Десятичная запись дробных чисел. Математика, 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Агаркова Инна Васильевна

Предварительный просмотр:

Сценарий медиаурока с компьютером

Учитель:        Агаркова Инна Васильевна,

                учитель математики

                первой квалификационной категории

                МОУ СОШ №9 им. В.Т. Степанченко

Класс:                5

Тема урока:        «Десятичная запись дробных чисел»

Тип урока:        Урок ознакомления с новым материалом

Оборудование:  мультимедийный проектор,

                     экран,

                     электронный ресурс (презентация, созданная учителем 2, 3, 4)

                     доска,

                     учебник математики 1.

Цели урока.

  1. Образовательные:

- закрепить понятия «обыкновенная дробь», «виды обыкновенных дробей»;

- формировать умения записывать и читать десятичные дроби.

  1. Развивающие:

- развивать умение учащихся грамотно излагать свои мысли, обосновывать

  свою позицию;

- развивать умение учащихся использовать полученные знания в

  нестандартных ситуациях.

  1. Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- самостоятельность при решении учебных задач.

Предварительная подготовка:

  • Составить комплекс несложных физкультурно-интеллектуальных упражнений для активизации учащихся в начале урока.
  • Найти, систематизировать и кратко обобщить сведения из истории дробей 2.
  • Подготовить презентацию по основным разделам урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

(Эмоциональный настрой на урок, приветствие, вступительное слово)

  • Предлагаю наш урок начать с весёлой игры, в результате которой каждый узнает, насколько он внимателен и организован.

Упражнение 1. (выполняется сидя за партой, слайд №3-4)

  • Правила игры:

- смотрим на задания;

- задания даются с ответом;

- правильный ответ → руки вперёд;

- неправильный ответ → руки вверх.

1.   - неправильная дробь   /да → руки вперёд/

2. 1>                                      /нет → руки вверх/

3. 6- = 6                      /да → руки вперёд/

4. 9 - 5 = 4                           /нет → руки вверх/

5. 4 +  = 5                       /да → руки вперёд/

6. = 7                                /нет → руки вверх/

7. <                              /нет → руки вверх/

8. - половина                  /да → руки вперёд/

Упражнение 2. (выполняется стоя, слайд №5-6)

  • Правила игры:

- исходное положение – руки на пояс;

- правильный ответ → поворот вправо, вернуться в исходное      

                                       положение;

- неправильный ответ → поворот влево, вернуться в исходное

                                           положение.

1. 9 : 2 =                              /да → поворот вправо/

2. В порядке возрастания:

    1, ,                                 /нет → поворот влево/

3. 1=                              /да → поворот вправо/

4. = 1                               /да → поворот вправо/

5. 57 см = м                    /да → поворот вправо/

6. = 6                           /да → поворот вправо/

7. <                                 /нет → поворот влево/

8. В порядке убывания:

                                               /да → поворот вправо/

II. Актуализация опорных знаний (устные упражнения, слайд №7-8).

1. Назовите целую и дробную части числа:

2. Сравните числа (рассуждение):

III. Новый материал (излагается в форме диалога с учащимися).

        Учитель:

  • Приведите примеры трёх обыкновенных правильных дробей со знаменателями 100, 1000, 100 000!

                                                                            Возможные ответы:

  • Приведите примеры трёх обыкновенных неправильных дробей со знаменателями 10, 100, 10 000!

                                                      Возможные ответы: 

  • Какие неудобные дроби!
  • Может их можно записать как-то иначе?
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новой формой записи дробных чисел.
  • Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока: «Десятичная запись дробных чисел».
  • Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя.
  • Сначала пишут целую часть, потом числитель дробной части.
  • Целую часть от дробной отделяют запятой.
  • Например, вместо

                      (читают «шесть целых три десятых»)

                     (читают «4 целых 17 сотых»).                                    

  • Такую запись называют десятичной, а дроби 6,3 и 4,17 – десятичными дробями.
  • Найдём в учебнике правило по этому поводу: стр. 248

     (читают → попросить одного из учащихся повторить наизусть).

  • Если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру «0»:  = 0,57.
  • Посмотрите внимательно на три, записанные вами дроби. Что вы заметили?
  • После запятой должно стоять столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.
  • Поэтому дробь  записывают так: = = 7,021

(т. к. в числителе 2 цифры, а в знаменателе 3 нуля, то в числителе добавляем один нуль).

  • Число 7,021 читают: «7 целых 21 тысячная».

IV. Решение упражнений (слайд №9-12).

  • Стр. 249.
  • № 1117 – по очереди у доски первые 6 дробей, последние 4 – самостоятельно с последующей проверкой на экране.

