Внеурочная деятельность как организационный механизм реализации ООП (эссе)
статья по информатике и икт на тему
Внеурочная деятельность как организационный механизм реализации ООП (эссе).
На данный момент одной из главных задач обучения школьника является получение «на выходе из дверей» школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец, появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Я в своей деятельности стараюсь помочь в этом ребёнку. В работе с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности я наиболее эффективно использую технологии продуктивного обучения и компетентного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность как организационный механизм реализации ООП (эссе). | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность как организационный механизм реализации ООП (эссе).
На данный момент одной из главных задач обучения школьника является получение «на выходе из дверей» школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец, появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Я в своей деятельности стараюсь помочь в этом ребёнку. В работе с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности я наиболее эффективно использую технологии продуктивного обучения и компетентного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
Для создания творческой обстановки в классе использую следующие приемы:
- фоновая музыка: используется музыка без слов как отечественных так и зарубежных авторов, музыка природы, музыка для релаксации;
- соревновательный момент: применяю деление учащихся на группы, которые выполняют различные задания на скорость. Одно и то же задание применяю при изучении разных тем в разных параллелях. Например, карточку с изображением множества геометрических фигур использую при закреплении знаний по темам: графические операторы языка программирования, растровые графические редакторы, векторные графические редакторы;
- разноуровневые задания;
- физкультминутки (для глаз, общие): использую готовые презентации из сети Интернет.
Чтобы выявить одаренных детей необходимо проанализировать особые успехи и достижения детей, провести диагностику их потенциальных возможностей, осуществлять преемственность между средним и старшим звеном. И сделать это можно при помощи следующих форм работы:
Творческих заданий: создание буклетов, презентаций
Предметных олимпиад
Исследовательских работ, начиная с 5 класса
Участия в семинарах (очных и заочных)
Но "одаренные" далеко не всегда отличники. Даже наоборот, отличником при современной загруженности детей можно стать только не имея особого таланта, кроме, таланта быть учеником.
Очень часто дети, имеющие высокие способности, (талант, одаренность) в какой-либо области, настолько в нее погружаются (получая высшие баллы на сложнейших олимпиадах), что пренебрегают другими предметами.
В процессе развития творческих способностей у учащихся среднего и старшего звена выявила группу учеников, которые выполняют задания быстрее и качественнее остальных, всегда подходят к выполнению заданий творчески, с интересом. По результатам диагностического исследования было выделено 7 учащихся, с которыми было принято работать по индивидуальной для каждого траектории. Данных учащихся можно отнести к группе одаренных детей.
Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это прежде всего необходимо самому ребенку, а также его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь.
Учитель призван помогать одаренному ребенку в его успешной самореализации. Наибольшее значение имеет мотивация учебного процесса. Ребенок должен хорошо представлять, где могут пригодиться полученные им знания.
Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.
Поэтому при подготовке к уроку приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.
Например, если ребенок научился решать задачи по данной теме, я предлагаю ему проявить себя и самому сочинить задачи, подобрать задания для теста, а то и составить контрольную работу по теме.
Нередко в своей работе я использую коллективные способы обучения и одаренный ребенок может взять на себя роль организатора или некоторые функции учителя при работе в группе. Но здесь не следует забывать о том, что часто возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
А что делать, если одаренный ребенок – одиночка (что чаще всего и бывает). Конечно, не обойтись без индивидуальных заданий и здесь очень интересен метод развивающего дискомфорта: ученикам предлагаются задания, при выполнении которых у них будут возникать трудности и с этими трудностями предстоит справиться. Если задания будут все время выполняемыми, одаренные дети теряют интерес к занятиям.
Вообще систему заданий для одаренного ребенка я продумываю таким образом, чтобы у него возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: Интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями.
Все выше перечисленное можно отнести и к домашним заданиям для одаренного школьника. Остается только добавить, что я всегда даю ребенку право выбора при выполнении домашнего задания
Несомненно, каким бы хорошим не был урок, его недостаточно для воспитания одаренного ученика. Поэтому, конечно, не обойтись без кружка и факультатива. Темы и программу курсов определяю исходя из запросов и интересов учащихся. Факультативные занятия бесспорно играют определенную роль в воспитании одаренного школьника. Так как это все-таки коллективные занятия, то присутствует дух соперничества, соревновательности. Главное, чтобы у ребенка были достойные соперники, а если их нет, то в таком качестве может выступить и учитель.
Современные задания требуют от ребенка обширных знаний в других областях, поэтому использую межпредметные связи. Ученик не может пренебрегать другими предметами, разностороннее обучение становится необходимостью.
Ребенку, а тем более одаренному, надо не только помогать, но и постоянно контролировать его обучение.
В своей работе использую виды контроля: тематический контроль выполнения домашних заданий, проверку выполнения всех этих этапов экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, слежу за оформлением работ, разработала критерии оценивания работ ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
методический опыт...
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...
Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования
Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования...
Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования.
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и пр...
Статья на тему : "Проектная деятельность как эффективный механизм реализации и развития детей разного уровня одаренности."
МАТЕМАТИКА В РУССКОМ МУЗЕЕЛюбой педагог стремится к повышению уровня качества знаний своих учеников. Но не всегда хватает основного учебного времени, и тогда в помощь учителю есть часы внеурочно...
Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....
Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности в области филологии. (Публикация в сборнике "Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ" ЧИППКРО
1)Цель использования материала на основе регионального, национального и этнокультурного компонента.2)Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии...