Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов"
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов". Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind.rab_.6_klass.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся
для 6 класса
На 2013-14 учебный год
34 учебных часа
(по 1 часу в неделю)
Разработчик программы: Яковлева В.В.
учитель высшей квалификационной категории
Москва
2013
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов рассчитана на детей шестых классов, имеющих неплохие математические способности, проявляющих интерес к математике и призван а заинтересовать учеников дополняющими обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках, выработать у них навыки рациональных вычислений, развить начала математического и логического мышления, расширить кругозор и, главное, пробудить желание заниматься изучением одной из основных наук.
Решение задач на смекалку, задач- ловушек, головоломок призвано помочь развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Такие задачи доступны для указанной возрастной группы, так как многие из них имеют игровой характер, позволяют поддерживать постоянный интерес различными историческими экскурсами, организовывать состязательные ситуации при их решении. Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение интереса к предмету в данной возрастной группе.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребёнка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
- доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определённых изменений с учётом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приёмы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных учёных-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных задач.
Ш-2. Содержание занятий
Программа индивидуальной внеурочной работы рассчитана на один год обучения и содержит следующие темы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Методическое обеспечение Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:
|
В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.
Домашние задания заключаются и повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом.
Критерии оценки деятельности учащихся
Оценка в дополнительном образовании по пятибалльной или какой-либо другой системе неуместна, т.к. это не школа, здесь нет ни дневников, ни итоговых оценок. Оценивается деятельность учащегося по следующему принципу: максимум похвалы, минимум порицания. Наряду с оценками ''верно" и "неверно" необходимо давать письменную или устную характеристику знаний учащихся. Даже если ответ в корне неверный, педагог наряду с указаниями на недочеты и ошибки всегда должен найти какие-то слова, которые позволят ребенку поверить в свои силы и не потерять интерес к занятиям. Важно в процессе контроля за знаниями учащегося искать не недостатки, ошибки, просчеты, а чуть заметные ростки успеха и прогресса, иногда специально создавая ситуацию успеха.
При оценивании деятельности учащегося важно учитывать, что оценивается лишь то, что на данный момент ученик запомнил, сделал, сказал. Также важно помнить основную функцию оценивания: получить объективное представление о том, что знает, умеет учащийся, что у него получается и как с ним работать дальше, чтобы способствовать его уверенному развитию. Оценка - своего рода мерило, позволяющее определить степень успешности обучения.
Можно вывести некоторые правила оценивания:
- оцениваются не только решение, выполнение задания,
ответ, но и достижения учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для практики и для получения новых знаний; - оценка должна стимулировать деятельность учащихся.
Лучше всего использовать разные формы оценки деятельности учащихся: творческие работы и рефераты по самостоятельно выбранной теме, тематические игры, тесты. Практика показывает, что при использовании какой-либо одной из этих форм оценки, достаточно трудно получить объективные сведения о знаниях и умениях учащихся.
V. Литература
1. Балк М.Б., Балк Г.Д., Математика после уроков: Пос. для учителя. — М.: Просвещение, 1971.
2. Гаднер М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки.—М.: Наука, 1977.
3. Галай Т.Я., Гришевич Гд. Учням про видатних матеМатiкiв. — Львив:
Радяньска школа, 1976.
4. Глейзер Г.И. История математики в школе. — М.: Просвещение, 1981
5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. —М.: Наука, 1978.
6. Козлова Е.Г Сказки и подсказки: задачи для математического кружка. —
М.: МИРОС, 1995.
7. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Математические головоломки и задачи для любознательных: Кн. для учащихся. — М.:
Просвещение, 1986.
8. Кордемекий Б.А. Математическая смекалка. — М.: Гостехиздат, 1957.
9. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4—5 кл. — М.: Просвещение, 1986.
10. Левитин К.Е. Геометрическая рапсодия. — М.: Знание, 1984.
11. Лемап И. Увлекательная математика / Пер. с нем. — М.: Знание, 1985.
12. Лойд С. Математическая мозаика / Пер. с англ. / Сост. М. Гарднер. — М.: Мир, 1984.
13. Математика: Школьная энциклопедия / Под ред. С.М. Никольского. — М.: «Большая Российская энциклопедия», 1996.
14. Мочалов Л.П. 400 игр, головоломок и фокусов. — М.: НТЦ 15. «Университетский», 2000.
15. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. — М.: УНЦ ДО МГУ, 1996.
16. Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учеб. пособие. — СП6.: Союз. 1999.
17. Перельман Я.И. Живая математика. — М.; изд.Русанова,1994
18. Перельман Я.И. Весёлые задачи. – М., АСТ Астрель, 2005
19. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. — М.: Гостехиздат, 1955.
20. Поисковые задачи по математике (4—5 кл.): Пос. для учителя / АЯ. Крысин, 21. В.Н. Руденко, ВИ. Садкова, А.В. Соколова, А.С. Шепетов, Ю.М. Колягин —М.: Просвещение, 1979.
22. Руденко В. Н., Бахурин Г.А, Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.
23. Произволов В.В. Задачи на вырост: Учеб. пособие для внеклассных занятий по математике. — М.: МИРОС, 1995.
24. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.
25. Спивак А.В. Математический кружок. 6—7 классы. М.: Посев, 2003.
26. Совайленко В.К., Лебедева О.В. Сборник развивающих задач с решениями для учащихся 5-6 классов. – Ростов-на-Дону: Легион, 2005.
27. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. – М.: Арис-пресс, 2006
28. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004
29. Шарыгин И.Ф., ЕрганжиеваЛ.Н. Наглядная геометрия. 5—6 кл.: Пос. для общеобр. уч. завед. — М.: Дрофа, 1998.
30. Шейника О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003..
31. Ященко И.В. Приглашение на математический праздник. — М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998.
32. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Под ред. О. Г. Хини. — М.: АСТ—ЛТД, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Внеклассная работа в развитии творческих способностей учащихся
Внеклассная работа в развитии творческих способностей детей....
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...
из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся
Опыт работы учителя русского языка и литературыГрига Ирины Иннокентьевныпо теме «Развитие творческих способностейна уроках русского языка и литературы»...
Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.
Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда....
Доклад "Формы работы по развитию творческих способностей учащихся"
Данная работа - это небольшое собрание методов и технологих, применяемых на моих уроках. Здесь вы можете познакомиться как с методами, так и их примерами из моего педагогического опыта....
Развитие творческих способностей учащихся 5 – 6 классов
Презентация "Развитие творческих способностей учащихся 5 – 6 классов", созданная с целью показать на конкретном примере возможности развития детей 5 - 6 классов....
Планирование и ситема работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и летературы
На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческие способности учащихся. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы его мозг успевал идентифиц...