№ 1117. Запишите в виде десятичной дроби:

                                                                                                                             

V. Из истории возникновения дробей

(рассказ учителя с демонстрацией слайдов №14-17):

  • Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появилась у наших предков при делении добычи после охоты. Вторая причина – измерение величин.
  • Первой дробью, наверное, была дробь .
  • Посмотрите, как изображали дробь в Древнем Египте:

                                     

  • В Древнем Китае вместо черты использовали точку:        
  •  В Древней Индии:                

  • Первым дробную черту ввёл итальянский учёный Леонардо Фибоначчи около 300 лет назад.
  • В Древней Руси дроби называли долями, а позднее ломаными числами. Некоторые дроби имели конкретные названия:

              -  половина;        - треть;           - пятина;            -  седьмина;           - десятина.

  • Назовите знакомые вам из перечисленных.
  • К десятичным дробям в Азии и в Европе пришли в разные времена.
  • В Азии: десятичные дроби писали без запятой, дробную часть записывали красными чернилами или отделяли вертикальной чертой.
  • В Египте:             .
  • В Китае:                

  • В Европе:                                                                            

VI. Работа с учебником.

  • Стр. 250.
  • № 1118 (а, б) – устно.
  • № 1119 (а) – по очереди у доски;

                   (б) – самостоятельно с последующей проверкой на экране.

№ 1118. Прочитайте десятичные дроби:

а) 2,7;   11,4;   401,1;   666,6;   0.8;   9,9;   0,9;   909,9;

б) 5,64;   21,87;   381,77;   54,60;   2,80;   0.55;   0,09;   0,77.

№1119. Запишите в виде десятичных дробей числа:

а) 7 целых 8 десятых (7,8);   5 целых 45 сотых (5,45);  

    0 целых 59 сотых (5,59);   78 целых 1 сотая (78,01);    

    4 целых 601 тысячная (4,601);    76 целых 32 тысячных (76,32);

б) 6 целых 6 тысячных  (6,006);     0 целых 2 сотых    (0,02);

    9 целых 3 тысячных   (9,003);   785 целых 5 тысячных  (785,005);

    33 целых 8 десятитысячных  (33,0008).

VII. Домашнее задание:

       №1139, 1142, 1144 (а) – стр. 254 (с комментарием).

VIII. Решение занимательных задач.

  • Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько нужно варить 5 яиц?   /4 мин./
  • Кирпич весит 2 кг и ещё треть собственного веса. Сколько весит кирпич?

                                                                                                             /3 кг/

  • Представь, что ты машинист поезда, который едет из Москвы в Петербург. Скорость поезда 120 км/ч, время в пути – 8 часов. Сколько лет машинисту?

IX. Итог урока.

Обсудить, что изучали на уроке, что понравилось, что не понравилось.    

X. Литература:

  1. Математика. 5 класс. Учебник. Виленкин Н.Я. и др. (М., Просвещение, 2008).
  2. Газета «Математика» издательского дома «Первое сентября», 1998.
  3. Геометрия 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Атанасян Л.С. (М., Просвещение, 2008).
  4. Интернет: http://900igr.net/datas/istorija/Drevnejshie-ljudi/0013-013-Okhota-na-mamonta.jpg

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Десятичная запись дробных чисел Урок объяснения нового материала МАТЕМАТИКА-5

Слайд 2

Ход урока: 1. Организационный момент 2. Устные упражнения 3. Новый материал 4. Решение упражнений 5. Из истории возникновения дробей 6. Работа с учебником 7. Домашнее задание 8. Итог урока

Слайд 3

Организационный момент Упражнение 1. 1. - неправильная дробь 2. > 3. 4.

Слайд 4

5. 6. 7. < 8. - половина

Слайд 5

Упражнение 2. 1. 2. В порядке возрастания : , , 3.

Слайд 6

4. 5. 6. 7. < 8. В порядке убывания: , ,

Слайд 7

Устные упражнения Назовите целую и дробную части числа:

Слайд 8

Устные упражнения 2. Сравните числа:

Слайд 9

Решение упражнений Стр. 249 № 1117

Слайд 14

Из истории возникновения дробей

Слайд 15

Изображения дробей В Древнем Египте В Древнем Китае В Древней Индии

Слайд 16

Дроби на Руси - половина - треть - пятина - седьмина - десятина

Слайд 17

Десятичные дроби в Европе и в Азии В Египте В Китае В Европе

Слайд 18

Работа с учебником Стр. 250 1118 (а, б) 1119 (а, б)

Слайд 20

Домашнее задание № 1139 № 1142 № 1144 (а)

Слайд 21

Урок окончен. Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".

Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....

урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел

Это первый урок в 5 классе в разделе  "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...

Разработка урока математики в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

Разработка содержит конспект урока, электронную презентацию, Демонстрационный и раздаточный материал....

Десятичная запись дробных чисел 5 класс

Открытый урок. Десятичная запись дробных чисел. 5 класс. 2015 год...

Математический диктант "Десятичная запись дробных чисел" - 5 класс

Математический диктант рассчитан на самостоятельную работу учащихся в двух вариантах со взаимопроверкой. В конце презентации на двух слайдах размещены дополнительн...

Тренировочная работа "Десятичная запись дробных чисел" 5 класс

Тренировочная работа "Десятичная запись дробных чисел" 5 класс...