Разработка районного конкурса для учащихся 5-9 классов «Математический калейдоскоп».
материал по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Зеленцова Татьяна Геннадьевна

В конкурсе принимает участие команда учащихся 5 - 9 классов, по одному человеку из каждого класса. Для участия в конкурсе каждое ОУ может направить только одну команду. Конкурс  проводится в два этапа:

·        Заочный этап  - работа, включающая в себя:

o   презентацию, посвященную биографии одного из великих математиков и его вкладу в науку (не более 5 слайдов);

o   буклет - шпаргалка по теме «Старинные меры»;

o   кроссворд по теме «В лабиринте великих имен и открытий».

По итогам заочного этапа проводится отбор 5 лучших команд, которые будут принимать участие в очном туре.  (Команды оповещаются заранее и должны подготовить название, девиз, приветствие соперников).

·        Очный этап проводится в виде командного соревнования учащихся и включает в себя следующие разделы:

o   Исторический материал (ученые – математики, математические открытия, названия стран, старинные меры);

o   Математические термины;

o   Задачи на математическую  логику и сообразительность;

o   Решение задач по курсу математики 5-9 классов.

Основная цель конкурса:

- выявление, поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся общеобразовательных учреждений района.

Задачи конкурса:

- стимулирование интереса школьников к изучению математики;

- активизация новых форм работы с учащимися, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- подготовка учащихся к участию в интеллектуальных турнирах.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1                                                                                                                

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОНКУРСЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
«Математический калейдоскоп»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее положение определяет организацию и порядок проведения конкурса.

2. Основная цель конкурса:

- выявление, поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся общеобразовательных учреждений (ОУ).
3. Задачи конкурса:

- стимулирование интереса школьников к изучению математики;
- активизация новых форм работы с учащимися, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- подготовка учащихся к участию в интеллектуальных турнирах.

II. УЧАСТНИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КАЛЕЙДОСКОПА

4. В конкурсе принимает участие команда учащихся 5 - 9 классов, по одному человеку из каждого класса.
5. Для участия в конкурсе каждое ОУ может направить только одну команду.

III. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ  КОНКУРСА

6. "Математический  калейдоскоп"  проводится в два этапа:

  • Заочный этап  - работа, включающая в себя:
  • презентацию, посвященную биографии одного из великих математиков и его вкладу в науку (не более 5 слайдов);
  • буклет - шпаргалка по теме «Старинные меры»;
  • кроссворд по теме «В лабиринте великих имен и открытий».

Подготовленный материал представить в место в печатном и электронном виде не позднее  дата

По итогам заочного этапа проводится отбор 5 лучших команд, которые будут принимать участие в очном туре.

  • Очный этап проводится в виде командного соревнования учащихся и включает в себя следующие разделы:
  • Исторический материал (ученые – математики, математические открытия, названия стран, старинные меры);
  • Математические термины;
  • Задачи на математическую  логику и сообразительность;
  • Решение задач по курсу математики 5-9 классов.

Очный этап Математического калейдоскопа будет проводиться в

место, дата, время


IV.
РУКОВОДСТВО И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КАЛЕЙДОСКОПА

7. Общее руководство осуществляется оргкомитет, который:
- разрабатывает программу "Математического калейдоскопа";
- решает общие вопросы подготовки и проведения конкурса;
- информирует ОУ об изменениях сроков или места проведения конкурса;
- готовит предложения по составу жюри конкурса;
- проводит награждение призеров и участников.

8. Для проверки правильности решений заданий конкурса формируется жюри, которое:
- осуществляет подбор и разработку заданий;
- разрабатывает критерии оценивания;
- осуществляет качественную проверку;
- оформляет протокол результатов конкурса.

9. В состав жюри входят  ...

V. НАГРАЖДАНИЕ УЧАСТНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КАЛЕЙДОСКОПА

10. Команды-победители конкурса награждаются грамотами УО и памятными подарками.



