Разработка районного конкурса для учащихся 5-9 классов «Математический калейдоскоп».
материал по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
В конкурсе принимает участие команда учащихся 5 - 9 классов, по одному человеку из каждого класса. Для участия в конкурсе каждое ОУ может направить только одну команду. Конкурс проводится в два этапа:
· Заочный этап - работа, включающая в себя:
o презентацию, посвященную биографии одного из великих математиков и его вкладу в науку (не более 5 слайдов);
o буклет - шпаргалка по теме «Старинные меры»;
o кроссворд по теме «В лабиринте великих имен и открытий».
По итогам заочного этапа проводится отбор 5 лучших команд, которые будут принимать участие в очном туре. (Команды оповещаются заранее и должны подготовить название, девиз, приветствие соперников).
· Очный этап проводится в виде командного соревнования учащихся и включает в себя следующие разделы:
o Исторический материал (ученые – математики, математические открытия, названия стран, старинные меры);
o Математические термины;
o Задачи на математическую логику и сообразительность;
o Решение задач по курсу математики 5-9 классов.
Основная цель конкурса:
- выявление, поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся общеобразовательных учреждений района.
Задачи конкурса:
- стимулирование интереса школьников к изучению математики;
- активизация новых форм работы с учащимися, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- подготовка учащихся к участию в интеллектуальных турнирах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий конкурса | 1.11 МБ |
Положение о конкурсе | 36 КБ |
Кроссворд "Старинные меры" | 112.5 КБ |
Презентация этапа "Своя игра" | 2.79 МБ |
Карточки для этапа «В лабиринте великих имен и открытий» | 514.5 КБ |
Презентация правильного решения этапа "Анаграммы" | 1.4 МБ |
Задание командам этап "Анаграммы" | 20.5 КБ |
Презентация правильного решения этапа «В лабиринте великих имен и открытий». | 2.18 МБ |
Презентация этапа "Звездный час" | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНКУРСЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
«Математический калейдоскоп»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее положение определяет организацию и порядок проведения конкурса.
2. Основная цель конкурса:
- выявление, поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся общеобразовательных учреждений (ОУ).
3. Задачи конкурса:
- стимулирование интереса школьников к изучению математики;
- активизация новых форм работы с учащимися, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- подготовка учащихся к участию в интеллектуальных турнирах.
II. УЧАСТНИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КАЛЕЙДОСКОПА
4. В конкурсе принимает участие команда учащихся 5 - 9 классов, по одному человеку из каждого класса.
5. Для участия в конкурсе каждое ОУ может направить только одну команду.
III. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
6. "Математический калейдоскоп" проводится в два этапа:
- Заочный этап - работа, включающая в себя:
- презентацию, посвященную биографии одного из великих математиков и его вкладу в науку (не более 5 слайдов);
- буклет - шпаргалка по теме «Старинные меры»;
- кроссворд по теме «В лабиринте великих имен и открытий».
Подготовленный материал представить в место в печатном и электронном виде не позднее дата
По итогам заочного этапа проводится отбор 5 лучших команд, которые будут принимать участие в очном туре.
- Очный этап проводится в виде командного соревнования учащихся и включает в себя следующие разделы:
- Исторический материал (ученые – математики, математические открытия, названия стран, старинные меры);
- Математические термины;
- Задачи на математическую логику и сообразительность;
- Решение задач по курсу математики 5-9 классов.
Очный этап Математического калейдоскопа будет проводиться в
место, дата, время
IV. РУКОВОДСТВО И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КАЛЕЙДОСКОПА
7. Общее руководство осуществляется оргкомитет, который:
- разрабатывает программу "Математического калейдоскопа";
- решает общие вопросы подготовки и проведения конкурса;
- информирует ОУ об изменениях сроков или места проведения конкурса;
- готовит предложения по составу жюри конкурса;
- проводит награждение призеров и участников.
8. Для проверки правильности решений заданий конкурса формируется жюри, которое:
- осуществляет подбор и разработку заданий;
- разрабатывает критерии оценивания;
- осуществляет качественную проверку;
- оформляет протокол результатов конкурса.
9. В состав жюри входят ...
