Деятельностный подход в образовании
статья по математике на тему

Антонова Эльвира Викторовна

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Современная школа должна научить обучающихся учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostny_podkhod.pptx83.26 КБ
Файл lektsia.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельностный подход в образовании: сущность и возможности реализации Выполнила Антонова Эльвира ф акультет математики м агистратура, 1 курс

Слайд 2

В чём же сущность деятельностного подхода? в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности условием самореализации личности является деятельность деятельностный подход предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам

Слайд 3

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения

Слайд 4

«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска …» Г.А.Цукерман

Слайд 5

Технология СДП включает в себя: Мотивацию к учебной деятельности Актуализацию знаний Проблемное объяснение нового знания Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельную работу с самопроверкой Включение нового знания в систему знаний и повторение Рефлексию

Слайд 6

принцип деятельности – ученик, добывая знания сам , осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения принцип целостности – формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить

Слайд 7

принцип психологической комфортности – снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы принцип вариативности – формирование обучающимися способностей к систематическому отбору вариантов и адекватному принятию решений принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе



Предварительный просмотр:

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования.  Основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Современная школа должна научить обучающихся учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Она раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.

 Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам. 
«
Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».

 Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих  для обучающегося личностно-смысловой характер.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Сущность реализации системно- деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…», поэтому деятельность обучающихся целесообразно моделировать в исследовательской технологии. Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать  можно только в процессе деятельности.

   Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для каждого ученика. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у обучающихся возник познавательный интерес, их нужно столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию, а чтобы решить ее, нужно выполнить определенные учебные действия… И уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха. Создание психологического комфорта на уроке, вера в силы каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все это стороны системно- деятельностного подхода.

Особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности – преобразующие, исполнительские, контрольные. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценивания. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Технология СДП включает в себя:

- Мотивацию к учебной деятельности;

- Актуализацию знаний;

- Проблемное объяснение нового знания;

- Первичное закрепление во внешней речи;

- Самостоятельную работу с самопроверкой (вн. речь);

- Включение нового знания в систему знаний и повторение;

- Рефлексию.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  1. принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  1. принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе и т.д.).
  1. принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
  1. принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.
  1. принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому отбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора.
  1. принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образователь- ную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навы- ков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обраба- тывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного рос- сийского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в образовании

Единый методический деньДеятельностный подход в образовании(РМО учителей истории)...

" Деятельностный подход в образовании как формирование учебно-познавательной деятельности на уроках физики".

Через освоение общих способов действия, повышается познавательная активность, обучение становится по настоящему деятельностным и интересным ...

Деятельностный подход в образовании

Всероссийская научно-методическая конференция на тему:«Реализация ФГОС в начальном и дошкольном образовании: достижения, проблемы», 22 мая 2015 года ФБГОУ ВПО «НИСПТР» г. НабережныеЧелны Республ...

Деятельностный подход в образовании

Доклад на конференции "Деятельностный подход в образовании"...

Развитие системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС

Итоговая аттестационная работа на курсах повышения квалификации. Московская академия профессиональных компетенций "Педкампус"....

Системно-деятельностный подход в образовании - основа ФГОС нового поколения ООО

Системно-деятельностный подход предполагает применение соответствующие ему элементы урока...

Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....