Десятичная запись дробных чисел. Математика, 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок объяснения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок математики в 5 классе с применением ИКТ | 231.5 КБ |
презентация к уроку математики по теме: "Десятичная запись дробных чисел" | 781 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий медиаурока с компьютером
Учитель: Агаркова Инна Васильевна,
учитель математики
первой квалификационной категории
МОУ СОШ №9 им. В.Т. Степанченко
Класс: 5
Тема урока: «Десятичная запись дробных чисел»
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Оборудование: мультимедийный проектор,
экран,
электронный ресурс (презентация, созданная учителем 2, 3, 4)
доска,
учебник математики 1.
Цели урока.
- Образовательные:
- закрепить понятия «обыкновенная дробь», «виды обыкновенных дробей»;
- формировать умения записывать и читать десятичные дроби.
- Развивающие:
- развивать умение учащихся грамотно излагать свои мысли, обосновывать
свою позицию;
- развивать умение учащихся использовать полученные знания в
нестандартных ситуациях.
- Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету;
- самостоятельность при решении учебных задач.
Предварительная подготовка:
- Составить комплекс несложных физкультурно-интеллектуальных упражнений для активизации учащихся в начале урока.
- Найти, систематизировать и кратко обобщить сведения из истории дробей 2.
- Подготовить презентацию по основным разделам урока.
Ход урока:
- Организационный момент:
(Эмоциональный настрой на урок, приветствие, вступительное слово)
- Предлагаю наш урок начать с весёлой игры, в результате которой каждый узнает, насколько он внимателен и организован.
Упражнение 1. (выполняется сидя за партой, слайд №3-4)
- Правила игры:
- смотрим на задания;
- задания даются с ответом;
- правильный ответ → руки вперёд;
- неправильный ответ → руки вверх.
1. - неправильная дробь /да → руки вперёд/
2. 1> /нет → руки вверх/
3. 6- = 6 /да → руки вперёд/
4. 9 - 5 = 4 /нет → руки вверх/
5. 4 + = 5 /да → руки вперёд/
6. = 7 /нет → руки вверх/
7. < /нет → руки вверх/
8. - половина /да → руки вперёд/
Упражнение 2. (выполняется стоя, слайд №5-6)
- Правила игры:
- исходное положение – руки на пояс;
- правильный ответ → поворот вправо, вернуться в исходное
положение;
- неправильный ответ → поворот влево, вернуться в исходное
положение.
1. 9 : 2 = /да → поворот вправо/
2. В порядке возрастания:
1, , /нет → поворот влево/
3. 1= /да → поворот вправо/
4. = 1 /да → поворот вправо/
5. 57 см = м /да → поворот вправо/
6. = 6 /да → поворот вправо/
7. < /нет → поворот влево/
8. В порядке убывания:
/да → поворот вправо/
II. Актуализация опорных знаний (устные упражнения, слайд №7-8).
1. Назовите целую и дробную части числа:
2. Сравните числа (рассуждение):
III. Новый материал (излагается в форме диалога с учащимися).
Учитель:
- Приведите примеры трёх обыкновенных правильных дробей со знаменателями 100, 1000, 100 000!
Возможные ответы:
- Приведите примеры трёх обыкновенных неправильных дробей со знаменателями 10, 100, 10 000!
Возможные ответы:
- Какие неудобные дроби!
- Может их можно записать как-то иначе?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой формой записи дробных чисел.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока: «Десятичная запись дробных чисел».
- Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя.
- Сначала пишут целую часть, потом числитель дробной части.
- Целую часть от дробной отделяют запятой.
- Например, вместо
(читают «шесть целых три десятых»)
(читают «4 целых 17 сотых»).
- Такую запись называют десятичной, а дроби 6,3 и 4,17 – десятичными дробями.
- Найдём в учебнике правило по этому поводу: стр. 248
(читают → попросить одного из учащихся повторить наизусть).
- Если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру «0»: = 0,57.
- Посмотрите внимательно на три, записанные вами дроби. Что вы заметили?
- После запятой должно стоять столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.
- Поэтому дробь записывают так: = = 7,021
(т. к. в числителе 2 цифры, а в знаменателе 3 нуля, то в числителе добавляем один нуль).
- Число 7,021 читают: «7 целых 21 тысячная».
IV. Решение упражнений (слайд №9-12).
- Стр. 249.
- № 1117 – по очереди у доски первые 6 дробей, последние 4 – самостоятельно с последующей проверкой на экране.
№ 1117. Запишите в виде десятичной дроби:
V. Из истории возникновения дробей
(рассказ учителя с демонстрацией слайдов №14-17):
- Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появилась у наших предков при делении добычи после охоты. Вторая причина – измерение величин.
