Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС
статья по химии на тему

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Столкнувшись с проблемой неуспеваемости учащихся  при изучении химии, я решила, что наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение. Проблемное обучение используется как элемент в таких технологиях как развивающее обучение, технология критического мышления, системно-деятельностный подход. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии

в условиях реализации ФГОС

Вводная часть

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Столкнувшись с проблемой неуспеваемости учащихся  при изучении химии, я решила, что наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение. Проблемное обучение используется как элемент в таких технологиях как развивающее обучение, технология критического мышления, системно-деятельностный подход.

Химия – наука экспериментальная. Поэтому в основе преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, а желание вновь и вновь познавать новое. Для эффективного его усвоения большого объема теоретического материала требуется увеличение самостоятельной работы учащихся, ведь добытые собственным умом знания оказываются намного прочнее. В этом заключается актуальность использования технологии  проблемного  обучения на уроках химии.

           Цели введения проблемного метода обучения на уроках: научить школьников объяснять химические  явления  и задачи. Суть проблемного урока – творческое усвоение знаний.

Основные этапы проблемного урока:

1.​ Постановка проблемы.

2.​Поиск решения. Выдвигаются самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение.

3.​Выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным (химическим)  языком в общественно принятой форме.

4.Представление продукта одноклассникам.

Какие методические приемы создания проблемных ситуаций я использую на своих уроках:

-  противоречие (предлагаю им самим найти способ его разрешения);

-   сталкивание противоречий;

-   различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-  рассмотрение явлений с различных позиций

-  проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными или с заведомо допущенными ошибками (лови ошибку)

Проблемный эксперимент – это один из способов создания проблемной ситуации, чтобы вызвать интерес учащихся к поиску причин наблюдаемого явления. Когда проводится неожиданно оригинальный по результатам эксперимент, то создается проблемная ситуация. Проблемной ситуацией является состояние интеллектуального затруднения, когда учащийся не знает, как объяснить явление или факт, и не может получить решение известными ему способами.

Проблемный эксперимент может применяться на различных этапах учебного познания: а) при изучении нового материал; б) при совершенствовании знаний; в) при повторении, обобщении или закреплении знаний; г) при контроле знаний. Опыты, с помощью которых ставится проблема, вызывают интерес, возбуждают любознательность.

 Пример. На  уроке «Щелочные  металлы», целесообразно продемонстрировать опыт взаимодействия  щелочных  металлов  с  водой в начале  урока, создав  тем  самым  проблемную  ситуацию. И урок  идет  в  совсем  другом  русле. Даже  самый  дремлющий ребенок просыпается и сам  задает  вопрос: «А почему не все металлы  одинаково движутся?» Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя.

 Кроме  химического  опыта, который  уже  на  начальном этапе  урока   помогает ученику  включиться в работу, я  использую прием  нестандартной  постановки  вопроса. Например,  после  объяснения  темы «Коррозия  металлов»  предлагаю  учащимся  обсудить  следующие  вопросы:

  • Почему  долго  не  портятся  консервы  в  железных  банках?            

   А  при  изучении  темы  «Жесткость  воды» урок  начинаю  не  с темы, а ситуации, содержащую жизненно-практическую  проблему,  связанную  с  личностным  опытом  в  быту.  Тему  учащиеся  называют сами  позже.

  • При  стирке  белья  в Краснодаре  затрачивается  мыла  меньше, чем  в  Новороссийске.  Почему?

          Учащиеся  заинтересовываются, высказывают  мнения. Учитель  обобщает  предположения. Это  связано  с  месторасположением  населенных  пунктов. Вода  в  Новороссийске  жестче, чем  в  Краснодаре.

  • Что же  придает  жесткость воде? Заметили ли  вы, в какой  воде  лучше  мылится  мыло:  в  дождевой  или  речной, в  речной  или  морской?  Что  происходит  с  мылом  в  морской  воде?  Почему же  вода  называется  жесткой?

         Учащиеся  отмечают, что  морская  вода  соленая, хлопья  образуются потому, что мыло, по-видимому, вступает  в  реакцию с  какими-то  веществами. И вот  теперь время  включить  учащихся  в  индивидуальную  работу над  познавательными, практическими  заданиями с учебником. Активизировать  работу   поможет  опыт образования  мыльной  пены   в  дистиллированной воде  и в воде  из  крана.

Еще одну важную методику я использую для повышения интереса к учебному материалу – открытая проблема, то есть на уроке я обозначаю предел знаний, которые мы изучим, что осталось за нашей программой и что пока не знают ученые.

