Решение задач
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Попова Татьяна Леонидовна

Решение задач на движение в 5 классе, закрепление материала, отработка ЗУН. Можно использовать данный урок в 6 классе при повторении материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Решение задач на движение34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 5классе.(УМК А.Г.Мордкович, Н.Я.Атанасян)

Учитель: Т. Л. Попова

Тема

Решение текстовых задач

Цель

Учить решать задачи на движение по воде; повторить взаимосвязь между величинами «скорость», «время», «расстояние»; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: функциональную связь между величинами «скорость», «время», «расстояние»;

Уметь: - применять свои знания и навыки для решения практических задач;

- составлять математические модели реальных ситуаций.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определения понятиям;

строить логическое рассуждение;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Регулятивные УУД:

осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

планировать пути достижения целей;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД:

владеть устной и письменной речью;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения;

учитывать разные мнения;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей,

отображать в речи содержание совершаемых действий.

  • мотивация учения;
  • оценивание усвоенного материала;
  • формирование готовности к самообразованию;
  • формирование готовности к волевому усилию.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные понятия

скорость, собственная скорость, скорость течения реки, время, расстояние

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с жизненными ситуациями.

Индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая.

Учебник, карточки с устным заданием, лист самооценки.

Домашнее задание:

Повторить правила, № (выбрать в учебнике); для желающих – составить задачу на движение, используя условия из повседневной жизни

Этапы урока, цель и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Мотивационный  этап. (2мин.)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-сообщить тип урока; какую цель вы ставите перед собой на этом уроке?

Включаются в деловой ритм урока.

 Ставят цели и проговаривают шаги учебной деятельности.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение;

Коммуникативное УУД: владеть устной и письменной речью; Личностные: мотивация учения

        

2. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном учебном действии. (7 мин.)

Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация устного счета и повторения основных типов задач на движение. Раздает карточки для устного счета. Работа в парах.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Анализ затруднений, причины, корректировка знаний. Работа в парах.

Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетради.

Познавательные УУД: давать определения понятиям;

строить логическое рассуждение;

Коммуникативное УУД: владеть устной и письменной речью;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения;

учитывать разные мнения;

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Личностные: оценивание усвоенного материала.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. (15 мин.)

Организовывает работу учащихся. Заполняет таблицу опорных знаний.

s – путь, v –скорость, t - время

s = vt

v = s / t

t = s / v

путь = скорость * время

скорость = путь / время

время = путь / скорость

 Движение по реке

Vc –собственная скорость

Vт – скорость течения

Скорость по течению

Скорость против течения

Vc + Vт

Vc – Vт

= собственная скорость + скорость течения

= собственная скорость -скорость течения

Решить задачи:

  1. Двигаясь по течению реки, катер за 4ч прошел 72км. Какова собственная скорость катера, если скорость течения реки – 2км/ч?
  2. Двигаясь против течения реки, теплоход за 3ч прошел 63км. Какова скорость течения реки, если собственная скорость теплохода – 23км/ч?
  3. При движении против течения реки расстояние 126 км моторная лодка проходит за 7ч. Какова скорость лодки в стоячей воде, если плот тоже расстояние проходит за 63 ч?
  4. Двигаясь по течению реки, расстояние 72км теплоход проходит за 3 ч, а плот – за18ч. Какова скорость теплохода при движении против течения?

 Проговаривают правила и заполняют таблицу в тетради.

Работа в группах. Проговорить правила друг другу, выполнить работу.

Каждая группа объясняет решение 1 задачи. Выявляют пробелы, устраняют причины, корректируют знания.

Заполняют лист самооценки.

Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определения понятиям;

Коммуникативное УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей,

отображать в речи содержание совершаемых действий.

Регулятивные УУД: планировать пути достижения целей;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; Личностные: формирование готовности к самообразованию.

        

4. Физминутка.

(3 мин.)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

5. Этап включения в систему знаний.

( 10 мин.)

Организует самостоятельную работу учащихся, контролирует процесс, оказывает помощь.

Организует проверку, обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Задача:

Вы с группой друзей отправляетесь в путешествие. Сначала вы поедете на поезде 800км(средняя скорость поезда 100км/ч), затем на автобусе 28км(средняя скорость автобуса 40км/ч), потом на катере, скорость которого15км/ч,  26,25км по течению реки(скорость течения 2,5км/ч) и прибудете в  место назначения. За сколько часов вы доберетесь до места назначения; а сколько времени вам потребуется на обратный путь по тому же маршруту.

Выполняют самостоятельно задание, выявляют трудности, корректируют знания.

Заполняют лист самооценки.

Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст задачи;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Коммуникативное УУД: владеть устной и письменной речью;

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

 Личностные: формирование готовности к волевому усилию.

        

6. Этап рефлексии.

 (6 мин.)

Дает количественную оценку работы учащихся. Подводит итоги работы групп и класса в целом. Организует фиксирование материала, рефлексию.

Какова тема урока?

Какие цели ставили?

Достигли поставленной цели? Давайте вспомним основные правила.

Остались у вас вопросы над которыми надо работать? Как вы планируете это сделать?

Повторяют правила, отвечают на вопросы учителя, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Анализируют качество собственной работы на уроке.

Заполняют листы самооценки. Подводят итоги урока.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение;

умение выделять главное и второстепенное.

Коммуникативное УУД: учитывать разные мнения;

аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

 Личностные: оценивание усвоенного материала.

        

7. Домашнее задание. (2 мин.)

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Прокомментировать.

Записывают задание в дневник.

ФИ

Лист самооценки

2. Карточки устной работы.

«+» - ответил на все вопросы правильно

+ / -  -испытывал при выполнении некоторые затруднения

«- «  задания для меня были очень сложными

3. Работа в группе

«+» - ответил на все вопросы правильно

+ / -  -испытывал при выполнении некоторые затруднения

«-«  задания для меня были очень сложными

5. Индивидуальное задание

«+» - ответил на все вопросы правильно

+ / -  -испытывал при выполнении некоторые затруднения

«-«  задания для меня были очень сложными

6.Рефлексия( + или - )

Я знаю как найти путь, скорость, время

Я знаю как найти скорость по течению реки, против течения

Я умею решать задачи на движение

Оценка

Карточка для устной работы.

  1. Формула путиs = vt какойбуквой обозначены; а)путь____; б)время____; в)скорость______
  2. Сформулируйте правило нахождения пути __________________________________________
  3. Какое расстояние пройдет автомобиль за 3ч со скоростью 60км/ч_______________________
  4. Пешеход прошел расстояние в 17км за 5ч. С какой скоростью шел пешеход______________
  5. Автобус прошел 130км со скоростью 65км/ч. Сколько часов был в пути автобус__________

Скорость течения реки – 2км/ч, а собственная скорость катера – 15км/ч.

 Составьте выражения для следующих величин и найти их значения:

  1. Скорость катера при движении по течению реки;
  2. Скорость катера при движении против течения реки;
  3. Расстояние, которое пройдет катер за 3ч, двигаясь по течению реки;
  4. Расстояние, которое пройдет катер за 3ч, двигаясь против течения реки;
  5. Время, которое потребуется катеру на путь 68 км при движении по течению;
  6. Время, которое потребуется катеру на путь 78 км при движении против течения реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебраический метод решения задач В-9 – элемент решения задач С4

В статье представлено пошаговое решение задач В9 алгебраическим способом. И применение этого способа после выработки алгоритма действий к решению задач С4. Приложена презентация, в которой представлен...

Теорема синусов и косинусов.Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при решении задач. Развивать умения сра

Цели урока: развивать навыки самоконтроля  ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при реш...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....

Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"

Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися  важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...