мастер-класс по математике
методическая разработка по математике на тему

участие в районном конкурсе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Ход мастер-класса

1 слайд

 Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил математику?

Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?

Я учитель  математики – Буленкова С.Б. Предлагаю вам вернуться в детство.

Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.

Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)

Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.

2 слайд

Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».  Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?

Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби»  в 5 классе.

3 слайд

Так зачем же в школе учат решать задачи?   (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)

Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.

Итак, задача:

4 слайд

Легко ли быть учеником?

Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег  (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).

5 слайд

Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются  определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:

Кто является объектом – ученик  (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,…)

Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником?

Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)

Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.

6 слайд

Итак, рассмотрим структуру решения задачи.

 I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили

Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не  понимают, что от них требуется.

II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы)

 III этап – поиск способа решения задачи

В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд

  • Поговорки и пословицы  про учёбу: (разгадывают)
  • Без муки нет и науки.
  • Идти в науку – терпеть муку
  • Корень ученья горек, да плод сладок.
  • Кто больше знает, тот меньше спит.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Намучится – научится.

На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.

8 слайд

А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.

Ш – шпаргалка, шестидневка

К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные

О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады

Л – лень, любовь

А – атмосфера благоприятная или нет

Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.

Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку

  • Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу -  качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза
  •  9 слайд
  • Творческий
  • Агрессивный
  • Ответственный
  • Невнимательный
  • Целеустремлённый
  • Мало читает
  • Коммуникабельный
  • Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности

10 слайд

IY этап – осуществление плана решения

 Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:

  •  Нагружать всё больше нас стали почему-то  
  • Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
  • Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах
  • Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса

Такой приём на нахождение соответствий  я использую на уроках, например,  при проверке формул.

11 слайд,12 слайд

Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей) трудно: не всегда понимают; мало свободного времени; задают много на дом. Легко: мне нравится учиться; общаюсь с друзьями; легко, но трудности всё же бывают.

Легко:

1.взаимопонимание с учителями и одноклассниками.

2.делаем открытия.

3.Интересно учиться.

4.возможность самоутвердиться.

5.открываем свой внутренний мир.

Трудно:

1.ухудшается здоровье.

2.много уроков.

3.мало свободного времени.

4.много общественных дел.

5.не интересно на уроке.

13 слайд

YI этап – формулирование ответа: (заслушаем коллег) Делаем вывод  В современном обществе быть учеником …! Легко, поднимите руки….

Тяжело, поднимите руки…! А теперь послушаем коллег.

15  слайд  Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни. (окончание мультфильма)

17  слайд  В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет. 

Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.  

Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Школа и математика"

Сегодня важным требованием к профессионализму педагога становится проработка опыта, которая обеспечивает педагогу не только успех в работе, но и реальную возможность с пользой для дела представить сво...

Методическая разработка мастер-класса для учителей математики "Решение геометрических задач с помощью техники оригами"

В данной статье показан пример использования техники оригами на уроке геометрии при доказательстве теоремы "Сумма углов треугольника". Приведены результаты контрольных срезов после классического объяс...

Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»

Методические ресурсы:  Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса –  отработка практически...

Мастер-класс "Чудесный мир математики"

«Я слышу – я забываю,я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская мудрость...

Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»

План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...

Мастер-класс для учителей математики "Создать проблему? Нет проблем!"

Показаны способы создания проблемных ситуаций на уроках математики через решение различных задач...

Мастер-класс по теме: "Математика- это жизнь, а жизнь - это математика"

В данном материале рассматриваются задачи на практическое применение, сопровождающее презентацией к данному материалу....