V. НАГРАЖДАНИЕ УЧАСТНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КАЛЕЙДОСКОПА
10. Команды-победители конкурса награждаются грамотами УО и памятными подарками.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
КРОССВОРД
12 | ||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||
1 | 15 | |||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
9 | 2 | 14 | ||||||||||||||||
3 | 4 | |||||||||||||||||
5 | 6 | |||||||||||||||||
7 | 13 | |||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
По горизонтали: 1. Большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. 2. Старинная русская мера веса (массы), равная 16 килограммам (Человека узнаешь, когда с ним … соли съешь). 3. Денежная единица на Руси, равная 10 копейкам. 4. Монета достоинством в 3 копейки. 5. Расстояние, равное длине руки от пальцев до локтя («Близок … да не укусишь»). 6. Первоначально обозначал длину человеческого шага («Мерить на свой …»). 7. Расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев («Семи … во лбу»). 8. Это слово, первоначально обозначало золотую монету, а затем стало обозначать меру веса ≈ 4,26 г. («Мал … да дорг»).
По вертикали: 9. Монета достоинством 2 копейки. 10. В старину в России в торговле пользовались этой мерой веса, которую по-другому еще называли гривна («Узнать почем … лиха»). 11. Мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего) («От горшка три …»). 12. Русская дометрическая мера объема жидкостей, равная 12 литров. 13. Название этой меры длины происходит от голландского - ''большой палец''. Равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 14. Одна из наиболее распространенных на Руси мер длины («Косая … в плечах»). 15. Старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты («От слова до дела – целая …»)
в | ||||||||||||||||||
е | ||||||||||||||||||
в | д | |||||||||||||||||
б | е | р | к | о | в | е | ц | |||||||||||
р | о | е | ||||||||||||||||
ф | ш | р | ||||||||||||||||
г | п | у | д | о | с | с | ||||||||||||
г | р | и | в | е | н | н | и | к | а | л | т | ы | н | |||||
л | о | к | о | т | ь | т | ж | а | р | ш | и | н | ||||||
ш | е | |||||||||||||||||
н | ||||||||||||||||||
п | я | д | ь | |||||||||||||||
ю | ||||||||||||||||||
з | о | л | о | т | н | и | к | |||||||||||
м |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. Блез Паскаль .
1 раунд
П риветствие
2 раунд
Математический калейдоскоп
"СТАРИННЫЕ МЕРЫ" КРОССВОРД 12 11 1 15 10 9 2 14 3 4 5 6 7 13 8
КРОССВОРД в е в д б е р к о в е ц р о е ф ш р г п у д о с с г р и в е н н и к а л т ы н л о к о т ь т ж а р ш и н ш е н п я д ь ю з о л о т н и к м ОТВЕТЫ
3 раунд
В переводе с… Из истории В царстве смекалки Старинные задачи Геометрия 1 2 3 4 5 Игра 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 5 5 5 5
Из истории (1 балл) Назовите первые «математические знаки».
цифры
Из истории (2 балла) Название какого раздела математики происходит от греческого слова «число»?
арифметика
Какие числа на Руси назывались ломаными? Из истории (3 балла)
дроби
Какие цифры мы, как правило, используем: арабские или индийские? Из истории (4 балла)
индийские
Именно в этой стране впервые в мире были введены знак «минус» и буквенные обозначения неизвестных цифр. Из истории (5 баллов)
КИТАЙ
В переводе с… (1 балл) Что в переводе с древнегреческого означает слово «геометрия»?
землемерие
В переводе с… (2 балла) Какая цифра в переводе с латинского языка означает НИКАКАЯ?
ноль
В переводе с… (3 балла) Что в переводе с греческого означает слово ПРОПОРЦИЯ?
грация
В переводе с… (4 балла) В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, а в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?
радиус R
В переводе с… ( 5 баллов) Что означает слово «конус» в переводе с древнегреческого: «колпак» или «сосновая шишка»?
сосновая шишка
В царстве смекалки (1 балл) Что больше произведение всех цифр или их сумма?
1 234567890=0 1+2+3+4+5+6+7+8+9+0=30 30 0
Кот в мешке
От трех до пяти (3 балла) Назовите пять дней недели, не называя ни числа, ни названия этих дней недели.
Позавчера Вчера Сегодня Завтра Послезавтра
В царстве смекалки (3 балла) Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого числа было 1000?
Да, разрезав горизонтально:
В царстве смекалки (4 балла) Три в квадрате равно 9, четыре в квадрате равно 16. А чему равен угол в квадрате?
90 0
В царстве смекалки (5 баллов) спор 3 х – 11 = х + 29 спорт пар 18 – 2 х = – 6 парк стол 9 х – 3 = 5 х + 5 ?
