Доклад "Формы работы по развитию творческих способностей учащихся"
методическая разработка (история) по теме
Данная работа - это небольшое собрание методов и технологих, применяемых на моих уроках. Здесь вы можете познакомиться как с методами, так и их примерами из моего педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_po_razvitiyu_tvorcheskih_sposobnostey.doc | 36.5 КБ |
aleksandrova_e.v.pdf | 980.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы по развитию творческих способностей учащихся в 7-9 классах.
Александрова Е.В.
учитель истории
МОУ СОШ №16
Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась, требуя от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Преамбулой к своему выступлению я использовала высказывание Фишера: Быть всегда творческим - значит быть всесильным. Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент быть готовым решать проблемные вопросы и разрабатывать новые концепции.
Что же такое творчество? Творчество – это сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил и пораждающая нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно-исторической уникальностью. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных.
Обязательные условия проведения занятия, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.
1. Педагог должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека)
2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
3. Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.
4. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
5. Непременным условием проведения занятия является положительная поддержка личности каждого ребенка.
6. Во время занятия исключается всякая критика личности и деятельности детей.
Система использования творческих заданий, ориентированных на развитие креативных способностей школьников
- I этап: 5-7 классы - знакомство с видами творческих заданий и технологий их выполнения.
- II этап: 8 класс – использование творческих заданий при изучении отдельных тем.
- III этап: 9 класс – работа с творческими заданиями на каждом уроке.
Перейдем к основным формам работы по развитию творческих способностей учащихся.
В 5 классах, мы приобщаем детей к творчеству. Это кроссворды, конкурсы рисунков, разыгрывание сценок. Например, чтобы легче понять последствия военных походов фараонов для населения, мы разыграли сценку. Выходят 3 ученика: вельможа, 2 крестьянина. Вельможа рассказывает о том, как обогатился за счет похода. А крестьяне жалуются, что пришли в запустевший дом, к запустевшей земле, кроме ран ничего не получили. У детей формируется представление о последствиях, так легче вспомнить в дальнейшем.
Однако, чем взрослее дети становятся, тем больше приемов можно использовать.
Драмогерменевтика.
- искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации путем «действия». Для того, что объяснить термины «революция» и «реформа» можно использовать лист бумаги или два надутых шарика. Из квадратного листа сделать округлый можно двумя способами: с помощью ножниц и оторвав углы. Результат налицо – одно быстрее, но неаккуратнее, много недочетов, другое – медленно, но ровно. То же самое и с шариками. Выпустить воздух можно - лопнуть или медленно сдуть.
ПОПС –формула.
Расшифровывается так: Позиция, Объяснение, Пример, Суждение. Такая форма помогает высказать свою точку зрения, пусть даже и неправильную, формирует грамотность речи.
Буриме – игровой прием, который позволяет развивать у детей фантазию, импровизацию. По предложенным словам, выражениям, датам, учащимся предлагается составить свой рассказ по теме урока с обязательным использованием упомянутых слов. Рассказы могут сопровождаться иллюстрациями. В классе обычно царит оживление, каждый хочет похвастаться своей версией. А между тем, у ребенка складывается свое понимание полученной информации. Такой прием можно использовать и при обобщении и при повторении.
Синквейн или «пятистишие» помогает раскрыть оригинальность мышления у ребенка, дает возможность поработать всем.
Кубик Блума – назван в честь создателя. На гранях кубика написаны начала вопросов: Почему, Объясни, Назови, Предложи, Придумай, Поделись. Ученики бросают кубик и формулируют вопросы по той грани, на которую выпадает кубик к учебному материалу.
Игра «Аналитик». Более сложной может стать работа учеников не стекстом учебника, а с хрестоматией, дополнительными материалами. И тут необходимо продумать задание, чтобы работа выполнялась творчески. Ребятам предоставляется, например, таблица «Итоги второй мировой войны»: численность населения стран-участниц, численность армий, данные о военной технике, о потерях. К данной таблице они получают задание: Проанализировав имеющиеся данные, напишите небольшой очерк и сами дайте ему название. Другой темой может быть «Россия в начале 19 века» и т.д.
Наконец, детям очень нравится такая форма, как пресс-конференция. Они любят выступать в роли журналистов, историков, политиков и т.д. например, в 8 классе на уроке обществознания мы провели пресс-конференцию на тему: «Человек и природа». Но учителю необходимо написать развернутый план изучения-обсуждения, а в конце каждому ученику предлагается написать небольшой очерк.
В заключение прочитаю стихотворение, необычно названное «Урок самости»:
Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только САМ.
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ТЫ.
Где куются ключи к твоей новой судьбе?
Лишь в ТЕБЕ.
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь с СОБОЙ!
Плакат с текстом повисел около месяца, как-то, просматривая тетради, я увидела, что многие ученики выписали его себе. Значит, ученики сделали для себя вывод, что нужно развивать себя творчески, уметь мыслить самостоятельно, создавать нечто новое, оригинальное
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Внеклассная работа в развитии творческих способностей учащихся
Внеклассная работа в развитии творческих способностей детей....
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обобщение опыта работы....
Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочное время
Показать формы работы по развитию творческих способностей детей с ОВЗ...
из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся
Опыт работы учителя русского языка и литературыГрига Ирины Иннокентьевныпо теме «Развитие творческих способностейна уроках русского языка и литературы»...
Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...
Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов"
Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов". Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....
«Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей детей с нарушениями слуха» (мастер-класс)
Распространение педагогического опыта работы с детьми с нарушением слуха по изготовлению инсталляции из бросового материала....