Из опыта работы тьютора с одаренными детьми
статья по математике (5, 6 класс) по теме

Пухова Елена Сергеевна

      Кафедра математики и информатики ГБОУ  ИРО Краснодарского края   пять лет назад, создавая  команду единомышленников из числа учителей -  тьюторов по работе с одаренными школьниками, ставила своей целью сохранение и развитие традиций математического образования в крае, поддержку различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т.д.), методическую помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержку программ в области преподавания математики. Главным результатом работы тьюторов под руководством кафедры видится в создании в среде молодежи более положительного отношения к математике и вообще к точным наукам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_matematicheskaya_karusel.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Победа каждого                                                

      Кафедра математики и информатики ГБОУ  ИРО Краснодарского края   пять лет назад, создавая  команду единомышленников из числа учителей -  тьюторов по работе с одаренными школьниками, ставила своей целью сохранение и развитие традиций математического образования в крае, поддержку различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т.д.), методическую помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержку программ в области преподавания математики.

      Главным результатом работы тьюторов под руководством кафедры  видится в создании в среде молодежи более положительного отношения к математике и вообще к точным наукам. Многие школьники видят в математике не красоту и силу мысли, а натаскивание, тупое заучивание и повод для головной боли.

      Конечно, подавляющее большинство учащихся, с которыми мы работаем, не станут профессиональными математиками, а разойдутся по разным жизненным путям. Но на всю жизнь математика останется их дружественной спутницей. Некоторым из них никогда не придется вспомнить ни одной школьной теоремы. Но их помощниками останутся - умение отличить точно поставленный вопрос, видение математической ситуации под нематематической оболочкой.

      Одним из видов нашей работы стали математические игры, которые помогают учащимся правильно оценить свой уровень и свои возможности.

Поэтому нам, педагогам, тьюторам важно найти как можно больше способных учеников соответствующего возраста в школе, районе. Их все равно не бывает много и часто не хватает для укомплектования команды.

      Способные ученики подходят к серьезному уровню в результате успешных занятий в хорошем математическом кружке или классе. Это лучшие ученики классов, которые показали свою способность к решению нестандартных задач и которым безусловно рекомендуется заниматься математикой. Не секрет, что дети, одаренные в математике, редко бывают «узкими специалистами». Часто они успешны и в других школьных предметах.  Как правило, стремятся достичь более высокого результата по нескольким предметам. Очень редко математические способности таких ребят остаются невостребованными.

      Во многих крупных школах края существуют кружки, в которых школьников круглый год тренируют решению олимпиадных, конкурсных задач. Кружки ведут  преподаватели – энтузиасты, ставящие своей целью показать детям красоту математических знаний. Некоторая часть этих знаний пригодится детям на математических играх, турнирах, на олимпиадах. Хороший кругозор в элементарной математике будет востребован и потом, уже в ходе их самостоятельных занятий. Если ученику повезло с учителем, то кружок становится тем местом, где школьник впервые знакомится с целым рядом ценнейших математических идей, с естественными для всей математики приемами рассуждений, с азами логического и алгоритмического мышлений. Школьный урок, как правило, "гасит" сильного ученика. Кружок, наоборот, "зажигает".

      Целенаправленная подготовка показывает, что сложно, точнее невозможно, подготовить к успешному выступлению на соревнованиях школьника средних способностей. Математические турниры, игры позволяют выявить математические способности ученика, то есть способности к построению логических конструкций в новых, неизвестных для него ранее ситуациях. Соревнования по математике особенные. Они не имеют массового зрителя, его и не может быть.  Но игры весьма массовые, но, как правило, не на виду.

      Математические турниры используют в качестве стимула дух соперничества - в этом сила математических игр. Сила потому, что в детском возрасте призыв посоревноваться находит отклик в душе почти каждого человека. Школьники, которые увлеклись математикой и уже втянулись в математические соревнования, стараются получить на них все более высокие результаты. Дух состязаний подталкивает их к максимальному напряжению всех сил при подготовке к игре и на самой игре.  Главные стимулы - все внутри каждого участника.

        Краевой конкурс «Математическая карусель» в 2015-2016 учебном году проходил с 29.02.2016 г. по 20.05.2016 г. Во многих муниципалитетах края  команды учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений соревновались на самом серьезном уровне. Были определены победители и призеры районного этапа. Для участия в очным этапе «Математической карусели» в городе Краснодар подали заявки 28 команд, представляющих районы и города края. При проведении заключительного этапа конкурса гостеприимно распахнула свои двери краснодарская гимназия №3.

        По положению на очный этап в соответствии с графиком прибыли команды из 6 учащихся и сопровождающего учителя.  С помощью жюри конкурса была проведена регистрация команд-участниц.

Основная задача школьного математического образования - изучение алгоритмов действий в стандартных ситуациях  в составе команды. Основная цель подготовки к играм  - психологическая готовность к решению нестандартных заданий.

       В соответствии с традицией для «Математической карусели»  сочиняются и подбираются красивые и занимательные задачи, в которых в концентрированном виде присутствуют яркие математические факты и идеи. Такие задачи надолго запоминаются. Так было и в этой игре.  Задания очного этапа вызвали интерес и доставили радость и школьникам, и учителям, и членам жюри. Хорошие конкурсные задачи имеют еще и научное значение - формулируются новые интересные факты и связи в форме таких задач. Поэтому они были достаточно познавательными, достаточно разнообразными, а также оригинальными и соответствующими возрасту конкурсантов. Задачи, предложенные на турнире,  помогали  по-новому посмотреть на давно известные вещи.

      «Математическая карусель» – это командное соревнование по решению задач. Побеждает в нем команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачетном, но очки начисляются только за задачи, решенные на зачетном рубеже.

      Команд-участниц было так много, что пришлось проводить игру в два этапа. Азарт, заинтересованность, собранность, умение работать в команде, взвешенно подходить к поиску разнообразных решений участников игры просто восхищали. Работа на зачетном рубеже дала возможность проявить себя каждому учащемуся. Скорость, оригинальность, четкость формулировок поражали членов жюри. Погружение в условие, анализированные решения, сосредоточенность  привели не к одному изгрызенному детьми карандашу.

Командный дух, нестандартное мышление помогли выйти в сильнейшие командам Новороссийска, Геленджика.

Педагоги-наставники, тьюторы, члены жюри вместе с учащимися в ходе состязания испытали настоящее удовольствие, эмоциональный подъем, деловой настрой,  желание обязательно принять участие в краевых играх в следующем учебном году. Это была ситуация, в которой нет проигравших. Мы все, и взрослые, и дети – победители.

Учитель математики №2 г. Апшеронск,

тьютор по работе с одаренными детьми                  Пухова Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"

Статья  посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...

Статья на тему "Стратегии работы учителя с одаренными детьми на уроках немецкого языка"

Данная статья рассматривает методы работы на уроке немецкого языка....

Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе

Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...

Презентация "Некоторые аспекты в работе педагога с одаренными детьми"

Данная презентация - анализ работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми за 2012 - 2013 учебный год...

свидетельство об обобщении опыта работы с лингвистически одаренными детьми (международный уровень)

Опыт работы отделения "Интеллектуал" Малой Академии Наук был обобщен на международном уровне WFB профессионального мастерства....

Из опыта работы тьютора РИП

В материале представлен опыт работы региональной инновационной площадки по направлению "Введение профессионального стандарта "Педагог"...