спор 3 х – 11 = х + 29 3х-х=11+29 2х=40 х=20 - спор т пар 18 – 2 х = – 6 18+6=2х 2х=24 х=12 - пар к стол 9 х – 3 = 5 х + 5 9х-5х=3+5 4х=8 х=2 - стол б Т К Б А Б В … Й К Л … Т … 1 2 3 11 12 13 20
Старинные задачи (1 балл) Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?
8 часов
Аукцион!!!
Из истории науки В какой научной области Нобелевская премия не присуждается?
математика Альфред Нобель
Старинные задачи (3 балла) На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось – и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
на 19-й день
Старинные задачи (4 балла) – Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы? – Вот сколько, - ответил философ. – Половина изучает математику, четверть – музыку. Седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё три женщины.
Кот в мешке
Все о числах (2 балла) Число, открытое Архимедом.
Число
Геометрия (1 балл) Одно из чудес света – гробницы египетских фараонов, а также геометрическое тело – многогранник
ПИРАМИДА
Геометрия (2 балла) Что есть общего у равнобедренного треугольника и у степени?
основание а n а
Геометрия (3 балла) Именно этими словами греческий математик, «отец геометрии» Евклид заканчивал каждый математический вывод
Что и требовалось доказать.
Геометрия (4 балла) В арифметике – цифра, в геометрии - ?
ТОЧКА
Геометрия (5 баллов) Найдите периметр треугольника со сторонами 3 см, 7 см, 2 см.
Такого треугольника не существует 7 см 2 см 3 см
СВОЯ ИГРА Всё о ней Загадка-теорема Великие о них говорят… Связь наук Анаграмма Системы счисления
Всё о ней Кто автор слов: «Математика ум в порядок приводит»?
Михаил Васильевич Ломоносов
Загадка-теорема Теорема о несправедливом делении: одному — все, а другому — половину.
Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы 30° с )
Великие о них говорят… В. Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них — буква и нота. А каков третий ключ?
цифра буква, нота,
Связь наук Назовите имя великого французского физика и математика, в честь которого названы два творения, оказавшие в разное время большое влияние на развитие информатики.
Блез Паскаль
АНАГРАММА Решить анаграмму: Р Е Л И Г Т Е Н Ь К О
Р Е Л И Г Т Е Н Ь К О Т Р Е У Г О Л Ь Н И К
Системы счисления Рассказывают, что в граде Багдаде жил человек по имени Махнуб . И была у него харчевня «Три пескаря». Однажды в харчевню пришли одиннадцать человек и потребовали подать им рыбы. У Махнуба было только три небольшие рыбки. Однако, имея только три рыбы, Махнуб обещал подать одиннадцать. Гости заинтересовались и даже согласились уплатить деньги вперед. Вам же надо выяснить, как Махнуб выполнил обещание.
Махнуб уложил рыбу на тарелке так - XI
Математический калейдоскоп
Предварительный просмотр:
Приложение 4
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первый поставил задачу определения простых чисел. Первым рассчитал размеры Земли.
____________________________
Доказал, что все в мире относительно.
_____________________________
Ввел термины «функция», «ордината», «абсцисса». Сконструированная им счетная машина выполняла не только сложение и вычитание, но и умножение, деление, возведение в степень и извлечение квадратного и кубического корней.
____________________________
Там, где с морем сливается Нил, в древнем жарком краю пирамид
Математик греческий жил – многознающий, мудрый…
Геометрию он изучал, геометрии он обучал,
Написал он великий труд. Он собрал и систематизировал современную ему математику, строго дедуктивно изложив ее в объемном труде «Начала».
_____________________________
Создатель аналитической геометрии, основанной на методе координат. Первым ввел знак радикала √. Им
была введена современная запись степеней а3; а4; а5.
_____________________________
Швейцарский ученый, работал с 20-ти лет в Российской академии наук, придал современный вид тригонометрии, вывел формулы тригонометрических соотношений, которыми мы сейчас пользуемся. В честь него названо число е, сам он ввел обозначение другого иррационального числа π.
_____________________________
Будучи еще учеником начальной школы моментально нашел сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Его называли «королем математики».
_____________________________
Автор учебника - первой в России энциклопедии математических знаний. По нему учился Михаил Васильевич Ломоносов, называвший его «вратами учености».
_____________________________
Французский математик, внесший огромный вклад в развитие алгебраической символики: в его работах имеется вывод формулы корней квадратного уравнения и их свойств.
____________________________
Создал новую неевклидову геометрию. Автор книг «Новые начала геометрии», «О началах геометрии».
