Десятичная запись дробных чисел 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Открытый урок. Десятичная запись дробных чисел. 5 класс. 2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
desyatichnaya_zapis_drobnyh_chisel.docx | 96.04 КБ |
desyatichnaya_zapis_drobnyh_chisel.ppt | 864.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики 5 класс
Тема: десятичная запись дробных чисел
Тип урока: открытие нового знания.
Цели и задачи:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с десятичной дробью;
- учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Развивающие:
- развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.
Воспитательные:
- развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор с экраном для демонстрации презентации, магнитная доска, карточки с десятичными дробями и буквами.
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 минуты) (слайд 1)
Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2. Устная работа (фронтальная работа с классом, актуализация опорных знаний) (5 минут)
1. Выделите целую часть из числа. (слайд 2)
2. Представьте число в виде неправильной дроби
3. Для украшения актового зала к празднику купили шаров. Среди них красных. Какую часть составляют красные шары? ()( слайд 3)
4. В магазин привезли картофеля. До обеда продали всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? () (слайд 4)
5. солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. было усатых. Сколько было безусых солдат? ()(слайд 5)
3. Сообщение темы урока (слайд 6) (7 минут)
На слайде записаны дроби:
- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные)
- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд 7) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, (слайд 8) например:
(Возникает проблема)
- Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Откройте пожалуйста тетради. Запишите число, классная работа и тему урока: “Десятичная запись дробных чисел” (слайд 9).
- Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто догадался, какие именно дроби мы можем записать в виде десятичных дробей? (слайд 10).
Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри –
Единица и нули.
4. Работа по новой теме. (10 минут)
- Как записать дробные числа по-другому?
Числа со знаменателями и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, ; (Я пишу на доске, а ребята у себя в тетради)
- Посмотрите на таблицу (слайд 11).
Дробное число | Количество нулей в знаменателе | Десятичная дробь | Количество цифр после запятой |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
3 | 3 | ||
4 | ? | 4 | |
5 | ? | 5 |
- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
- Как же вы запишите последние числа? (выберите верный вариант)
А. 0,037
Б. 0,0037
В. 0,37
А. 3,5216
Б. 0,035216
В. 0,35216
- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.
Давайте с Вами разберем правила записи десятичных дробей (слайд 12)
- Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.
- Записать целую часть (она может быть равна нулю).
- Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
- Записать числитель дробной части
- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.) (слайд 13)
(М) (А) (Г) (Н) (И)
(Ц) (К) (И)
(Й) МАГНИЦКИЙ (слайд 14)
Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд).
“Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”.
Историческая справка. (слайд 15)
- Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. 28 43 или
Физкультминутка
Раз: согнуться – разогнуться
Два: нагнуться – подтянуться
Три: в ладони три хлопка, головою три кивка
На четыре: руки шире. Пять, шесть: тихо сесть. Семь, восемь: лень отбросим
5. Закрепление изученного материала (12 минут)
1. Работа в тетради (самостоятельно).
- Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями. (слайд 16)
Проверка (слайд 17)
- Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными (слайд 18)
Проверка (слайд 19)
2. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби. На доске записано число. Учитель переставляет запятую в этом числе, тем самым превращает одну десятичную дробь в другую. Задача учеников прочитать получившиеся дроби (слайд 20)
3. Выполнение упражнения по учебнику.
№ 1145, 1147
6. Подведение итогов урока – рефлексия (5 минут)
На слайде записаны фразы. Задача учеников продолжить их. (слайд 21)
Я понял……...
Я узнал………
Я смог…..
Меня удивило…..
Я попробую…….
Мне надо повторить……
Выставление оценок.
7. Домашнее задание (1 минута)
п. 30 ? с. 181, №1166(а), 1167.
Когда-то были необычными
Для вас все дроби десятичные
Задача для преподавателя:
Чтоб вы умели отличать
Числители и знаменатели
И с целыми не перемешать.
Зачем спросите дроби эти,
И вам ответят даже дети:
Когда к вам в гости на порог
Пришли попробовать пирог.
Я смело всем даю зарок
Про дроби вспомните урок.