        При  использовании  всех  этих   методов  роль преподавателя сводится к управлению познавательной деятельностью учащихся,  возбуждает интерес к содержанию материала, включает в интересную для них форму работы, способствует  осознанию  потребности  в  приобретении  новых  знаний.

Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя. Можно и нужно научить самостоятельно  добывать знания, уметь их применять.

Копилка проблемных заданий по химии.

Тема: «Галогены».8кл.

Вопрос 1. Распространение хлора в природе.

Проблема: Как объяснить существование в природе солёных и пресных озёр.

Вопрос 2.Физические свойства хлора.

Проблема: Как поступить, если вы находитесь в комнате, где произошла утечка хлора. Почему хлор не пригоден для отбеливания шерстяных тканей.

Обсуждение свойств можно организовать через историческую справку, где говориться о том, что в 1774г. К. Шееле изучил хлор.

Примеры учебных проблем межпредметного характера.

1.Неожиданность.

Тема «Железо» (9класс)

Студент решил подарить своей возлюбленной кольцо из железа собственной крови, но погиб, так и не собрав нужного количества. Почему?

2.Предположение.

Тема «Кислород» (8класс)

Я.Берцелиус: « Кислород сделался осью, вокруг которой вращается вся земная химия». Докажите справедливость.

3.Неопределённость.

Тема «Водород»(8класс)

Водород не ядовит, но известен случай, когда лаборант отравился при получении данного газа. Как объяснить этот факт?

Учитывая вариативность поисковой деятельности, применяются разные методы: теоретическое исследование текстов, игровые, коллективные методы решения проблем, самостоятельная поисковая деятельность.

На уроках используется занимательная информация межпредметного характера.

Тема « Дисперсные системы» (11класс)

Задача. Сделайте анализ профессионально значимой информации из следующего текста. Приготовление кофе – целое искусство. Важно знать о сущности физико-химических явлений происходящих при варке кофе. Когда кофе заливают кипящей водой, начинается процесс экстрагирования – вытяжка из кофе его растворимых компонентов. Одновременно всплывающие пузырьки пара увлекают за собой ароматические вещества. Варят кофе в лужёных изнутри сосудах. Сначала наливают воду и добавляют сахар по вкусу. Это не случайно, так как водопроводная вода жёсткая, ионы кальция тормозят процесс экстрагирования. При кипячении кофе образуется густая шапка пены – это своеобразная крышка, не позволяющая летучим веществам покидать сосуд, сохраняя аромат и вкус напитка. Пене дают подняться один раз, так как бурлящая жидкость может разрушить пенистую крышку. Подогретый кофе не имеет аромата.

Задания.

1.Определить место дисперсной системы кофе в классификации по агрегатному состоянию фазы и среды.

2. Определить компоненты фазы и среды.

3. Где на практике можно встретиться с пеной.

4. Условия сохранения  вкусовых качеств.

5.Зачем кофе готовят на подслащённой воде?

Цель введения этих вопросов не только связь химии с приготовлением пищи, но актуализация химических знаний.

Очень интересно применение интегрированных задач, то есть задач с информацией межпредметного характера, где требуется привлечение знаний из разных областей.

Тема «Бензол» (10 класс)

Задача. Клюква и брусника долго хранятся в свежем виде, так как в них содержится природный консервант органическая кислота, которая является продуктом окисления бензола. Назовите её и составьте  структурную формулу.

В некоторых задачах есть уточняющая информация, которая помогает в решении.

Задача. Срок годности продуктов питания - это время, в течении которого они сохраняют свою устойчивость. Предложите способы увеличения устойчивости дисперсных систем молока, соков, майонеза.

            Использование педагогической технологий  проблемного обучения позволяет превратить обычные уроки химии в развивающие.

            При подготовке и проведении данных уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:

  • проблемный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;
  • хорошо владеет методикой (технологией) проведения данных уроков;
  • владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках химии (на примере 9 классов)

В работе описывается актуальность проблемного обучения в современной школе, мотивация выбора, соотношение личного опыта с достижениями педагогической науки и практики, противоречия, возникающие на сов...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Обобщение опыта работы по теме: "Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС"....

Использование технологий проблемного обучения на уроках химии

Что такое проблемное обучение? Это современный метод обучения, отвечающий требованиям формирования творчески активных учащихся. Это важнейшее средство развития учащихся. Это тип развивающего обучения,...

статья на тему Проблемное обучение на уроках в условиях реализации ФГОС

статья на тему Проблемное обучение на уроках в условиях реализации ФГОС...

использование технологии проблемного обучения на уроках химии

рассматриваются основные приёмы технологии...