Рабочая программа объединения "Занимательная математика"
рабочая программа по математике
Программа объединения «Занимательная математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimat-matemat.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа объединения «Занимательная математика» составлена на основе образовательной программы дополнительного образования МБОУ СОШ № 2 обще-интеллектуального направления и учебного пособия И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва, Дрофа, 2012 и учебного пособия Е.Л. Мардахаева «Занятия математического кружка 5 класс, Москва, «Мнемозина», 2012 год.
Работа с учащимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:
- В направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- В метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- В предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи курса:
- Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
- Научить конструировать, наблюдать, проводить эксперименты.
- Выявить наиболее способных к математике учащихся и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам;
- сформировать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с научно – популярной математической литературой.
- Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ №2:
В учебном плане дополнительного образования МБОУ СОШ №2 на изучение курса «Занимательная математика» в 5 классе отводится 38 часов из расчета 1 час в неделю, в 6 классе также 38 часов из расчета 1 час в неделю. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
- Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Актуальность курса «Занимательная математика» - необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и повышению общего уровня математической культуры пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.
Информационная карта
Название программы - «Занимательная математика».
Продолжительность освоения программы – 2 года.
Образовательная область – математика.
Возрастной диапазон – 11-13 лет.
Направленность программы - общеинтеллектуальная.
Уровень освоения программы – базовый.
Тип программы по контингенту - общая.
Вид программы по авторскому вкладу – модифицированная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Кузнецка
Принято на педагогическом совете протокол №1 от 28.08.14 | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №2 города Кузнецка ______ Калмыкова М.В. Приказ № 46-0 от 01.09.14 |
Образовательная программа
«Занимательная математика»
Составитель:
Учитель математики
Морозова Оксана Владимировна
2014
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема |
Кол-во занятий | сроки проведения | |
по плану | По факту | ||||
1
| Занима-тельная арифметика ( 8 ч.) | Тема 1.Вводное занятие.Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. | 1 | ||
Тема 2.Запись цифр и чисел у других народов. Системы счисления. Арабские и римские цифры. | 1 |
|
| ||
Тема 3. Приемы быстрого счета. | 1 |
|
| ||
Тема 4 Признаки делимости на 4; 6; 8; 11; 13; 25. | 1 | ||||
Тема 5. НОД и НОК чисел. | 1 | ||||
Тема 6 Решение задач на применение НОД и НОК | 1 | ||||
Тема 7. Путешествие в страну чисел. | 1 | ||||
Тема 8. Путешествие в страну чисел. | 1 | ||||
2 | Заниматель-ные задачи ( 8 ч) | Тема 1. Математические игры. Метод поиска выигрышных позиций. | 1 |
|
|
Тема 2. Школьная олимпиада | 1 |
|
| ||
Тема 3. Решение олимпиадных задач | 1 |
|
| ||
Тема 4. Задачи на пропорции | 1 | ||||
Тема 5.Занимательные задачи на проценты. | 1 |
|
| ||
Тема 6.Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле. | 1 |
|
| ||
Тема 7. Математическая карусель | 1 |
|
| ||
Тема 8. Математическая карусель | 1 | ||||
3 | Логические задачи ( 9ч) | Тема 1.Числовая прямая. Модуль числа. | 1 |
|
|
Тема 2. Задачи, решаемые с конца Метод исключения . | 1 | ||||
Тема 3. Круги Эйлера | 1 | ||||
Тема 4. Графы | 1 |
|
| ||
Тема 5. Графы и их применение при решении задач. | 1 | ||||
Тема 6. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. | 1 |
|
| ||
Тема 7. Задачи на движение | 1 |
|
| ||
Тема 8. Уравнения и неравенства с модулем | 1 |
|
| ||
Тема 9.Итоговое занятие: « Логические задачи» | 1 |
|
| ||
4 | Развлечения геометри-ческого содержания ( 10 ч) | Тема 1. Геометрические фигуры на плоскости. Разрезание фигур. | 1 |
|
|
Тема 2. Треугольник. Квадрат и прямоугольник. Конструирование фигур. | 1 | ||||
Тема 3. Геометрия на клетчатой бумаге. | 1 |
|
| ||
Тема 4. Симметрия фигур. Геометрическая мозаика. | 1 | ||||
Тема 5. Знакомство с пространственными фигурами. | 1 | ||||
Тема 6 Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур. | 1 | ||||
Тема 7. В гостях у « Кенгуру» | 1 | ||||
Тема8. Задачи с геометрическим содержанием. | 1 | ||||
Тема9. Задачи с геометрическим содержанием. | 1 | ||||
Тема10. Заключительное занятие «Занимательная геометрия». | 1 | ||||
5 | Графики и диаграммы. ( 3ч ) | Тема 1. Наглядное представление математических данных. | 1
|
|
|
Тема 2 Графики и диаграммы | 1 | ||||
Тема 3 Итоговое занятие. | 1 | ||||
|
| ИТОГО: | 38 |
|
|
Содержание курса в 6 классе
- Занимательная арифметика ( 8 час)
Тема 1. Вводное занятие.
Блиц турнир. Перевертыши ( на свойства с числами.) Математики шутят. Задача Гаусса. Провоцирующие задачи. Занимательная викторина.
Тема 2.Запись цифр и чисел у других народов
Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Игры со спичками.
Тема3. Упражнения на быстрый счёт
Некоторые приёмы быстрого счёта.
Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.
Умножение на число, оканчивающееся на 5.
Умножение и деление на 25,75,50,125.
Умножение и деление на 111,1111 и т.д.
Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.
Умножение чисел, близких к 100.
Умножение на число, близкое к 1000.
Умножение на 101,1001 и т.д.
Тема4. Признаки делимости на 4; 6; 8; 11; 13; 25.
Игра « Четное – нечетное». Игра « Не собьюсь» (На любой признак делимости)
Признаки делимости. Игра « Делится не делится»
Тема 5,6. НОД и НОК чисел.
Разложение на простые множители. Восстановление пропавших множителей. Зачем нужен НОД и НОК? Задачи на НОД и НОК.
Тема 7,8 Путешествие в страну чисел.
Заключительное занятие « Занимательная арифметика» Заслушивание проектов. Математический турнир.
II. Занимательные задачи (8 час)
Тема 1 . Математические игры. Метод поиска выигрышных позиций.
Игры шутки. Симметрия в игре. Выигрышные позиции. Анализ с конца – метод поиска выигрышных ситуаций. Составление сборника игр.
Тема 2. Школьная олимпиада.
Тема 3. Решение олимпиадных задач.
.Тема 4, 5. Занимательные задачи на пропорции и проценты.
Игры тренинги. Задачи – шутки.
Тема 6.Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле.
Математическое доказательство. Сколько нужно взять. Докажите, что найдутся двое. Малая олимпиада.
Тема 7,8 Игра «Математическая карусель»
III. Логические задачи ( 9 час)
Тема 1. Числовая прямая. Модуль числа.
Сравнение чисел. Модуль числа и его геометрическое истолкование. Числовые выражения с модулем.
Тема 2. Уравнения и неравенства с модулем.
Решение линейных уравнений и неравенств с модулем.
Тема 3.Задачи, решаемые с конца. Метод исключения.
Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».
Использование метода исключения при решении логических задач.
Тема 4. Круги Эйлера.
Разминка. Историческая справка. Задачи – Презентация. Практикум.
Тема 5,6 Графы и их применение при решении задач.
Понятие графа. Решение простейших задач на графы. Решение задач с использованием кругов Эйлера.
Тема 6. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания.
Способы решение задач на переливание.( Презентация.) Практика.Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.
Тема 7. Задачи на движение.
Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.
Тема 8. Итоговое занятие: « Логические задачи»
IV. Развлечения геометрического содержания. ( 10 час)
Тема 1. Геометрические фигуры на плоскости. Разрезание фигур.
Знакомство с геометрическими фигурами на плоскости. Геометрия вокруг нас. Задачи на разрезания. Игра «Пентамино».
Тема 2. Треугольник. Квадрат и прямоугольник. Конструирование фигур.
Равенство фигур. Задачи на конструирование. Решение занимательных задач со спичками.
Тема 3. Геометрия на клетчатой бумаге.
Площади фигур. Геометрия на клетчатой бумаге. Геометрическая мозаика. Геометрические головоломки. «Танграм».
Тема 4. Симметрия фигур.
Симметрия, разбиение или дополнение.
Тема 5. Знакомство с пространственными фигурами.
Пространственные фигуры. Презентация. Каркасы и модели. Фокусы с нитяными моделями. Обьемы фигур.
Тема 6. Решение задач на площади и объемы пространственных фигур.
Решение задач. Практика.Конструирование фигур.
Тема 7. В гостях у « Кенгуру»
Решение задач Игры « Кенгуру» прошлых лет.
Тема 8. Задачи с геометрическим содержанием.
Задачи на разрезание, расположение, размещение, разбиение и составление геометрических фигур. Моделирование геометрических фигур.
Тема 9. Заключительное занятие «Занимательная геометрия».
Аукцион « Угол». Симметричный рисунок. Исчезновение фигур. Геометрическая мозаика.
Графики и диаграммы. ( 3ч )
Тема 1. Наглядное представление математических данных.
Зачем нужны графики, диаграммы, таблицы? Краговые и столбчатые диаграммы График реальной зависимости.( Презентации) Игры « Интервью», « Верно или нет»
Тема 2. Графики и диаграммы.
Проект « Где мы встречаемся с графиками, диаграммами, таблицами» Чтение графиков и диаграмм, таблиц. Игра « Семейный бюджет»
Тема 3. Итоговое занятие за год.
Игра « Бизнесмен» Подведение итогов и награждение.
Литература
1. Л.Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И.О Коряков, М.В.Волков Математика 5-6 . Учебник - собеседник. - М.: Просвещение,2000 .
2. Журналы «Математика в школе», 1990-2010.
3. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .
4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис- пресс, 2006
5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.
6.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008
7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.
8. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 1998. - 192 с.
9.Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....