ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
статья по математике на тему
Статья раскрывающая сущность использование ИКТ на уроках математике для учащихся с ОВЗ. ИКТ - одно из эффективных средств для повышения качества знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah_matematiki_cherenkova.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Черенкова Ирина Владимировна, г. Минусинск, «Школа дистанционного образования», учитель математики, iracherenkva@rambler.ru
Использование информационных технологий на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся
Вокруг проблемы качества знаний учащихся ведётся много споров. Каждая школы работают над этой проблемой индивидуально и ищет ее решение по-своему. Но при этом все едины во мнении, что для повышения эффективности результата необходимо использовать новые технологии обучения, в том числе ИКТ на каждом уроке.
Математика, являясь языком науки и техники, в наше время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Именно поэтому использование ИКТ на уроках математики логично и необходимо. Тем более, что еще задолго до появления информатики, как школьного предмета, преподавание математики имело своей целью выработку навыков в использовании простейших вычислительных алгоритмов. Школьный курс математики содержит обширный материал, дающий возможность формировать, изучать, применять алгоритмы, и тем самым дает возможность для осуществления тесной межпредметной связи между математикой и информатикой. В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации математики, внедрение новейших компьютерных технологий, Интернет и дистанционного обучения. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. Кроме того, увеличение умственной нагрузки на уроках математики, сложность предмета заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока.
Использование ИКТ на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание своего педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повышать качество знаний учащихся.
Таким образом, очевидны преимущества информационных технологий, по сравнению с традиционными, это:
- современный дизайн;
- возможность включения мультимедийных способов представления информации;
- использование интерактивных средств контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки;
- простота использования в домашних условиях .
Формы и место использования ИКТ на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Можно выделить следующие функции применения ИКТ на уроках математики:
- инструментальная (изготовление наглядных пособий);
- демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)
- обучающая (тренажеры);
- контролирующая.
Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.
Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
- при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
- при организации исследовательской деятельности учащихся;
- при интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:
- учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- достигается оптимальный темп работы ученика, так как каждый ученик выполняет индивидуальное задание, работая в своем темпе;
- сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
- увеличивается количество тренировочных заданий;
- отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;
- работа ученика оценивается сразу;
- учитель меньше тратит времени на проверку работ;
- при работе с компьютером присутствует элемент игры, так иногда недостающий на уроках; и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Особое место использование ИКТ отводится для детей с ограниченными физическими возможностями, с которыми я занимаюсь последние два года. Не имея возможности заниматься в классе, такие дети ограничены в общении и средствах обучения. Если раньше такому ребенку приходилось заниматься на дому, ожидая учителя, то сегодня каждый такой ребенок, занимающийся в школе дистанционного образования, имеет право на индивидуально оборудованное рабочее место. Это позволяет учителям проводить уроки по двум направлениям домашнее и дистанционное по достаточно удобному расписанию. Конечно, главенствующей технологией такого автоматизированного процесса является ИКТ. Уроки проводятся по скайпу, на каждом этапе урока учитель использует различные информационные ресурсы. Чаще всего это презентации PowerPoint, электронная доска Twiddla.com, уроки, разработанные в системе Moodle, электронные учебники, видео уроки, тренажеры и многое другое. Все это позволяет дать материал ребенку в более полном объеме, не смотря на сокращение часов и сделать более эффективной его домашнюю самостоятельную подготовку. Кроме того, легко осуществляется обратная связь, позволяющая учителю контролировать и оценивать ученика, своевременно оказывать необходимую помощь и поддержку. Для ученика же процесс обучения интересен, насыщен и требует достаточно высокой активности с его стороны, что позитивно сказывается на результатах.
Таким образом, в центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения ИКТ. Есть необходимость в применении по возможности компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент. Использование информационных технологий способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики, помогает находить новые перспективы для поддержания интереса учащихся к предмету, а значит и к лучшему, более внимательному отношению к нему.
Литература
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/01/01/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-matematiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики - как средство повышения качества знаний
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.Помня слова К. Ф. Г...
Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»
Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...
Деятельный подход в преподавании математики как средство повышения качества знаний учащихся
На данный момент основным показателем качества знаний учащихся являются результаты сдачи девятиклассниками ГИ...
Использование информационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательного интереса учащихся
- расширение доступности образования;- повышение качества образования;- определение индивидуальных особенностей учащихся;- повышение эффективности образования....
Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»
Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски...
Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся
Необходимость внедрения дифференцированного подхода в обучении математике подтверждается практикой: повышается уровень знаний, повышается мотивация, создается ситуация успеха, дети учатся самоор...