_____________________________
Эратосфен
____________
Альберт
Энштейн
_____________
Готфрид
Вильгельм
Лейбниц
______________
Евклид
____________
Рене
Декарт
_____________
Леонард
Эйлер
____________
Карл
Фридрих
Гаусс
_______________
Леонтий
Филиппович Магницкий
________________
Франсуа
Виет
________________
Николай
Иванович
Лобачевский
________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С хитрым иксом я дружу, По секрету вам скажу, Выбегая из тетрадки, Задает он мне загадки.
Кто ответит, например, Что такое И + Р К С
Думал я весь день вчера, Что такое И К С Р А +
Подсказал мне старший брат, Что такое ИКС + РАТ? И К С Р А Т +
Догадался я без брата, Что такое ИКС + РАТА? И К С Р А Т А +
Не решила вся квартира, Что такое ИКС + ИРА? И К С Р А И +
Долго мучил я соседа, Что такое ИКС + РЕДА? И К С Р Е Д + А
ИКС + Н + РА + ТА, То с бензином, то пуста? и к с А Р н А Т + + +
ИКС + ТА + НА + РА Кто решил, тому «Ура!» С И К Т А Н А А Р + + +
УРА! УРА! ЗАКОНЧЕНА ИГРА В СЛОВА
Предварительный просмотр:
Приложение 6
РЕШИТЬ АНАГРАММЫ:
__________
___________
__________
_________
_________
________
________
_________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В лабиринте великих имен и открытий».
Эратосфен Первый поставил задачу определения простых чисел. Первым рассчитал размеры Земли.
Альберт Энштейн Доказал, что все в мире относительно.
Готфрид Вильгельм Лейбниц Сконструированная им счетная машина выполняла не только сложение и вычитание, но и умножение, деление, возведение в степень и извлечение квадратного и кубического корней. Ввел термины «функция», «ордината», «абсцисса».
Евклид Он собрал и систематизировал современную ему математику, строго дедуктивно изложив ее в объемном труде «Начала». Там, где с морем сливается Нил, в древнем жарком краю пирамид Математик греческий жил – многознающий, мудрый… Геометрию он изучал, геометрии он обучал, Написал он великий труд.
Рене Декарт Первым ввел знак радикала . Им была введена современная запись степеней а 3 ; а 4 ; а 5 . Создатель аналитической геометрии, основанной на методе координат.
Леонард Эйлер вывел формулы тригонометрических соотношений, которыми мы сейчас пользуемся. В честь него названо число е , сам он ввел обозначение другого иррационального числа . Швейцарский ученый, работал с 20-ти лет в Российской академии наук, придал современный вид тригонометрии,
Карл Фридрих Гаусс Будучи еще учеником начальной школы моментально нашел сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Его называли «королем математики».
Леонтий Филиппович Магницкий Автор учебника - первой в России энциклопедии математических знаний. По нему учился Михаил Васильевич Ломоносов, называвший его «вратами учености».
Франсуа Виет в его работах имеется вывод формулы корней квадратного уравнения и их свойств. Французский математик, внесший огромный вклад в развитие алгебраической символики:
Николай Иванович Лобачевский Создал новую неевклидову геометрию. Автор книг «Новые начала геометрии», «О началах геометрии».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
5 раунд
1 вопрос 1 3 2 Архимед Пифагор Л. Эйлер
Убийство Архимеда
2 вопрос 1 3 2 Архимед Пифагор Эратосфен
Закон Архимеда Пифагоровы штаны Решето Эратосфена 3 1 2
3 вопрос 1 3 2 Платон Пифагор Евклид
Академия Платона
4 вопрос 1 3 2 Платон Аристотель Александр Македонский
5 вопрос 1 3 2 Готфрид Лейбниц Карл Вейерштрасс Карл Гаусс
Софья и Вейерштрасс
Математический калейдоскоп
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".
Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса Математический калейдоскоп
Предлагаю разработку внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса "Математический калейдоскоп"А так же презентацию к внекласному мероприятию....
Интеллектальная игра для учащихся 7 класса: "Математический калейдоскоп"
7 класс , математика, интеллектуальная игра " Математический калейдоскоп"...
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6-7 классов "Математический калейдоскоп"
Программа интеллектуального практикума «Математический калейдоскоп" предназначена для учащихся 6-7-х классов, проявляющих интерес к математике, и при этом не об...
КВН по математике для учащихся 5 классов "Математический калейдоскоп"
КВН по математике для учащихся 5 классов...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 –6 х классов "Математический калейдоскоп"
привитие интереса к изучению математики;развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества...