Эксел на уроках математики
опыты и эксперименты по математике (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВ Математика 9 класс ТЕМА: «Решение уравнений, систем уравнений и построения графиков функций при помощи электронных таблиц» Программу составила Герасимова Р.В., учитель информатики и математики высшей квалификационной категории, Сарсаз – Багряжской СОШ, Заинского муниципального района РТ |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………1
Программа курса……………………………………………………………..2
Тематический план…………………………………………………………..3
Методические материалы……………………………………………………3
Список литературы…………………………………………………………..13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный КУРС составлен на основании информационного письма Минобразования России от 13.11.2003 г. 14-51-277/13 об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В соответствии с одобренной Минобразования России Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных и элективных. Каждый из этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку учеников к последующему профессиональному образованию.
Элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностёй каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Цель данного курса: расширить представление учащихся о возможностях табличного процессора Ехсеl, использовании разнообразных средств и приемов при решений уравнений, систем уравнений и построения графиков функций.
Программа составлена с учетом знаний и умений учащихся полученных при изучении темы «Технология обработки графиков» в базовом курсе информатики.
Предложенные элективные курсы обеспечивают:
- межпредметные связи с информатикой и дают возможность изучать некоторые разделы математики с помощью компьютера;
- приобретение школьниками навыков работы в табличном процессоре Ехсеl;
ПРОГРАММА КУРСА
1. Введение.
1.1. Назначение программы Ехсеl .
1.2.. Основные приемы работы с рабочими листами и книгами
2. Решение уравнений (электронные таблицы).
2.1.Решение линейных уравнений с помощью таблиц Ехсеl.
2.2. Решение квадратных уравнений с помощью таблиц Ехсеl.
2.3. Применение табличного процессора Ехсеl при решений уравнений п – ой степени.
3. Построение диаграмм и графиков функций.
3.1. Построение диаграмм и графиков линейных функций.
3.2. Построение графиков квадратичных функций
3.3. Графический способ решения систем уравнений
4. Итоговое занятие
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Количество часов |
1 | Введение. Назначение программы Ехсеl . | 1 |
2-3 | Основные приемы работы с рабочими листами и книгами | 2 |
4-5 | Решение линейных уравнений с помощью таблиц Ехсеl. | 2 |
5-7 | Решение квадратных уравнений с помощью таблиц Ехсеl. | 3 |
7-10 | Применение табличного процессора Ехсеl при решений уравнений п – ой тепени. | 3 |
11 -12 | Построение диаграмм и графиков линейных функций. | 2 |
13-14 | Построение графиков квадратичных функций | 2 |
15-16 | Графический способ решения систем уравнений | 2 |
17 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО | 17 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Урок 1. Введение. Назначение программы Ехсеl.
Электронные таблицы Ехсеl предназначены для обработки числовых данных, построения графиков, решений уравнений. Ехсеl — современная вычислительная программа , в ячейках которой производятся функциональные вычисления по введенным формулам. С ее помощью могут быть подготовлены таблицы любой степени сложности.
Наша жизнь немыслима без расчетов. Выполнение правильных и быстрых расчетов ценилось всегда. Финансовые, научные или просто расчеты для себя, которые, как правило, тоже финансовые,
многие люди делают каждый день. Практически все финансовые и бухгалтерские бланки и документы очень удобно создавать с помощью Ехсеl . С помощью Ехсеi можно вести простые базы данных
для учета всего, что угодно: денег, материалов, товаров, времени и т. д.
Объем расчетных операций и связанной с ними документации растет постоянно. Электронные таблицы предоставляют пользователю разнообразные приемы и средства для выполнения финансово -экономических расчетов:
— создавать сложные формулы для выполнения различных расчетов;
— работать с базами данных, с таблицами со связанными рабочими листами и книгами (файлами);
— нахождение оптимальных решений при бизнес - планировании;
— средства Подготовки различных отчетов и сводок;
— графическое изображение данных; и многое другое.
Практическая работа
Создание и редактирование электронных таблиц.
Урок 2-3 Основные приемы работы с рабочими листами и книгами
Выделение рабочих листов
1. Выделение нескольких рабочих листов, идущих подряд, осуществляется щелчком мыши на ярлычке первого из них, а затем на фоне клавиши $ЫГ (нажать и удерживать) щелкнуть на ярлычке последнего листа. В результате вся группа рабочих листов окажется выеденной.
2. Выделение нескольких рабочих листов, идущих не подряд, осуществляется щелчком мыши на ярлычках соответствующих листов на фоне клавиш Сг1.
З. Для выделения всех рабочих листов и рабочей книги необходимо щелкнуть правой клавишей мыши на одном из ярлычков и в открывшемся меню выбрать пункт Выбрать все листы.
4. Для отмены выделения группы рабочих листов достаточно щелкнуть по ярлычку одного из невыделенных рабочих листов или щелкнуть правой клавишей мыши на одном из ярлычков и выбрать пункт Разгруппировать листы.
Вставка, удаление и переименовование рабочих листов
Вставка и удаление рабочих листов могут быть осуществлены двумя способами:
— с помощью обычного меню;
— с помощь контекстно - зависимого меню.
Для вставки нового рабочего листа следует выбрать пункт меню Вставка в обычном или контекстно-зависимом меню, а затем Лист. Напомним, что для вызова в данном случае контекстно - зависимого меню следует поставить указатель мыши на ярлычок рабочего листа и щелкнуть правой клавишей. Новый рабочий лист вставляется перед выделенным рабочим листом.
Для удаления рабочих листов необходимо их выделить, затем использовать команду Удалить в контекстно-зависимом меню или команды Правка - Удалить лист в основном меню. При этом выдается сообщение, что выделенные листы будут удалены навсегда.
Перемещение и копирование рабочих листов
Перемещение и копирование рабочих листов осуществляется как с помощью обычного меню Правка, так и с помощью контекстно -зависимого меню, используя команду Переместить скопировать. После активизации последней команды открывается диалоговое окно Переместить или скопировать.
Обычно по умолчанию выполняется операция перемещения. Если же щелкнуть по индикатору Создать копию, находящемуся в самом низу диалогового окна, то будет выполняться операция копирования.
В поле переместить выбранные листы в книгу указывается имя рабочей книги, в которую будет осуществляться перемещение или копирование. По умолчанию указывается имя той рабочей книги, в которую будут осуществлятся
перемещение или копирование. По умолчанию указывается имя текущей рабочий книги.
Операции перемещения или копирования можно выполнить и с помощью мыши. Для перемещения рабочего листа нужно нажать Левую клавишу мыши на нужном ярлычке и, не отпускал ее, отбуксировать в необходимое место. Копирование рабочих листов с помощью мыши осуществляется аналогичным образом только на фоне клавиши С1г1.
Связывание рабочих книг
Связывание рабочих книг позволяет не загружать все связанные книги (файлы) в оперативную память.
Установку связей между рабочими книгами лучше производить через копирование и специальную вставку: Правка — Специальная вставка— Вставить ссылку. Адресная ссылка ячейки, имеющей связь с другой рабочей книгой, имеет вид:
[имя_файла}имя_рабочего_листа!адрес ячейки. Например:[МО1.ХL$] Лист1!$сI$1
Урок 7-10
Тема урока: «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнения n- степени»
Тип урока: урок - закрепление изученного
Вид урока: урок – практикум
Технология: проблемно – исследовательская
Оборудование: компьютерный класс оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением
Цели урока:
- Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
- Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
- Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
Задачи урока:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
- Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора.
План урока.
- Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
- Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
- Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
- Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий (работа в группах).
- Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
- нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютер;
- нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;
- нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом;
- нельзя ходить по классу, вставать со своего места;
- в случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари - подозвать учителя.
- Фронтальный опрос.
На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.
Вспомним для чего нужна эта программа?( На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.
- Вспомним для чего нужна эта программа?(Как вы понимаете термин «деловая графика»? (Под этим термином обычно понимают графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные)
На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.
