Обучение математике в предпрофильных классах
учебно-методический материал по математике (8, 9 класс) на тему
Математика - один из основных предметов в любом общеобразовательном учебном заведении. В настоящее время каждый выпускник, несмотря на будущую профессию, должен обладать достаточными математическими знаниями. В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения оценивать свой силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор. Необходимость предпрофильного обучения математике возникла из того, что нельзя учить всех детей в старшей школе одинаково. Предпрофильное обучение уже начинается с начальной школы, где учащиеся решают занимательные, логические задачи, узнают исторические сведения, эпизоды из биографии великих математиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofilnoe_obuchenie.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение математике в предпрофильных классах
Наниз Разиет Еристемовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» а. Понежукай (МБОУ СОШ №1).
Математика - один из основных предметов в любом общеобразовательном учебном заведении. В настоящее время каждый выпускник, несмотря на будущую профессию, должен обладать достаточными математическими знаниями. В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения оценивать свой силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор. Необходимость предпрофильного обучения математике возникла из того, что нельзя учить всех детей в старшей школе одинаково. Предпрофильное обучение уже начинается с начальной школы, где учащиеся решают занимательные, логические задачи, узнают исторические сведения, эпизоды из биографии великих математиков. Уже к восьмому классу учащихся имеют возможность оценить привлекательность математики, её интеллектуальную эстетику, широкое разнообразие интересных математических задач. Именно в этом возрасте начинается систематическая подготовка учащихся к дальнейшему продолжению образования в профильном классе. Эти обстоятельства определяют роль 8-9 классов в системе подготовки к изучению математики в профильном классе как ориентационного этапа.
Часто ученики задают вопросы о том, как при выборе профессии, в дальнейшей жизни им пригодится знание математики, где они cмогут использовать логарифмы, интегралы, теорему Фалеса и т.д. В свое время известный философ И. Кант сказал: «В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики». Да, действительно математика является царицей всех наук, но она и сама служит верой и правдой всем наукам. Расцвет в любой отрасли науки и техники зависит от того, как глубоко математика проникла в эти отрасли, насколько вооружила их математическим аппаратом, на каком уровне в этих областях используются современные методы математического моделирования различных процессов механики, физики, химии, биологии, медицины, экономики, социологии, управления, психологии, истории, филологии и т.д. Без математики немыслимо развитие любых наук, любой отрасли знаний, любой новой техники. Поэтому развитие и самой математики как науки всегда имело, имеет и будет иметь огромное значение для продвижения научно-технического прогресса на Земле.
Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:
- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,
- к интеллектуально-физическому развитию т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
- к способности мыслить и действовать творчески.
Как мотивировать познавательную активность? Над данной проблемой работают не только учителя, но и методисты, психологи. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация- один из критериев эффективности педагогического процесса. Задача учителя развить познавательный интерес. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям- к занимательным фактам , явлениям. С этой целью я применяю на уроках математики занимательные задачи, кроссворды, ребусы, дополнительный материал по теме урока, материал из истории развития математики, различные образовательные технологии: дифференцированный подход, элементы личностно- ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии. Для организации творческой деятельности учащихся использую современные методы обучения метод проектов в форме презентаций. Даю задания творческого характера, например написать реферат, сообщение о математиках, занимательные задачи. При построении урока учитываются 3 вида мотивации : социальную ( поднять авторитет ребёнка, похвалить за усердие); прагматическую ( усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз); содержательную (при работе с сильными детьми и одаренными учащимися). Для развития интереса и мотивации в обучении задача моя как учителя- развить стремление к успеху, поощрять , не акцентировать внимание на неудачах. Следующее умение ставить цель- показатель зрелости мотивационной сферы школьника. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. На уроке важен положительный эмоциональный климат. Все, о чем говорилось способствует развитию у учащихся внутренней мотивации и конечно качество знаний зависят от внутренней мотивации. Проводятся нетрадиционные уроки: уроки- лекции, уроки- зачеты, уроки- путешествия, уроки-игры с целью привития познавательного интереса к предмету математика, как науке помогающий правильно мыслить. Хотелось бы закончить словами великого ученого М.В.Ломоносова « Математику затем уже надо учить, что она ум в порядок приводит.»
Литература:
1. Борисова, Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание [ Н. В.Борисова, В. П. Бугрин . - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-364 с.]
2. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе [ Т.Г. Браже Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.]
3. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении [ Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с.]
4. Горберг, Г.С. Информационные технологии [ Г.С. Горберг, А.В. Зафиевский, А. А. Короткин. - М.: Академия, 2004. – 231 с.]
5. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система Д.Я. Данилюк Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 24-28.]
6. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов [ Ю.И. Дик Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47]
7. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе [ И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. – 2006. - 195 с.]
8. Косарев И.С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru : Городской портал. - Пермь, 2009. — Режим доступа: http : // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2009.]
9. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей [ 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2007. – С. 165-173.]
10. Филиппов, В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность? [ В.Н. Филиппов //Учительская газета. - 2006. - № 3. - С. 6-7.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение УМК «Сферы» «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» при обучении математики в 5 классе
Применение УМК «Сферы» «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» при обучении математики в 5 классе в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...
Обучение математике в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение математике в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА изучения курса математики 5-6 классов при работе по учебникам «Математика, 5 класс», «Математика, 6 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича (УМК «Практика Развивающего Обучения (ПРО)»)
Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...
Рабочая программа индивидуального обучения (математика 6 класс)
Рабочая программа для индивидуального обучения (4 часа в неделю)....
Методические особенности обучения математике в классах гуманитарного направления профилизации
Методическая разработка по особенностям изучения математики в профильных гуманитарных классах...
Психологические аспекты обучения математике в классах с вечерней (заочной) формой обучения.
О том, как снизить тревожчащихся на успешные результаты.ность перед экзаменами, психологически настроить учащихся на результат....
План-сетка дистанционного обучения . Математика 5 класс
В период дистанционного обучения важно организовать работу с обучающимися, выбрать тот необходимый минимум из потока информации и выстроить последовательность в обучении, следуя основным дидактическим...