Предварительный просмотр:

Приложение 2                                                  

КРОССВОРД

 

12

11

 1

15

   10

  9

2

   14

  3

4

5

 6

 7

13

8

По горизонтали: 1. Большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. 2. Старинная  русская  мера  веса  (массы),  равная  16 килограммам (Человека узнаешь, когда с ним … соли съешь). 3. Денежная единица на Руси, равная 10 копейкам. 4. Монета достоинством в 3 копейки. 5. Расстояние, равное  длине руки от пальцев до локтя («Близок …  да не укусишь»). 6. Первоначально обозначал длину человеческого шага («Мерить на свой …»). 7. Расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев («Семи … во лбу»). 8. Это слово, первоначально обозначало золотую монету, а затем стало обозначать меру веса  4,26 г. («Мал … да дорг»).

По вертикали: 9. Монета достоинством 2 копейки. 10. В старину в России в торговле пользовались этой мерой веса, которую по-другому еще называли гривна  («Узнать почем … лиха»). 11. Мера длины, равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего) («От горшка три …»). 12. Русская дометрическая мера объема жидкостей, равная 12 литров. 13. Название этой меры длины происходит от голландского - ''большой палец''. Равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 14. Одна из наиболее распространенных на Руси мер длины («Косая … в плечах»). 15. Старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты («От слова до дела – целая …»)

в

е

в

д

б

е

р

к

о

в

е

ц

р

о

е

ф

ш

р

г

п

у

д

о

с

с

г

р

и

в

е

н

н

и

к

а

л

т

ы

н

л

о

к

о

т

ь

т

ж

а

р

ш

и

н

ш

е

н

п

я

д

ь

ю

з

о

л

о

т

н

и

к

м


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический калейдоскоп

Слайд 2

Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. Блез Паскаль .

Слайд 3

1 раунд

Слайд 4

П риветствие

Слайд 5

2 раунд

Слайд 7

Математический калейдоскоп

Слайд 8

"СТАРИННЫЕ МЕРЫ" КРОССВОРД 12 11 1 15 10 9 2 14 3 4 5 6 7 13 8

Слайд 9

КРОССВОРД в е в д б е р к о в е ц р о е ф ш р г п у д о с с г р и в е н н и к а л т ы н л о к о т ь т ж а р ш и н ш е н п я д ь ю з о л о т н и к м ОТВЕТЫ

Слайд 10

3 раунд

Слайд 12

В переводе с… Из истории В царстве смекалки Старинные задачи Геометрия 1 2 3 4 5 Игра 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 5 5 5 5

Слайд 13

Из истории (1 балл) Назовите первые «математические знаки».

Слайд 14

цифры

Слайд 15

Из истории (2 балла) Название какого раздела математики происходит от греческого слова «число»?

Слайд 16

арифметика

Слайд 17

Какие числа на Руси назывались ломаными? Из истории (3 балла)

Слайд 18

дроби

Слайд 19

Какие цифры мы, как правило, используем: арабские или индийские? Из истории (4 балла)

Слайд 20

индийские

Слайд 21

Именно в этой стране впервые в мире были введены знак «минус» и буквенные обозначения неизвестных цифр. Из истории (5 баллов)

Слайд 22

КИТАЙ

Слайд 23

В переводе с… (1 балл) Что в переводе с древнегреческого означает слово «геометрия»?

Слайд 24

землемерие

Слайд 25

В переводе с… (2 балла) Какая цифра в переводе с латинского языка означает НИКАКАЯ?

Слайд 26

ноль

Слайд 27

В переводе с… (3 балла) Что в переводе с греческого означает слово ПРОПОРЦИЯ?

Слайд 28

грация

Слайд 29

В переводе с… (4 балла) В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, а в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

Слайд 30

радиус R

Слайд 31

В переводе с… ( 5 баллов) Что означает слово «конус» в переводе с древнегреческого: «колпак» или «сосновая шишка»?

Слайд 32

сосновая шишка

Слайд 33

В царстве смекалки (1 балл) Что больше произведение всех цифр или их сумма?

Слайд 34

1 234567890=0 1+2+3+4+5+6+7+8+9+0=30 30  0

Слайд 35

Кот в мешке

Слайд 36

От трех до пяти (3 балла) Назовите пять дней недели, не называя ни числа, ни названия этих дней недели.

Слайд 37

Позавчера Вчера Сегодня Завтра Послезавтра

Слайд 38

В царстве смекалки (3 балла) Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого числа было 1000?

Слайд 39

Да, разрезав горизонтально:

Слайд 40

В царстве смекалки (4 балла) Три в квадрате равно 9, четыре в квадрате равно 16. А чему равен угол в квадрате?

Слайд 41

90 0

Слайд 42

В царстве смекалки (5 баллов) спор 3 х – 11 = х + 29 спорт пар 18 – 2 х = – 6 парк стол 9 х – 3 = 5 х + 5 ?

Слайд 43

спор 3 х – 11 = х + 29 3х-х=11+29 2х=40 х=20 - спор т пар 18 – 2 х = – 6 18+6=2х 2х=24 х=12 - пар к стол 9 х – 3 = 5 х + 5 9х-5х=3+5 4х=8 х=2 - стол б Т К Б А Б В … Й К Л … Т … 1 2 3 11 12 13 20

Слайд 44

Старинные задачи (1 балл) Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

Слайд 45

8 часов

Слайд 46

Аукцион!!!

Слайд 47

Из истории науки В какой научной области Нобелевская премия не присуждается?

Слайд 48

математика Альфред Нобель

Слайд 49

Старинные задачи (3 балла) На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось – и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?

Слайд 50

на 19-й день

Слайд 51

Старинные задачи (4 балла) – Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы? – Вот сколько, - ответил философ. – Половина изучает математику, четверть – музыку. Седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё три женщины.

Слайд 53

Кот в мешке

Слайд 54

Все о числах (2 балла) Число, открытое Архимедом.

Слайд 55

Число 

Слайд 56

Геометрия (1 балл) Одно из чудес света – гробницы египетских фараонов, а также геометрическое тело – многогранник

Слайд 57

ПИРАМИДА

Слайд 58

Геометрия (2 балла) Что есть общего у равнобедренного треугольника и у степени?

Слайд 59

основание а n а

Слайд 60

Геометрия (3 балла) Именно этими словами греческий математик, «отец геометрии» Евклид заканчивал каждый математический вывод

Слайд 61

Что и требовалось доказать.

Слайд 62

Геометрия (4 балла) В арифметике – цифра, в геометрии - ?

Слайд 63

ТОЧКА

Слайд 64

Геометрия (5 баллов) Найдите периметр треугольника со сторонами 3 см, 7 см, 2 см.

Слайд 65

Такого треугольника не существует 7 см 2 см 3 см

Слайд 66

СВОЯ ИГРА Всё о ней Загадка-теорема Великие о них говорят… Связь наук Анаграмма Системы счисления

Слайд 67

Всё о ней Кто автор слов: «Математика ум в порядок приводит»?

Слайд 68

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 69

Загадка-теорема Теорема о несправедливом делении: одному — все, а другому — половину.

Слайд 70

Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы 30° с )

Слайд 71

Великие о них говорят… В. Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них — буква и нота. А каков третий ключ?

Слайд 72

цифра буква, нота,

Слайд 73

Связь наук Назовите имя великого французского физика и математика, в честь которого названы два творения, оказавшие в разное время большое влия­ние на развитие информатики.