- Вспомним для чего нужна эта программа?(С помощью ее богатой библиотеки диаграмм можно составить диаграммы и графики разных видов: круговые, столбчатые диаграммы, графики; можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах; печатать на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе и вставлять диаграммы в нужное место листа)
- При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel? (Диаграммы и графики можно построить с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм)
- Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? (Чтобы задать автоматическое вычисление в таблице значений по определенной формуле надо ввести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций)
- Можно ли контролировать ввод формулы?(Контролировать ввод формулы можно используя окно ввода формулы)
- Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Чтобы занести формулу в несколько ячеек нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне)
- Что можно сказать о виде курсора, установленном на правом нижнем маркере ячейки? Что можно сказать о виде курсора, установленном на правом нижнем маркере ячейки
III Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Тема урока: «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнения п-ой степени»
Из курса математики давайте вспомним, что значит решить уравнение? (Решить уравнение значит найти его корни или доказать, что корней нет)
Какие способы решения уравнений вам известны? (Существуют два способа решения уравнений: аналитический и графический)
Остановимся на графическом методе нахождения корней.
Исходя из этого метода, скажите, пожалуйста, чем являются корни уравнения? (корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абцисс).
Если мы решаем систему уравнений, то что будет ее решением? (Решением системы уравнений будут координаты точек пересечения графиков функций).
На прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практически любые графики.
Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим методом.
Что нужно сделать, чтобы решить эту систему уравнений?( Преобразовать данную систему в приведенную)
Получаем:
Для оценки решений воспользуемся диаграммой на которой отобразим графики обеих функций в одой системе координат.
Сначала постоим таблицу.
Первая строка - строка заголовков
А В С
x y=x*x y=2x+9
далее для построения этой таблицы воспользуемся следующими формулами:
При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х. Ребята, предложите начальное значение х (___).
А почему мы можем взять начальное значение равное ____? ( Потому что область определения обеих функций - все действительные числа).
Для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу:
А2+1, где +1 - это шаг изменения аргумента и скопировать ее до ячейки А23.
При заполнении столбца В в ячейку В2 заносим формулу А2*А2, которую тоже копируем до ячейки В23.
При заполнении столбца С в ячейку С2 заносим формулу 2*А2+9 и также копируется до С23.
Выделите полученную таблицу.
На панели Стандартная щелкните на кнопке «Мастер диаграмм», откроется окно «Мастер диаграмм», щелкните на типе «Точечная», затем выберите вид «Точечная диаграмма со значениями соединенными сглаженными линиями» и построим диаграмму оценки решений.
Что мы видим на диаграмме? (На диаграмме видно, что оба графика имеют две точки пересечения)
Что можно сказать об этих точках пересечения?(Координаты точек пересечения и есть решения системы)
С помощью диаграмм можно найти графически и решение такого уравнения.
Давайте еще раз вспомним, как графически найти решение уравнения?
(Это можно сделать, построив график функции y=x^3-2x^2+4x-12 и определив координату х точек пересечения с осью ОХ.
Или представить данное уравнение в виде x^3=2x^2-4x+12 и построив два графика y=x^3 y=2x^2-4x+12 и определить абциссы точек пересечения графиков функций и значения абцисс будут корнями уравнения)
Мы уже рассмотрели построение двух графиков. Давайте найдем решение этого уравнения, определив координату х точек его пересечения с осью ОХ.
Начинаем с заполнения таблицы.
В строку заголовков заносим текст:
А В
Х y=x^3-2x^2+4x-12
Я предлагаю начальное значение аргумента взять равное 0, его заносим в ячейку А2.
В ячейку А3 заносим формулу А2+0,15 и копируем до ячейки А20.
В ячейку В2 заносим формулу А2^3-2*А2^2+4*А2-12 и также копируем до В20.
Как определяем решение уравнения? (определяем координату х точек пресечения графика с осью ОХ)
Сколько таких точек? ( одна)
Чему равна ее абцисса (х=2,4)
- Выполнение индивидуальных дифферен-цированных заданий (работа в группах)
Таким образом мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы сейчас и сделаем.
Каждая группа получит индивидуальное задание. После выполнения задания группа должна распечатать таблицы и графики своего задания.
В каждой группе есть консультанты, и я при выставлении оценок буду учитывать его мнение. На работу вам отводится 10минут.
