Применение стратегий развития критического мышления для формирования математической компетенции обучающихся
статья по математике на тему
В данной статье говорится о том, что нужно менять подход к обучению, для достижения высоких результатов. Применение стратегий развития критического мышления - это путь к решению поставленной проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение стратегий развития критического мышления для формирования математической компетенции обучающихся
Школьная система образования долгие годы была объяснительно-иллюстративной, а учитель в ней был информатором, сообщающим знания, сегодня же роль учителя другая, так диктует время. Н.А. Назарбаев сказал: «Главная задача школы – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в … конкурентном мире». А это значит, что перед системой образования Казахстана стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к быстроменяющимся условиям современного мира.
Меняются приоритеты в образовании. Одной из главных задач обучения математике сегодня является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.
В связи с практической направленностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Компетенция - это готовность и способность ученика использовать приобретенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Ключевые компетенции - это способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности, при решении актуальных для них проблем.
Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования. Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевые образовательные компетенции поддразделяются:
1. Ценностно-смысловую компетентность.
2. Общекультурную компетентность.
3. Учебно-познавательную компетентность.
4. Информационную компетентность.
5. Коммуникативную компетентность.
6. Социально-трудовую компетентность.
Помимо данных ключевых компетенций, которые являются общими для всех предметных областей, выделяются предметные компетенции – это специфические способности, котрые необходимы для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
Без преувеличения можно сказать, что на уроках математики идёт формирование тех ключевых компетенций, которые являются основой существования личности в обществе.
Математическая компетенция – это способность структуировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, интерпретировать полученные результаты и т.д. Другими словами, математическая компетенция – это сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих успешное решение различных проблем и требующих использования знаний из области математики.
Принято три уровня математической компетентности: низкий - уровень воспроизведения, средний - уровень установления связей, высокий - уровень рассуждений.
Важность развития математической компетенции у современного ученика не требует доказательств. Практика учителей новой формации доказывает, что уровень математической компетенции можно развить, внедряя в учебный процесс идеи семи модулей Программы, ставя в приоритет применение стратегий модуля «Обучение критическому мышлению».
Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей [1, стр.135].
Стратегии развития критического мышления – это стратегии, направленные на способы организации материала, стратегий работы с заданиями, приемы работы в группах.
Стратегии развития критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию обучающегося. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности, тем самым дает возможность развивать математическую компетентность ученика.
Рассмотрим некоторые стратегии развития критического мышления:
- Стратегия «Инсерт».
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Данная стратегия позволяет учащимся поразмыслить над своим обучением, дать оценку своим знаниям, наметить пути к своему познанию, также данная стратегия позволяет развивать навыки саморегуляции.
V «галочка» (то, что уже известно) | Знак «-» (то, что противоречит представлению) | Знак «+» (то, что является интересным и неожиданным) | «?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... |
Например, при изучении темы «Окружность и ее элементы», учащимся предложить на этапе изучения нового материала поработать с текстом учебника, используя данную стратегию. После заполнения таблицы, следует коллективное обсуждение, где ученики, обмениваясь своими знаниями приходят к полному изучению материала.
- Стратегия «Ключевое слово».
Ключевое слово | Определение | Чертеж |
Окружность | Множество точек, равноудаленных от данной точки | |
… | … | … |
Данную стратегию можно использовать и при изучении нового материала, его систематизации, и при контроле знаний.
- Стратегия «Кластер».
Графическая организация материала, позволяющая сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Такой способ иногода называют наглядным мозговым штурмом.
- Стратегия «Связи».
Данная стратегия позволяет выявить уровень знаний учащихся по определенной теме. Также данное задание может нести полезную информацию для ученика, тем самым развивать его информационную компетентность. Например: выполните действия и, расставив слова в соответствии ответам, вы узнаете, что наиболее важно для сохранения молодости и здоровья кожи.
1) | а - 5 | Сон |
2) | а + 5 | Косметические средства |
3) | 1 | Рациональное питание |
- Стратегия «Мозговой штурм».
Это создание банка идей, сбор гипотез по решению проблемы. Перед учениками ставится проблема, дается возможность каждому определить пути решения, затем рассматриваются все гипотезы и колективным обсуждением делается выбор.
- Стратегия «Лови ошибку».
Данная стратегия не только позволяет выявить уровень усвоения знаний по определенной теме, применить знания в новых условиях, но и развивает внимательность, упорство и стремление к достижению поставленных целей.
№ | Лови ошибку | Правильное решение |
1 | ||
2 | ||
3 |
- Стратегия «Кейс».
Перед обучающимися ставится проблема, выслушиваются гипотезы. Затем выдается кейс, в котором есть инструкция по решению проблемы, ресурсы, относящиеся к решению проблемы и посторонние. Работая группой, ребята должны прийти к правильному решению проблемы. Данная стратегия позволяет прогнозировать результат, планировать действия, вести сбор информации, ее отбор, применять различные стратегии для решения проблемы. А также позволяет дать оценку своим действиям. А также развивается сотрудничество и не маловажную роль здесь играет ЗБР.
- Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».
Вопросы низкого порядка – «тонкие» | Вопросы высокого порядка – «толстые» |
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
Ответы на вопросы различного уровня, самостоятельная формулировка вопросов не только позволяют определить уровень математической компетенции для учителя, но прогнозировать свою дальнейшую деятельность на развитие.
- Стратегия «Целеполагание».
Предложение учащимся самостоятельно сформулировать цели к уроку позволят ученику поразмыслить над своим обучением, результатом обучения.
- Стратегии, применяемые на этапе «Рефлексия, обратная связь», позволят ученику рефлексировать над своей деятельностью, а учителю услышать «голос ребенка» и спланировать дальнейшую деятельность для эффективного обучения. Это такие стратегии: «Лестница личностного роста», «Репортер», «СМС», «Две звезды, одно пожелание», «Пять пальцев» и т.д.
Стратегий много, каждая из них решает свои задачи, но с уверенностью можно сказать, что такие уроки, в которых применялись различные стратегии развития критического мышления, отличаются насыщенностью, современностью, продуктивностью, активностью всех участников учебного процесса. А анализ данных уроков позволяет утверждать, что реализация модуля «Обучения критическому мышлению» не только развивает математическую компетенцию обучающихся, но и их личностные качества, позволяющие им быть конкурентноспособными.
Список использованных источников
1. Руководство для учителя – Астана: Центр педагогического мастерства, 2016 –с.135.
2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Химические свойства и применение водорода и кислорода» ( с применением педтехнологии развития критического мышления).
Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления). Цель: - Продолжить формирование знаний понятий « степень окисле...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406611-1392646697.jpg)
представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"
Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-400153-1391763589.jpg)
Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-8490-1488036183.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.
Статья посвящена рассмотрению особенностей применения технологии развития критического мышления в математическом образовании обучающихся школ и студентов ВУЗов. Описываются примеры применения различны...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/07/picture-885161-1649310182.jpg)
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
Что вы знаете о технологии РКМЧП? Б) О чем вы прежде всего думаете, когда слышите словосочетание «критическое мышление»? («человек, который не принимает ничего на веру», «человек, который ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-286508-1377890978.jpg)
Формирование математической компетенции через применение стратегий развития критического мышления
Формирование математической компетенции через применение стратегий развития критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/16/picture-1407892-1655373888.jpg)
Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО
В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от уч...