Слайд 74

Блез Паскаль

Слайд 75

АНАГРАММА Решить анаграмму: Р Е Л И Г Т Е Н Ь К О

Слайд 76

Р Е Л И Г Т Е Н Ь К О Т Р Е У Г О Л Ь Н И К

Слайд 77

Системы счисления Рассказывают, что в граде Багдаде жил человек по имени Махнуб . И была у него харчевня «Три пескаря». Однажды в харчевню пришли одиннадцать человек и потребовали подать им рыбы. У Махнуба было только три небольшие рыбки. Однако, имея только три рыбы, Махнуб обещал подать одиннадцать. Гости заинтересовались и даже согласились уплатить деньги вперед. Вам же надо выяснить, как Махнуб выполнил обещание.

Слайд 78

Махнуб уложил рыбу на тарелке так - XI

Слайд 79

Математический калейдоскоп



Предварительный просмотр:

Приложение 4    

эратосфен.jpg f350cc2357d6.jpg isaac_newton_hd.jpgeuclide.gifdekart-rene.jpg

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

эйлер.gif Виет.JPG  thn.jpg 799513610_tonnel.gif


Первый поставил задачу определения простых чисел. Первым рассчитал размеры Земли.

____________________________

Доказал, что все в мире относительно.

_____________________________

Ввел термины «функция», «ордината», «абсцисса». Сконструированная им счетная машина выполняла не только сложение и вычитание, но и умножение, деление, возведение в степень и извлечение квадратного и кубического корней.  

____________________________

Там, где с морем сливается Нил, в древнем жарком краю пирамид

Математик греческий жил – многознающий, мудрый…

Геометрию он изучал, геометрии он обучал,

Написал он великий труд. Он собрал и систематизировал современную ему математику, строго дедуктивно изложив ее в объемном труде «Начала».

_____________________________

Создатель аналитической геометрии, основанной на методе координат. Первым ввел знак радикала . Им

была введена современная запись степеней а3; а4; а5.

_____________________________

Швейцарский ученый, работал с 20-ти лет в Российской академии наук, придал современный вид тригонометрии, вывел формулы тригонометрических соотношений, которыми мы сейчас пользуемся. В честь него названо число е, сам он ввел обозначение другого иррационального числа π.

_____________________________

Будучи еще учеником начальной школы моментально нашел сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Его называли «королем математики».

_____________________________

Автор учебника - первой в России энциклопедии математических знаний. По нему учился Михаил Васильевич Ломоносов, называвший его «вратами учености».

_____________________________

Французский математик, внесший огромный вклад в развитие алгебраической символики: в его работах имеется вывод формулы корней квадратного уравнения и их свойств.

____________________________

Создал новую неевклидову геометрию. Автор книг «Новые начала геометрии», «О началах геометрии».

_____________________________

Эратосфен

____________

Альберт

 Энштейн

_____________

Готфрид

 Вильгельм

Лейбниц

______________

Евклид

____________

Рене

Декарт

_____________

Леонард

Эйлер

____________

Карл

Фридрих

Гаусс

_______________

Леонтий

 Филиппович  Магницкий

________________

Франсуа

 Виет

________________

Николай

Иванович

Лобачевский

________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"ХИТРЫЙ ИКС" (анаграммы в стихах)

Слайд 2

С хитрым иксом я дружу, По секрету вам скажу, Выбегая из тетрадки, Задает он мне загадки.

Слайд 3

Кто ответит, например, Что такое И + Р К С

Слайд 4

Думал я весь день вчера, Что такое И К С Р А +

Слайд 5

Подсказал мне старший брат, Что такое ИКС + РАТ? И К С Р А Т +

Слайд 6

Догадался я без брата, Что такое ИКС + РАТА? И К С Р А Т А +

Слайд 7

Не решила вся квартира, Что такое ИКС + ИРА? И К С Р А И +

Слайд 8

Долго мучил я соседа, Что такое ИКС + РЕДА? И К С Р Е Д + А

Слайд 9

ИКС + Н + РА + ТА, То с бензином, то пуста? и к с А Р н А Т + + +

Слайд 10

ИКС + ТА + НА + РА Кто решил, тому «Ура!» С И К Т А Н А А Р + + +

Слайд 11

УРА! УРА! ЗАКОНЧЕНА ИГРА В СЛОВА



Предварительный просмотр:

Приложение 6                                                                                            

РЕШИТЬ АНАГРАММЫ:

 __________

 ___________

 __________

 _________

   _________

  ________

  ________

  _________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«В лабиринте великих имен и открытий».

Слайд 4

Эратосфен Первый поставил задачу определения простых чисел. Первым рассчитал размеры Земли.

Слайд 5

Альберт Энштейн Доказал, что все в мире относительно.

Слайд 6

Готфрид Вильгельм Лейбниц Сконструированная им счетная машина выполняла не только сложение и вычитание, но и умножение, деление, возведение в степень и извлечение квадратного и кубического корней. Ввел термины «функция», «ордината», «абсцисса».

Слайд 7

Евклид Он собрал и систематизировал современную ему математику, строго дедуктивно изложив ее в объемном труде «Начала». Там, где с морем сливается Нил, в древнем жарком краю пирамид Математик греческий жил – многознающий, мудрый… Геометрию он изучал, геометрии он обучал, Написал он великий труд.

Слайд 8

Рене Декарт Первым ввел знак радикала  . Им была введена современная запись степеней а 3 ; а 4 ; а 5 . Создатель аналитической геометрии, основанной на методе координат.

Слайд 9

Леонард Эйлер вывел формулы тригонометрических соотношений, которыми мы сейчас пользуемся. В честь него названо число е , сам он ввел обозначение другого иррационального числа  . Швейцарский ученый, работал с 20-ти лет в Российской академии наук, придал современный вид тригонометрии,

Слайд 10

Карл Фридрих Гаусс Будучи еще учеником начальной школы моментально нашел сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Его называли «королем математики».

Слайд 11

Леонтий Филиппович Магницкий Автор учебника - первой в России энциклопедии математических знаний. По нему учился Михаил Васильевич Ломоносов, называвший его «вратами учености».

Слайд 12

Франсуа Виет в его работах имеется вывод формулы корней квадратного уравнения и их свойств. Французский математик, внесший огромный вклад в развитие алгебраической символики:

Слайд 13

Николай Иванович Лобачевский Создал новую неевклидову геометрию. Автор книг «Новые начала геометрии», «О началах геометрии».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический калейдоскоп

Слайд 2

5 раунд

Слайд 4

1 вопрос 1 3 2 Архимед Пифагор Л. Эйлер

Слайд 5

Убийство Архимеда

Слайд 6

2 вопрос 1 3 2 Архимед Пифагор Эратосфен

Слайд 7

Закон Архимеда Пифагоровы штаны Решето Эратосфена 3 1 2

Слайд 8

3 вопрос 1 3 2 Платон Пифагор Евклид

Слайд 9

Академия Платона

Слайд 10

4 вопрос 1 3 2 Платон Аристотель Александр Македонский

Слайд 11

5 вопрос 1 3 2 Готфрид Лейбниц Карл Вейерштрасс Карл Гаусс

Слайд 12

Софья и Вейерштрасс

Слайд 13

Математический калейдоскоп

Слайд 16

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса Математический калейдоскоп

Предлагаю разработку внеклассного мероприятия для учащихся  5  класса "Математический калейдоскоп"А так же презентацию к внекласному мероприятию....

Интеллектальная игра для учащихся 7 класса: "Математический калейдоскоп"

7 класс , математика, интеллектуальная игра " Математический калейдоскоп"...

Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6-7 классов "Математический калейдоскоп"

Программа интеллектуального практикума «Математический  калейдоскоп" предназначена для учащихся 6-7-х  классов, проявляющих интерес к математике, и при   этом не об...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 –6 х классов "Математический калейдоскоп"

привитие интереса к изучению математики;развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества...