем второго финалиста игры «Поле чудес».
Математическая пауза.
Третья игра.
На доске зашифровано слово, которое состоит из 5 букв.
Задание. У этого крупнейшего математика XIX века рано проявились математические дарования. Рассказывают, что в трёхлетнем возрасте он заметил ошибку в расчётах отца. В 7 лет он пошёл в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, учитель предложил им сложить все числа от 1 до 100 включительно. Не успев от них отойти, он увидел, как один маленький мальчик положил свою грифельную доску с записанным числом 5050 и – никаких вычислений. С удивлением учитель посмотрел на ученика: ясно, что за такой короткий срок он не смог бы сделать 99 операций сложения. Назовите имя будущего великого математика. (Гаусс.)
Напоминаю тему нашей игры. Участники угадывают и называют слово. Задаю им вопросы. Вот и определился третий финалист игры «Поле чудес». Поздравляем.
– А сейчас игра со зрителями.
Игра со зрителями.
На доске зашифровано слово, которое состоит из 7 букв.
Задание.
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечён.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!»? (Архимед.)
– Встречайте финалистов игры «Поле чудес».
Финал.
На доске зашифровано слово, которое состоит из 9 букв. Задание.
Развили учение о касательной Кеплер, Галилей, Декарт, англичане Грегори, Барроу и Ньютон.
Вопрос. Кто из французских математиков занимался этой проблемой? Годы его жизни 1602-1675 гг. (Роберваль.)
– Ваш ход. Вращайте барабан. Вы уже знаете тему нашей игры.
Участники вращают барабан. Угадывают и называют слово.
– Поздравляем победителя игры «Поле чудес».
– Сколько очков набрал победитель?
– Я вам предлагаю супер – игру. Супер –игра!
Суперигра.
Всем финалистам игры «Поле чудес» в журнал выставляется оценка «5». Если финалист выигрывает суперигру, то оценка «5», полученная им за выход в финал, остаётся и выставляется ещё одна «5»; если же игра будет проиграна, то призовая «5» забирается.
На доске зашифровано слово, которое состоит из 11 букв.
Итак, вопрос.
Задание. Среди учёных, работавших в области математического анализа, был человек, который, фактически, завершил создание стройной теории математического анализа. Имя этого немецкого учёного, жившего в XIX веке, Карл Теодор Вильгельм. Назовите его фамилию. (Вейерштрасс.)
Можно назвать четыре любые буквы. Финалист называет эти буквы, ассистенты вписывают их, если они имеются, в отгадываемое слово. На обдумывание даётся одна минута.
– Слово. Вейерштрасс.
– Браво. Ай да, молодец! Мы поздравляем победителя нашей игры «Поле чудес».
Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из упомянутых нами математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!
уперигра. Устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз.
Задание для суперигры. (Слайд 19) Это слово происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8–9 вв. Аль-Хорезми (Хорезм – историческая область на территории современного Узбекистана
Определение Д.Э. Кнута: Это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность.
Определение А.Н. Колмогорова: это всякая система вычислений, выполняемых по строго определённым правилам, которая после какого-либо числа шагов заведомо приводит к решению поставленной задачи. (Алгоритм)
1. (Слайд 3)Древнегреческий математик. Автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по геометрии. Биографические сведения о нём крайне скудны. Достоверным считается лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в 3 в. до н.э. Его главная работа «Начала» содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. (Евклид)
2. (Слайд 4)Хорошо известно, что математика ему не давалась с детства и поэтому он ее не любил. По словам его сестры О.С. Павлищевой "арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами".
Его лицейский друг И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что "...все профессора смотрели с благоговением на его растущий талант. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" Он, улыбаясь, ответил: нулю! "Хорошо! У вас, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи". Автор слов :«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»
(А.С. Пушкин)
3. (Слайд 5)Его родиной был остров Самос (отсюда и прозвище - Самосский), где он появился на свет приблизительно в 580 г. до н. э. Его отцом был резчик по драгоценным камням. Согласно древним источникам, он с рождения отличался удивительной красотой; когда стал взрослым, носил длинную бороду и диадему из золота. Его одаренность также проявилась в раннем возрасте. В его школе много внимания уделялось музыке, живописи, физическому развитию, здоровью. Известно, что он четыре раза был Олимпийским чемпионом. Сначала судьи одной из первых в истории Олимпиады не хотели допускать его к соревнованиям по кулачному бою, укоряя его маленьким ростом. Он пробился и победил всех противников.(Пифагор)
Предварительный просмотр:
Викторина
«Ты, я и информатика»
8 – 11 классы
Цель нашей викторины: систематизировать знания и умения, полученные в течении обучения информатике и применить их в новых условиях, а также у каждого из вас есть возможность определить пробелы в знаниях. Для сегодняшнего конкурса вам понадобиться и смекалка, и эрудиция, и быстрота реакции и умение анализировать.
Организационная часть
- Приветствие
- Представление жюри
- Представление команд
- Конкурс «Визитная карточка»
Капитаны представляют свою команду: ее название, эмблему.
Основная часть
2. Конкурс «Эрудит»
Отвечают по 1 человеку по очереди представители каждой команды. На ответ - 1 секунда. За верный ответ - 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то возможность ответа предоставляется другой команде.
- Действие производимое с клавишей (нажатие)
- Неправильная запись в программе (ошибка)
- Переведите на английский язык слово «вычислять» (компьютер)
- Ноль или единица в информатике (бит)
- Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус)
- Адресуемый элемент памяти (ячейка)
- Строго определенная последовательность действий при решении задачи (алгоритм)
- Указание исполнителю (команда)
- Проблема, которую надо решить (задача)
- Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической информации (монитор, дисплей)
- Символ - разделитель (пробел)
- Простейший прибор для вычислений (счеты)
- Гибкий магнитный диск (дискета)
- Так называют специалистов в своей области (ас)
- «Мозг» компьютера (процессор)
- Взломщик компьютерных программ (хакер)
- Валюта, в которой получает программист зарплату в Индии (рупия)
- Популярный среди школьников вид компьютерных программ (игра)
- Печатающее устройство (принтер)
- Указатель местоположения на экране (курсор)
- Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (зависание)
- Место хранения информации (память)
- Специальные правила, определяющие принцип построения слов и предложений (синтаксис)
- Начинающий пользователь (чайник)
- Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств (железо)
- Всемирная глобальная сеть (Интернет)
- Карманное вычислительное устройство (калькулятор)
- Знак, используемый для отделения целой части от дробной в информатике (Точка)
- Как называется человек - фанат компьютерных игр (геймер)
- Числовое представление мнения преподавателя о работе ученика (оценка)
Предварительный подсчет баллов.
Конкурс капитанов
Предлагаются 4 карточки с вопросами. Капитаны выбирают по 1 вопросу. Думают над вопросами 2 минуты. Верный ответ - 1 балл. За досрочный ответ - 1 балл.
- Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (все они связаны словом «Винчестер»)
- Когда появился манипулятор типа «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (Колобок)
- Почему на компьютерном жаргоне процессор называется камнем? (основой микросхемы процессора является кремниевый кристалл высокой чистоты)
- Первый ПК «APPLE», согласно легенде, появился на свет в гараже Силиконовой долины (США) в 1977 году. Однако в 1981 году одна фирма выпустила более удачную модель ПК, которая на ближайшее время стала эталоном и завоевала рынки на всех континентах. Назовите ее марку (IBM)
Конкурс «Дешифратор»
Команде выдаются карточки с пословицами, которые перефразированы на компьютерный лад. Задача ребят перевести их в общепринятую форму. За верный ответ - 1 балл.
- Лучше Корвет на столе, чем Pentium во сне.
- Каждая новая программа - это хорошо забытая старая.
- По компьютерам встречают, по программам провожают.
- Алгоритмам учиться - всегда пригодится.
- Не дорога программа, дорог алгоритм.
Предварительный подсчет баллов.
Конкурс «Лингвист»
Дается слово «ИНФОРМАТИКА». Необходимо составить из него существительные, нарицательные в ед. числе за 1 минуту. За 1 слово - 1 балл.
Подсчет баллов, определение победителей.
Предварительный просмотр:
Игра «Математическое путешествие»
Математическое путешествие проводится в четвертый день предметной недели. В игре участвуют команды 5-9 классов (все ученики класса). На станцию и со станции учащиеся отправляются строго по звонку; время стоянки на каждой станции 4-5 минут. Количество станций шесть. Каждый класс получает маршрутный лист, который он должен предъявлять организаторам на станциях. После игры листы сдаются главному организатору.
Пример маршрутного листа
Название станции | Кабинет | Баллы за ответы | Дополнительные баллы или штрафы | Подпись дежурного на станции |
БЛИЦ-ТУРНИР | ||||
СЛЕДОПЫТ | ||||
РЕБУСНАЯ | ||||
КУРЬЕЗНАЯ | ||||
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК | ||||
Итого |
Станция « Ребусная»
Разгадайте ребусы
Ви3на; 1ум; 2д; Ш3х;
За1ка; о5; 1очка; 1бор;
Ш1а; Ф1а; По2л; 3умф;
Л+100пад; на; зз+т.
Ответы:
Витрина, разум, парад, штрих, заколка, опять, одиночка, разбор, школа, фраза, подвал, триумф, листопад, поляна, паразит; хомяк, стрижка, мостовая.
Станция «Черный ящик»
Назовите предмет, лежащий в черном ящике
1. (Телефон)
Подсказки:
- придуман был он Морзе и мог передавать только звуковой сигнал, это была такая роскошь, чтобы использовать его нужно было пройти не один метр, иногда даже километр, так как он был не у каждого в доме;
- этот предмет может быть любого цвета и размера, его можно потрогать и передать другому. Если он тебе надоел, то можешь его поменять;
- когда он рядом мы можем не беспокоиться за своих близких, можем разговаривать целые сутки, выбирать удобные условия. Сейчас он есть у каждого человека и с каждым днем он все совершенней. Раз и услышал человека, раз и сказал ему все, что хочешь.