5. Физкультминутка
Одолела нас дремота,
Шевелиться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх рука и вниз рука.
Подтянули их слегка
Быстро поменяли руки.
Нам сегодня не до скуки.
Крутим – вертим головой
Разминаем шею.
И на месте мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Подтянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед
И за парты мы вернулись –
Вновь урок у нас идет!
Тренировочная самостоятельная работа по карточкам
- Дана десятичная дробь 4789,042. Укажите цифру, которая записана
- в разряде десятков –
- в разряде десятых –
- в разряде сотых –
- в разряде сотен –
- в разряде тысячных –
- в разряде тысяч –
- Запишите в виде десятичной дроби число:
- 6 целых 6 десятых 3) 3 целых 183 тысячных
- 15 целых 25 сотых 4) 0 целых 8 тысячных
- Запишите в виде десятичной дроби
5
Итог урока
- Что мы сегодня изучили?
- Что означает число в записи десятичной дроби, стоящей перед запятой?
- Что означает число, стоящее после запятой?
Когда-то были необычными
Для вас все дроби десятичные
Задача для преподавателя:
Чтоб вы умели отличать
Числители и знаменатели
И с целыми не перемешать.
Зачем спросите дроби эти,
И вам ответят даже дети:
Когда к вам в гости на порог
Пришли попробовать пирог.
Я смело всем даю зарок
Про дроби вспомните урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполните задания 1. Выделите целую часть из числа: 27 8 = 5 3 3 8 34 = 41 4 = 2. Представьте число в виде неправильной дроби: 6 4 5 10 1 4 5 1 6 = 31 6 12 7 10 = 127 10
Для украшения актового зала к празднику купили 100 шаров. Среди них 19 красных. Какую часть составляют красные шары?
Симон Стевин (1548 – 1620) Симон Стевин (1548 – 1620)
Симон Стевин (1548 – 1620)
17.02.2015 г. Классная работа Десятичная запись дробных чисел
Дробное число Количество нулей в знаменателе Десятичная дробь Количество цифр после запятой 1 0,6 1 2 4,03 2 3 0,115 3 3 2,008 3 4 4 5 5 А. 0,037 Б. 0,0037 В. 0,37 А. 3,5216 Б. 0,035216 В. 0,35216 0,0037 0,35216 ? ?
Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой. Записать целую часть (она может быть равна нулю). Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной. Записать числитель дробной части.
«Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков». Л.Ф. Магницкий (1669-1739) 1703 г.
Гияс-ад-дин Джамшид ибн Масуд аль-Каши ( 1380 — 22 июня 1429) — один из крупнейших математиков и астрономов XV века, сотрудник Улугбека, один из руководителей Самаркандской обсерватории. Опубликовал первое систематическое изложение теории десятичных дробей. 28,43 записывал так 28 43 или 28 ǀ 43
5 0 2 9 1
Я понял……... Я узнал……… Я смог….. Меня удивило….. Я попробую……. Мне надо повторить……
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ п. 30 С. 180 № 1166(а), 1167.
Когда-то были необычными Для вас все дроби десятичные Задача для преподавателя: Чтоб вы умели отличать Числители и знаменатели И с целыми не перемешать. Зачем спросите дроби эти, И вам ответят даже дети: Когда к вам в гости на порог Пришли попробовать пирог. Я смело всем даю зарок Про дроби вспомните урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".
Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....
урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел
Это первый урок в 5 классе в разделе "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...
презентация к уроку в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел
Эта презентация предназначена для урока математики в 5 классе на тему "Десятичная запись дробных чисел"...
Разработка урока математики в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"
Разработка содержит конспект урока, электронную презентацию, Демонстрационный и раздаточный материал....
Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль". Математика 5 класс. Тема "Десятичная запись дробных чисел".
Урок по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел" содержит конспект урока и презентацию.Цели урока: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со...
Десятичная запись дробных чисел. Математика, 5 класс
Урок объяснения нового материала...
Десятичная запись дробных чисел. Математика, 5 класс
Презентация к уроку...