мастер-класс по математике
методическая разработка по математике на тему
Предварительный просмотр:
Ход мастер-класса
1 слайд
Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил математику?
Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?
Я учитель математики – Буленкова С.Б. Предлагаю вам вернуться в детство.
Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.
Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)
Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.
2 слайд
Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?
Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби» в 5 классе.
3 слайд
Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)
Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.
Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.
Итак, задача:
4 слайд
Легко ли быть учеником?
Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).
5 слайд
Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:
Кто является объектом – ученик (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,…)
Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником?
Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)
Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.
6 слайд
Итак, рассмотрим структуру решения задачи.
I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили
Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется.
II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы)
III этап – поиск способа решения задачи
В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд
- Поговорки и пословицы про учёбу: (разгадывают)
- Без муки нет и науки.
- Идти в науку – терпеть муку
- Корень ученья горек, да плод сладок.
- Кто больше знает, тот меньше спит.
- Без терпенья нет ученья.
- Намучится – научится.
На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.
8 слайд
А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.
Ш – шпаргалка, шестидневка
К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные
О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады
Л – лень, любовь
А – атмосфера благоприятная или нет
Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.
Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку
- Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу - качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза
- 9 слайд
- Творческий
- Агрессивный
- Ответственный
- Невнимательный
- Целеустремлённый
- Мало читает
- Коммуникабельный
- Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности
10 слайд
IY этап – осуществление плана решения
Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:
- Нагружать всё больше нас стали почему-то
- Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
- Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах
- Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса
Такой приём на нахождение соответствий я использую на уроках, например, при проверке формул.
11 слайд,12 слайд
Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей) трудно: не всегда понимают; мало свободного времени; задают много на дом. Легко: мне нравится учиться; общаюсь с друзьями; легко, но трудности всё же бывают.
Легко:
1.взаимопонимание с учителями и одноклассниками.
2.делаем открытия.
3.Интересно учиться.
4.возможность самоутвердиться.
5.открываем свой внутренний мир.
Трудно:
1.ухудшается здоровье.
2.много уроков.
3.мало свободного времени.
4.много общественных дел.
5.не интересно на уроке.
13 слайд
YI этап – формулирование ответа: (заслушаем коллег) Делаем вывод В современном обществе быть учеником …! Легко, поднимите руки….
Тяжело, поднимите руки…! А теперь послушаем коллег.
15 слайд Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни. (окончание мультфильма)
17 слайд В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет.
Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.
Благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Школа и математика"
Сегодня важным требованием к профессионализму педагога становится проработка опыта, которая обеспечивает педагогу не только успех в работе, но и реальную возможность с пользой для дела представить сво...
Методическая разработка мастер-класса для учителей математики "Решение геометрических задач с помощью техники оригами"
В данной статье показан пример использования техники оригами на уроке геометрии при доказательстве теоремы "Сумма углов треугольника". Приведены результаты контрольных срезов после классического объяс...
Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»
Методические ресурсы: Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса – отработка практически...
Мастер-класс "Чудесный мир математики"
«Я слышу – я забываю,я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская мудрость...
Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»
План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...
Мастер-класс для учителей математики "Создать проблему? Нет проблем!"
Показаны способы создания проблемных ситуаций на уроках математики через решение различных задач...
Мастер-класс по теме: "Математика- это жизнь, а жизнь - это математика"
В данном материале рассматриваются задачи на практическое применение, сопровождающее презентацией к данному материалу....