Внеучебная деятельность
календарно-тематическое планирование (5 класс)
ВУД по математике 5 класс "Математический калейдоскоп"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_kaleydoskop.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
им. Константинова И.И.-Дэлэгээт Уйбаан» МР «Амгинский улус (район)»
Рабочая программа ВУД
«Математический калейдоскоп»
5 (пятый) (класс)
Учитель математики: Еримеева Саргылана Геннадьевна
Пояснительная записка
Актуальность введения ВУД «Математический калейдоскоп» школьную программу:
- ВУД позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
- позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
- различные формы проведения способствуют повышению интереса к предмету;
- рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся.
Программа курса по выбору по математике «Математический калейдоскоп»» предназначен для обучающихся 5 классов и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят предметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Программа ВУД направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель программы – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- сформировать устойчивый интерес учащихся к математике и ее приложениям;
- сформировать развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
- Расширить и углубить представление учащихся о практическом значении математики
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Курс рассчитан на 34 часа с регулярностью 1 час в неделю по 40 минут.
Программа кружка рассчитана на учащихся 5 класса. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
На занятиях используются различныеформы и виды контроля проведения занятий:
- практикум по решению задач;
- решение задач, повышенной трудности;
- работа с научно - популярной литературой.
Занятия организованы по принципу: теория – практика.
Принципы программы:
1.Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность.
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры «Математический калейдоскоп» (банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Наименование темы | Форма занятий | Методы | Дидактический материал | Техническое обеспечение |
1 | Задачи-шутки, задачи-загадки | урок – дискуссия | Эвристическая беседа, дидактическая игра. | карточки | презентация |
2 | Старинные математические истории. | урок - дискуссия | Эвристическая беседа, практические упражнения, | Модели задач | презентация |
3 | Упражнение со спичками. | практикум | работа в группах, работа с дополнительной литературой | Модели задач | |
4 | Задачи на переливание. | практикум | Самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой | Модели задач | презентация |
5 | Задачи «Как сосчитать». | практикум | Самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой | тест | презентация |
6 | Упражнение с куском бумаги | практикум | Самостоятельная работа, работа в группах, работа с дополнительной литературой | Модели задач | презентация |
7 | Математическая олимпиада | практические упражнения | карточки | презентация | |
8 | Переправы и разъезды | урок-практика | Практическая работа | Модели задач | презентация |
9 | Задачи и еще раз задачи. | Практическая работа | Тест, карточки | ||
10 | Комбинаторные задачи с квадратом. | Практическая работа | Модели задач | ||
11 | Выпуск математической газеты «Начинающие математики». | Самостоятельная работа поискового характера | Дополнительная литература | ТСО | |
12 | Выполнение заданий из газеты. | практикум по решению задач | Самостоятельная работа поискового характера | ТСО | |
13 | Математический КВН. | Урок - игра | Создание ситуаций успеха | презентация | |
14 | Карандаши и бумага. | Лабораторно-графическая работа | Работа с раздаточным материалом | ||
15 | Числовые головоломки. | практические упражнения | карточки | презентация | |
16 | Задачи на взвешивание. | Практическая работа | Весы | ||
17 | Задачи на построение графов. | Лабораторно-графическая работа | карточки | ||
18 | Задачи логического типа. | ситуаций интеллектуального характера | Модели задач | презентация | |
19 | Арифметическая викторина. | практикум по решению задач | практические упражнения | презентация | |
20 | Комбинаторные задачи. | Практическая работа | карточки | ТСО | |
21 | Отрицание – «не», конъюнкция - «и», дизъюнкция – «или». | практикум по решению задач | карточки | ||
22 | Геометрическая викторина. | Лабораторно-графическая работа | Модели задач | ТСО | |
23 | Кроссворды, ребусы, сказки. | практикум по решению задач | Создание ситуаций успеха, увлеченности, ситуаций интеллектуального характера | рисунки | презентация |
24 | Проектная деятельность «Газета любознательных». | Практикум урок-исследование | Самостоятельная работа поискового характера | Доп.литер. | проект |
25 | Задачи на расположение элементов по окружности. | практикум по решению задач | ситуаций интеллектуального характера | ТСО | |
26 | Экскурсия «Математика в природе». | Практикум урок-исследование | Самостоятельная работа поискового характера | Доп.литер. | проект |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Задачи-шутки, задачи-загадки | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Старинные математические истории. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Упражнение со спичками. | 1 | 1 | |
4 | Задачи на переливание. | 1 | 1 | |
5 | Задачи «Как сосчитать». | 1 | 1 | |
6 | Упражнение с куском бумаги | 1 | 1 | |
7 | Математическая олимпиада | 1 | 1 | |
8 | Переправы и разъезды | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Задачи и еще раз задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Комбинаторные задачи с квадратом. | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Выпуск математической газеты «Начинающие математики». | 1 | 1 | |
12 | Выполнение заданий из газеты. | 1 | 1 | |
13 | Математический КВН. | 1 | 1 | |
14 | Карандаши и бумага. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Числовые головоломки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Задачи на взвешивание. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Задачи на построение графов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
18 | Задачи логического типа. | 2 | 2 | |
19 | Арифметическая викторина. | 1 | 1 | |
20 | Комбинаторные задачи. | 2 | 0,5 | 1,5 |
21 | Отрицание – «не», конъюнкция - «и», дизъюнкция – «или». | 2 | 0,5 | 1,5 |
22 | Геометрическая викторина. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Кроссворды, ребусы, сказки. | 2 | 2 | |
24 | Проектная деятельность «Газета любознательных». | 2 | 2 | |
25 | Задачи на расположение элементов по окружности. | 1 | 1 | |
26 | Экскурсия «Математика в природе». | 2 | 1 | |
итого | 34 | 6 | 28 |
Содержание рабочей программы
1.Задачи-шутки, задачи-загадки.(Теория и практика)
2.Старинные математические истории.(Теория и практика)
3.Упражнение со спичками. (Практика)
4.Задачи на переливание.(Практика)
5.Задачи «Как сосчитать»..(Практика)
6.Упражнение с куском бумаги.(Практика)
7.Математическая олимпиада.(Практика)
8.Переправы и разъезды.( Теория и практика)
9.Задачи и еще раз задачи. ( Теория и практика)
10.Комбинаторные задачи с квадратом. ( Теория и практика)
11.Выпуск математической газеты «Начинающие математики».(Практика)
12.Выполнение заданий из газеты. (Практика)
13. Математический КВН.(Практика)
14.Карандаши и бумага. ( Теория и практика)
15.Числовые головоломки. ( Теория и практика)
16.Задачи на взвешивание. ( Теория и практика)
17.Задачи-шутки. (Практика)
18.Задачи логического типа. (Практика)
19.Арифметическая викторина. (Практика)
20.Комбинаторные задачи.( Теория и практика)
21.Отрицание – «не»,
конъюнкция - «и», дизъюнкция – «или». ( Теория и практика)
22.Геометрическая викторина. ( Теория и практика)
23.Кроссворды, ребусы, сказки.(Практика)
24.Проектная деятельность «Газета любознательных».( Практика)
25.Задачи на расположение элементов по окружности. ( Практика)
26.Экскурсия «Математика в природе» (Практика)
Литература
- Депман И.Я. Мир чисел
- Фарков А.В. Математические кружки в школе
- Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер
- Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся 5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС
- В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы
- Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения.
- Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс
- Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
- Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение
- Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/
Содержание рабочей программы
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | теория | практика |
1 | Задачи-шутки, задачи-загадки | 1 | Правило сложения и вычитания натуральных чисел. | Применение законов сложения. |
2 | Старинные математические истории. | 1 | Правило нахождения неизвестных компонентов. | Применение теории при решении задач. |
3 | Упражнение со спичками. | 1 | Решение задач на логическое мышление. | |
4 | Задачи на переливание. | 1 | Решение задач на логическое мышление. | |
5 | Задачи «Как сосчитать». | 1 | Решение задач на логическое мышление. | |
6 | Упражнение с куском бумаги | 1 | Решение задач на логическое мышление. | |
7 | Математическая олимпиада | 1 | Решение олимпиадных задач. | |
8 | Переправы и разъезды | 1 | Правило нахождения неизвестных компонентов. | Решение задач с помощью уравнений. |
9 | Задачи и еще раз задачи. | 2 | Правило нахождения неизвестных компонентов. | Решение задач с помощью уравнений, логического мышления. |
10 | Комбинаторные задачи с квадратом. | 2 | Правило составление различных вариантов. | Практическое применение по решению задач на составление различных вариантов. |
11 | Выпуск математической газеты «Начинающие математики». | 1 | Подбор заданий и рисование газеты. | |
12 | Выполнение заданий из газеты. | 1 | Применение знаний при решении задач. | |
13 | Математический КВН. | 1 | Конкурсная программа. | |
14 | Карандаши и бумага. | 1 | Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. | Применение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. |
15 | Числовые головоломки. | 1 | Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. | Применение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. |
16 | Задачи на взвешивание. | 1 | Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | Применение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями |
17 | Задачи на построение графов.. | 2 | Правило построения графов. | Применение правила построения графов. |
18 | Задачи логического типа. | 2 | Применение теории по теме «Обыкновенные дроби.» | |
19 | Арифметическая викторина. | 1 | Конкурсная программа. | |
20 | Комбинаторные задачи. | 2 | Правило составления «дерева» | Применение правила составления «дерева» |
21 | Отрицание – «не», конъюнкция - «и», дизъюнкция – «или». | 2 | Понятие Отрицание – «не», конъюнкция - «и», дизъюнкция – «или» с помощью знаков. | Применение понятий отрицание – «не», конъюнкция - «и», дизъюнкция – «или» с помощью знаков. |
22 | Геометрическая викторина. | 1 | Теория на знание основных геометрических понятий. | Применение теории на знание основных геометрических понятий |
23 | Кроссворды, ребусы, сказки. | 2 | Решение кроссвордов, ребусов составленных другом. | |
24 | Проектная деятельность «Газета любознательных». | 2 | Слайдовая презентация. | |
25 | Задачи на расположение элементов по окружности. | 1 | Слайдовая презентация. | |
26 | Экскурсия «Математика в природе». | 2 | Слайдовая презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении
Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...
Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности
В статье обобщен опыт педагога МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга по формированию культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности....
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.
Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.
Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности по математике и во внеучебной деятельности"
Обобщение педагогического опыта...