Программа кружка по математике «Знаю, умею, могу»
учебно-методический материал по математике на тему
Программа кружка по математике «Знаю, умею, могу» составлена на основе программы курсов по выбору по математике 8 - 9 классов для предпрофильной подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по математике «Знаю, умею, могу»
Составитель - учитель математики Дидицкая Т.И.
(Измайловский филиал МБОУ «Знаменская сош»
Пояснительная записка
Направленность программы: «Знаю, умею, могу»
- по содержанию является: научно - популярной;
- по функциональному назначению: учебно - познавательной;
- по форме организации: групповой;
- по времени реализации: одногодичной.
Программа кружка по математике «Знаю, умею, могу» составлена на основе программы курсов по выбору по математике 8 - 9 классов для предпрофильной подготовки учащихся.
Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков, проверить свои профессиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе.
Программа рассчитана на базовый уровень овладения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики.
Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность. Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.
Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию элективных курсов, поэтому позволит подготовить обучающихся к профильному обучению на старшем этапе. Предпрофильная подготовка реализуется в различных вариантах индивидуального учебного плана ученика. Содержание данной программы представлено несколькими разделами.
Особое внимание в программе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, еще и измерения.
Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что сочетает в себе учебный и воспитательный аспекты, рассчитана на один год. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у обучающихся, пробуждают любознательность.
Основная цель – формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.
Выделяются следующие дополнительные цели:
- формирование устойчивого интереса к математике и предоставление им возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- выявление и уточнение уровня готовности к освоению предмета «Математика» и развитию математических способностей;
- способствовать созданию более осознанных мотивов изучения математики;
- создавать условия для подготовки к экзаменам по математике как по вероятному предмету будущего профилирования;
- предоставить возможность утвердиться в желании избрать математический профиль.
Задачи:
- расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
- формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
- способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;
- убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;
- расширить сферу применения математических знаний (фигуры на плоскости и в пространстве, приближенные вычисления, совершенствование измерительных умений, применение функций, векторов и др.);
- формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;
- развивать мышление;
- формировать представления об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности;
- готовить к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах;
- ориентировать на профессии, которые связаны с математикой.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний.
Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
С целью повышения познавательной активности обучающихся, формирования способности самостоятельного освоения материала школьники имеют возможность познакомиться с научно – популярной литературой по проблеме применения математики.
Программа состоит из трех разделов: математика – царица наук, математика и профессия, домашняя математика.
Возраст детей: предлагаемая программа кружка «Знаю, умею, могу» предназначена для обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если
- будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике;
- создана библиотека специализированной литературы и дидактический материал по программе курса;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
- будут учтены их мотивация и уровень притязания.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа по группам, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры, практические занятия, консультации, семинары, собеседования, практикумы.
Режим занятий: рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа:
- теоретические занятия – 15 часов;
- практические занятия – 19 часов.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты
Хотя при изучении программы не ставится цель выработки каких – либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов несомненно появится прогресс в подготовке учащихся; те, кому интересна математика и ее приложения, познакомятся с применением методов и идей математики в практической жизни, видят все их многообразие, приобщатся к научно – исследовательской деятельности. Таким образом, данный курс сможет помочь ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования и применения математики
Содержание программы
Раздел I. Царица наук - математика (9 часов)
Рассматривается связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Показываются не только связи с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Обращается внимание на связи математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие.
Показываются связи с такими науками, как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия, как правило, не изучаемые в школе.
В разделе рассматриваются задачи с физическим, химическим, экономическим
и другим содержанием. Они даются в виде упражнений как предметные и прикладные для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий.
Раздел II. Профессия и математика (12 часов)
Раскрывается применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Показывается комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и других.
Рассматриваются прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др.
С целью усиления понимания необходимости математических знаний в профессиональной деятельности планируется приглашение родителей учащихся на занятия кружка, их выступления о выбранной профессии.
Раздел III. Домашний быт и математика (12 часов)
Показать роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Выполнение приближенных вычислений. Умение пользоваться таблицами и справочниками в домашней практике.
Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов. Творческий отчет обучающихся, защита презентаций по теме: «Математика в жизни человека».
Учебно – тематический план программы
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Виды занятий | |
теоретические | практические | |||
I раздел. Царица наук - математика | 9 | |||
1 | Математика в физических явлениях | 1 | ||
2 | Математика в физических явлениях | 1 | ||
3 | Математическая обработка химических и биологических процессов | 1 | ||
4 | Математическая обработка химических и биологических процессов | 1 | ||
5 | Природные и исторические процессы с математической точки зрения | 1 | ||
6 | Природные и исторические процессы с математической точки зрения | 1 | ||
7 | Математика и астрономические процессы | 1 | ||
8 | Математика и астрономические процессы | 1 | ||
9 | Итоговое занятие | 1 | ||
II раздел. Профессия и математика | 12 | |||
10 | Математика в политехническом образовании | 1 | ||
11 | Математика в политехническом образовании | 1 | ||
12 | Математика в легкой промышленности | 1 | ||
13 | Математика в легкой промышленности | 1 | ||
14 | Математика в сфере обслуживания | 1 | ||
15 | Математика в сфере обслуживания | 1 | ||
16 | Экономика – успех производства | 1 | ||
17 | Экономика – успех производства | 1 | ||
18 | Математика и искусство | 1 | ||
19 | Математика и искусство | 1 | ||
20 | Математика и искусство | 1 | ||
21 | Итоговое занятие | 1 | ||
III раздел. Домашний быт и математика | 12 | |||
22 | Марья – искусница | 1 | ||
23 | Марья – искусница | 1 | ||
24 | Здоровый образ жизни | 1 | ||
25 | Здоровый образ жизни | 1 | ||
26 | Здоровый образ жизни | 1 | ||
27 | Сделай сам | 1 | ||
28 | Сделай сам | 1 | ||
29 | Сделай сам | 1 | ||
30 | Решение прикладных задач | 1 | ||
31 | Решение прикладных задач | 1 | ||
32 | Решение прикладных задач | 1 | ||
33 | Решение прикладных задач | 1 | ||
34 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Учебно – методический комплект, дополнительная литература:
для учителя:
Балк М. Б., Петров А. В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986. № 3.
Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. № 3.
Дорофеев Г. В. Математика: 9: Алгебра. Функции. Анализ данных// Математика в школе. 2001. № 9.
Кожевников Т. В. Использование физического материала для обучения геометрии в 9 классе // Математика в школе. 1990. № 2.
Колягин Ю. М., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985. № 3.
Петрова В. А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. 2002. № 8.
Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005, с. 8.
Широков А. Н. Геометрия вселенной// Математика в школе. 2003. № 8.
Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990.
для обучающихся:
Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Дрофа, 2003.
Кипкаев С. В., Кукин Г. П. Прикладные задачи по геометрии: Задачи на освещение // Математика в школе. 2002. № 8.
3. Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. М.: Мир, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
Программа кружка по математике в 5 классе "Занимательная математика"
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления. Кружок «Занимательная математика»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Любознайка: хочу знать и могу сдать ОГЭ» 9Б класс
Пояснительная записка. Рабочая программа кружка по математике для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образов...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по математики «Знаю, умею, могу»
Программа «Знаю, умею, могу» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования по математике....
Дополнительная общеразвивающая программа «Знаю, умею, могу»
Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию элек...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знаю, умею, могу!»
Руководствуясь этой программой, обучающийся научится решать текстовые задачи, решать уравнения, содержащие параметры и модули, решать задания повышенного уровня сложности, преобразов...