- Первой дробью, наверное, была дробь .
- Посмотрите, как изображали дробь в Древнем Египте:
- В Древнем Китае вместо черты использовали точку:
- В Древней Индии:
- Первым дробную черту ввёл итальянский учёный Леонардо Фибоначчи около 300 лет назад.
- В Древней Руси дроби называли долями, а позднее ломаными числами. Некоторые дроби имели конкретные названия:
- половина; - треть; - пятина; - седьмина; - десятина.
- Назовите знакомые вам из перечисленных.
- К десятичным дробям в Азии и в Европе пришли в разные времена.
- В Азии: десятичные дроби писали без запятой, дробную часть записывали красными чернилами или отделяли вертикальной чертой.
- В Египте: .
- В Китае:
- В Европе:
VI. Работа с учебником.
- Стр. 250.
- № 1118 (а, б) – устно.
- № 1119 (а) – по очереди у доски;
(б) – самостоятельно с последующей проверкой на экране.
№ 1118. Прочитайте десятичные дроби:
а) 2,7; 11,4; 401,1; 666,6; 0.8; 9,9; 0,9; 909,9;
б) 5,64; 21,87; 381,77; 54,60; 2,80; 0.55; 0,09; 0,77.
№1119. Запишите в виде десятичных дробей числа:
а) 7 целых 8 десятых (7,8); 5 целых 45 сотых (5,45);
0 целых 59 сотых (5,59); 78 целых 1 сотая (78,01);
4 целых 601 тысячная (4,601); 76 целых 32 тысячных (76,32);
б) 6 целых 6 тысячных (6,006); 0 целых 2 сотых (0,02);
9 целых 3 тысячных (9,003); 785 целых 5 тысячных (785,005);
33 целых 8 десятитысячных (33,0008).
VII. Домашнее задание:
№1139, 1142, 1144 (а) – стр. 254 (с комментарием).
VIII. Решение занимательных задач.
- Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько нужно варить 5 яиц? /4 мин./
- Кирпич весит 2 кг и ещё треть собственного веса. Сколько весит кирпич?
/3 кг/
- Представь, что ты машинист поезда, который едет из Москвы в Петербург. Скорость поезда 120 км/ч, время в пути – 8 часов. Сколько лет машинисту?
IX. Итог урока.
Обсудить, что изучали на уроке, что понравилось, что не понравилось.
X. Литература:
- Математика. 5 класс. Учебник. Виленкин Н.Я. и др. (М., Просвещение, 2008).
- Газета «Математика» издательского дома «Первое сентября», 1998.
- Геометрия 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Атанасян Л.С. (М., Просвещение, 2008).
- Интернет: http://900igr.net/datas/istorija/Drevnejshie-ljudi/0013-013-Okhota-na-mamonta.jpg
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ход урока: 1. Организационный момент 2. Устные упражнения 3. Новый материал 4. Решение упражнений 5. Из истории возникновения дробей 6. Работа с учебником 7. Домашнее задание 8. Итог урока
Организационный момент Упражнение 1. 1. - неправильная дробь 2. > 3. 4.
5. 6. 7. < 8. - половина
Упражнение 2. 1. 2. В порядке возрастания : , , 3.
4. 5. 6. 7. < 8. В порядке убывания: , ,
Устные упражнения Назовите целую и дробную части числа:
Устные упражнения 2. Сравните числа:
Решение упражнений Стр. 249 № 1117
Из истории возникновения дробей
Изображения дробей В Древнем Египте В Древнем Китае В Древней Индии
Дроби на Руси - половина - треть - пятина - седьмина - десятина
Десятичные дроби в Европе и в Азии В Египте В Китае В Европе
Работа с учебником Стр. 250 1118 (а, б) 1119 (а, б)
Домашнее задание № 1139 № 1142 № 1144 (а)
Урок окончен. Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".
Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....
урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел
Это первый урок в 5 классе в разделе "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...
Разработка урока математики в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"
Разработка содержит конспект урока, электронную презентацию, Демонстрационный и раздаточный материал....
Десятичная запись дробных чисел. Математика, 5 класс
Презентация к уроку...
Десятичная запись дробных чисел 5 класс
Открытый урок. Десятичная запись дробных чисел. 5 класс. 2015 год...
Математический диктант "Десятичная запись дробных чисел" - 5 класс
Математический диктант рассчитан на самостоятельную работу учащихся в двух вариантах со взаимопроверкой. В конце презентации на двух слайдах размещены дополнительн...
Тренировочная работа "Десятичная запись дробных чисел" 5 класс
Тренировочная работа "Десятичная запись дробных чисел" 5 класс...