I II III
2x+y=-3 2y=34-x^2 x^2+y^2=25
2x^2=-22+5x+y y=x^2+11 3y=4x
решений нет (-2;15), (2;15) (3;4), (-3;-4)
(выступление консультантов)
V. Домашнее задание : Проанализировать и проверить задания и оформить отчеты в тетради.
VI.Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы рассмотрели …
- с помощью программы Excel можно строить …
- до этого урока я не знал …
- Я на уроке злился на себя, потому что …
- я могу похвалить сегодня …. ,за то, что…
- сегодня на уроке я научился…
- мне на протяжении всего урока было …
- я хочу ..
Тема «Построение графиков при помощи excel»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование и материалы: 12 ЭВМ (установлена операционная система Windows’98 (2000), Qbasic, Microsoft Excel)
Подготовка к уроку: В папку “Мои документы” на рабочем столе каждого компьютера поместить программу <Приложение 1>, подготовить трафареты графика функции у=х2, на рабочий стол поместить программу “Тест_функция” (<Приложение 2>).
Цели урока:
Образовательные:
экспериментальным путем (с использованием ЭВМ) получить алгоритмы построения графиков функций видов y=f(x+t), y=f(x)+m,
y=f(x+t)+m, если известен график функции y=f(x);
научиться применять полученные алгоритмы к построению графиков функций (без использования ЭВМ);
закрепление умений работать с операционной системой Windows’98: работа с элементами рабочего стола.
Развивающие:
формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты;
развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;
развитие эмоций учащихся путем привлечения наглядности и средств ТСО (компьютер).
Воспитательные:
воспитание коллективизма и ответственности за общую работу;
воспитание взаимопомощи;
воспитание аккуратности (при выполнении построения графиков функций).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Устно: Дана функция y=f(x), где f(x)=2x2.
Найдите:
а) f(-2)
б) f(a)
в) f(2a)
г) f(a-2)
д) f(a-2)-1
е) 2f(a-2)
ж) f(a2)
3.Сообщение темы, цели урока. Организация восприятия и осознания нового материала.
- В 7 классе мы познакомились с функцией у=х2. Расскажите об известных вам свойствах этой функции.
- В 8 классе мы опять встретились с квадратичной функцией, но другого вида у=ах2. Почему она тоже квадратичная? Какие свойства этой функции вы знаете?
- А являются ли квадратичными следующие функции, записанные на доске? Почему?
у = 2(х+3)2 у = 2х2+3 у =- 2(х-3)2+4
- Знаем ли мы способ построения графиков таких функций? (Да, по контрольным точкам).
- Но построение таких графиков по точкам может занять очень много времени, а мы сегодня научимся строить такие графики быстро.
Итак, тема урока: “Преобразование графиков квадратичной функции” и мы на уроке должны экспериментальным путем получить алгоритмы для построения графиков квадратичных функций подобных видов.
Сегодня на уроке вам будет помогать компьютер, и поэтому, еще одной задачей нашего урока будет отработка навыков работы с операционной системой Windows’98.
4. Объяснение нового материала. Практическая работа.
- Мы знаем, что компьютер – инструмент, который работает с конкретными математическими моделями, давайте и мы выделим 3 математические модели квадратичных функций (см. примеры пункта 3).
1 модель. Коэффициент при х2 обозначим за а; а изменение аргумента – t.
у=а(х+t)2.
2 модель. Обозначим изменение функции m
у=ах2 + m
3 модель. В данной модели происходит изменение и аргумента и функции
у=а(х+t)2 + m
- Заметим, что первая модель получается из третьей, если m=0; а вторая из третьей, если t = 0.
Задание 1. В папке “Мои документы” найдите программу <Приложение 1>, откройте ее (Как это сделать?), запустите исполнение программы (F5). Это программа, которая будет строить графики функций, а ваша задача пронаблюдать за последовательностью построения графиков и попробовать сформулировать алгоритм построения графиков функций данной модели.
Инструкция по работе с программой: введите необходимые числовые параметры; после ввода каждого значения нажмите клавишу Enter. (Учащиеся работают в группах за одним компьютером по 2-3 человека).
Задание 2. Постройте графики функций (карточка 1 у каждого на столе).
- Пронаблюдайте за ходом построения графика первой функции.
- График какой функции построился вначале? (у=2х2)
- Значит, первоначально мы должны обратить внимание на коэффициент а и по нему определить вид параболы.
- Какие изменения произошли с графиком функции у=2х2 при построении графика искомой функции?
- Посмотрите на значение заданного параметра t и попробуйте выдвинуть гипотезу: как имея график функции у=ах2 построить график функции у=а(х+t)2.
- Проверьте свою гипотезу, построив графики остальных функций.
(Алгоритм вывешивается на доску под общий вид 1 модели и прочитывается)
Чтобы построить график функции y=a(x+t)2, где t-заданное положительное (отрицательное число), нужно сдвинуть график функции у=ах2 вдоль оси х на |t| единиц масштаба влево (вправо).
Задание 3. Постройте графики следующих функций (карточка 2).
(Разбор происходит по той же схеме. Алгоритм вывешивается на доску)
Чтобы построить график функции у=ах2 + m, где m -заданное положительное (отрицательное число), нужно сдвинуть график функции у=ах2 вдоль оси у на |m| единиц масштаба вверх (вниз).
Задание 4. Постройте графики функций 3 модели и сформулируйте алгоритм построения графика функции у=а(х+t)2+m, если известен график функции у=ах2. (карточка 3)
(Алгоритм разбирается и вывешивается на доску).
Чтобы построить график функции у=а(х+t)2 + m, надо построить график функции у=ах2, осуществить параллельный перенос графика вдоль оси х на |t| единиц масштаба влево, если t>0, и вправо, если t<0; затем осуществить параллельный перенос полученного графика вдоль оси у на |m| единиц масштаба вверх, если m>0,и вниз, если m<0.
Задание 5. Закройте программу <Приложение 1>(ALT + ESC).
- Итак, мы получили алгоритмы для построения графиков квадратичных функций. Как вы считаете, будут ли полезны эти алгоритмы в нашей работе, облегчат ли они нам работу?
5. Первичное закрепление полученных знаний.
Задание 6. С помощью трафарета функции у=х? в одной системе координат постройте графики функций.
1. у = - х2 + 4
2. у = (х+2)2
3. у =(х-2)2+1
4. у = х2 + 2х + 3.
(Перед построением четвертой функции выделяется полный квадрат. Это задание является творческим на данном этапе обучения).
6. Проверка усвоения знаний.
- Сейчас вам предстоит выполнить небольшой тест на компьютере, результаты которого покажут, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока и определят задачи следующих уроков. Работаете в группах. Внимательно прочитайте инструкцию.
Задание 7. Откройте папку на рабочем столе “Тест_функция” (<Приложение 2>) (Повторить как это сделать). Выполните
Урок 14 –16. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ
КВАДРАТИЧНЫХ ФУНКЦИЙ
При построении графиков математических функций, требуется строить Декартову систему координат с указанием единичных отрезков и осей координат (Х,У), затем таблицу значений функции в заданном промежутке и только после этого стоится график.
Приемы построения графиков функций:
I. Построить график функции У=Х2 на промежутке от -10 до 10 с шагом 0,2. На осях координат цена деление - 2.
Последовательность построения:
1. подготовка исходные данные для графика (два столбца со значениями Х и У):
− проставить в первой строке заголовки граф - Х и У (ячейки А1 и В1)
− в первой строке столбца Х (ячейка А2) поставить начальное значение Х – -10.
− во второй строке столбца Х (ячейка А3) набрать формулу – =А2+0,2 (следующее значение Х)
− скопировать формулу из ячейки А3 в область А4:А102.
− В первой строке графы У (ячейка В2) вычислим значение функции по формуле =А2*А2
− скопировать формулу из ячейки В2 в область В3:В102
− в ячейке графы А с нулевыми значениями ("плавающий нуль" - -2,1E-15) поставим 0.
2. Построение графика:
− выделить подготовленные данные начиная с заголовка (графы А и В)
− вызовем Мастер диаграмм и выберем вид диаграммы - точечная, тип - со сглаженными линиями без маркеров
− при задание параметров диаграммы в закладке "Заголовки" укажем название диаграммы (График У=Х2) и оси (Х, у)
− уберем легенду через закладку "Легенда"
− уберем линии сетки через закладку "Линии сетки"
− помешаем диаграмму на имеющемся листе - готово
− можно увеличить, уменьшить или переместить область диаграммы мушкой, предварительно ее выделив (щелчок по диаграмме)
− выделив область построения диаграммы, ее можно переместить, убрать заливку (Del) или изменить ее размер
− название осей требуется перенести (Х - справа от оси, У - выше оси). У оси У поменять выравнивание текста через Контекстное меню - Формат названия оси - Выравнивание - Ориентация.
II. Построить график функции на промежутке от -10 до 10 с шагом 0,2. На осях координат цена деление - 2: У=Sin(x) -1 (Строим самостоятельно. см.п I )
III. Построить график функции на промежутке от -10 до 10 с шагом 0,2. На осях координат цена деление - 2: У=1/Х.
Замечание. Учесть, что в точке 0 функция имеет разрыв, поэтому перед построением графика в точке ноль убрать все значения функции. (Строим самостоятельно. см.п I )
Урок 13. ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ
Диаграмма - это, во-первых, графическое представление табличных данных, во-вторых, средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и т.п.
Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70-ти видов.
Диаграммы могут создаваться как на существующем рабочем листе, так и на отдельных листах, в пределах рабочей книги.
Если изменяются данные, используемые для построения диаграммы, Excel автоматически обновляет диаграмму.
После создания диаграммы к ней могут быть добавлены названия осей, линии сетки и п.д., т.е. диаграммы можно изменять и модифицировать.
Алгоритмы построения диаграмм:
I. В газетном киоске за день было продано некоторое количество единиц товара. Построить круговую диаграмму, показывающую какой товар пользовался большим спросом.
Последовательность построения:
− Построить таблицу с исходными данными (см. выше).
− •• Выделить блок клеток А2:В6.
− Вызвать Мастера диаграмм.
− Выбрать тип диаграммы - круговая и вид.
− Проверить диапазон клеток в столбцах.
− Вставить заголовки.
− Подписи данных - нет.
− Поместить диаграмму на имеющемся листе, готово.
− Щелчком выделить область диаграммы.
− Поставить курсор на сектор, щелчком выделить, вызвать контекстное меню и изменить цвет.
II. Подросток в течение недели продавал газеты. Построить столбчатую диаграмму продажи газет, если известно количество проданных каждый день газет .
Последовательность построения:
− Построить таблицу с исходными данными (см. выше).
− Выделить блок клеток А3:В9
− Вызвать Мастера диаграмм
− Выбрать тип диаграммы - гистограмма,
− Проверить диапазон клеток в столбцах
− Убрать легенду, линии сетки
− Вставить заголовки
− Подписи данных - нет
− Поместить диаграмму на имеющемся листе, готово
− Щелчком выделить область диаграммы, вызвать контекстное меню и очистить
− Поставить курсор на столбик, щелчком выделить, вызвать контекстное меню и изменить цвет
III. Три подростка в течение недели продавал газеты. Построить столбчатую диаграмму продажи газет, если известно количество проданных каждым подростком газет. Затем с теми же данными построить график продаж и диаграмму с областями.(Самостоятельно по приведенным данным получить приведенные диаграммы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дубина А., Орлова С., Шубина И., Ехсеl для экономистов и менеджеров: Экономические расчеты и оптимизационные моделирование в среде Ехсеl. – СПб: Питер2004 – 304стр.
- КуртерДж., Маркви А. Microsoft Office 2000: Учебный курс. – СПб: Питер, 2000 – 640 стр.
- Макарова Н.В. Информатика. Задачник по моделированию СПб: Питер,2001
ЛЕКТИВНЫЙ КУРС
МАТЕМАТИКА
9 класс
ТЕМА: «Решение уравнений, систем уравнений
и построения графиков функций при помощи электронных таблиц»
Программу составил
Герасимова Р.В., учитель информатики и математики первой квалификационной категории, Сарсаз – Багряжской СОШ, Заинского муниципального района РТ
2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствую...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)
Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...