2. (Линейка)
- в древние времена этот предмет заменяли шаги человека, животного. Затем его модифицировали и он стал использоваться при построении зданий, при расчетах, но был очень большим и неудобным. Далее уменьшили его размеры и смогли с его помощью считать, вычислять;
- он может быть длиной до метра. Сделан из любого материала, даже из бумаги. Мы очень часто использовали его в младших классах для счета;
- сегодня мы его берем для того, чтобы начертить отрезок, прямую, многие дети его используют для счета до 30.
3. (Расческа)
- в истории древнего мира, особенно в неандертальский период, этот предмет заменяла особая кость, у индейцев и многих других древних народов использование этого предмета считалось тайным ритуалом, и происходил он один раз – перед сном;
- в эпоху А.С. Пушкина этот предмет был роскошью и не у каждого человека, мужчины его почти не использовали, а во дворцах его даже украшали драгоценными камнями;
- сегодня он есть в каждом доме, человек не представляет себе жизни без него. У каждого этот предмет свой, а то и не один. Ни одна из девочек, женщин не может без него обойтись и справиться со своими волосами. На Руси он назывался гребень.
4. (Часы)
- этот предмет был изобретен в Китае в 725 году. Про него существует много загадок. На одном из аукционов в этом году за него давали цену 3 500 млн. долларов, так как он являлся одним из содержательных предметов и имел в себе: карту звездного неба, секундомер, барометр и еще много других механизмов;
- в Египте пока не был придуман этот предмет, использовали палку и солнце. Раньше носили на золотой или серебряной цепочке. Как пользоваться этим предметом вас специально обучают;
Станция «Курьезная»
С помощью цифр, арифметических действий, возведения в степень и любого количества скобок записать:
- Единицу тремя пятерками;
- Двойку тремя пятерками;
- Четыре тремя пятерками;
- Пять тремя пятерками;
- Нуль тремя пятерками;
- Единицу, употребив все 10 цифр;
- Четырьмя 2 каждое из чисел от 1 до 10, кроме 7.
Например, записать с помощью трех пятерок числа 0, 4, 5:
0 = 5 х (5 – 5); 4 = 5 – 5 : 5; 5 = 5 + 5 – 5
Ответы
1) 1= (5 : 5)5 = 55 – 5 2) 2 = (5 + 5) : 5 3) 4 = 5 – 5 : 5
4) 5 = 5 + 5 – 5 = 5 ∙ 5 : 5 5) 0 = 5 ∙ (5 – 5) = (5 – 5) : 5
6) 1 = 1234567890 = (9 – 8) – (7 – 6) + (5 – 4) – (3 – 2) +1 – 0
7) 1 = 22 : 22 = (2 + 2) : (2 + 2) = 222-2 2 = (2 : 2) + (2 : 2) = 2 + 2 – 2
3 = (2 ∙ 2) –(2 :2) 4 = 2 ∙ 2 + 2 – 2 5 = 2 ∙ 2 + 2 : 2
6 = (2 + 2) ∙ 2 – 2 8 = 2 + 2 + 2 + 2 9 = 22 : 2 – 2
10 = (2 + 2) ∙ 2 + 2 = (22 – 2) : 2
Станция «Блиц-турнир»
В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на вопросы. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
1. 1 % от 1000 рублей? (10 руб.)
2. Единица скорости на море? (узел)
3. Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)
4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)
5. Книзу летит капельками, а кверху – невидимкой? (вода)
6. Фигура, образующая при пересечении двух прямых? (угол)
7. Результат математического действия? (ответ, решение)
8. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)
9. Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)
10. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)
11. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)
12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? (стереометрия)
13. Как называется сотая часть числа? (процент)
14. Назовите единицу массы драгоценных камней (карат)
15. Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр (геймер)
16. Основная часть Интернета – Всемирная … (паутина)
17. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом» (180о)
18. Над водою - ушко, под водою – брюшко (айсберг)
19. Направленный отрезок? (вектор)
20. Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)
21. К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
22. Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)
23. Ты за ней – она от тебя,
Ты от нее – она за тобой (тень)
24. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
25. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Станция «Следопыт»
Найдите различия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика.План недели математики
Предлагаю вашему вниманию план недели математики...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Ее зовут Королевой"
Сценарий математического вечера – «Ее зовут Королевой» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, дружеские шаржи, сценки, фокусы, которые соединяют «Веселые минутки» (пе...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Бросайка"
Сценарий математического соревнования – «Бросайка» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, которые соединяют «Веселые минутки» ( танцы, сценки), игры с болельщиками. В...
Внеклассные мероприятия по математике к неделе математики
В папке представлены разработки внеклассных мероприятий по математике для 6-9 классов, которые можно провести в рамках предметных недель в школе. Мероприятия очень интересны и познавательны, и актуаль...
Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.
Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...