СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ Урок-соревнование. 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Раздел: Десятичные дроби (5 класс) ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.
Цель:
1.Предметная-информационная: создать условия для совершенствования умений учащихся выполнять сложение, вычитание, сравнение, округление и превращение десятичных дробей
2. Деятельно-коммуникативная: способствовать повышению мотивации к учебной деятельности через использование игровых методов обучения.
З.Ценностно-ориентационная: способствовать развитию учебно-познавательной компетенции, путем совершенствования навыков чтения, умения работать в группе, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока: обобщение и систематизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sorevnovanie_.rar | 523.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Математика 5 класс
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ
Урок-соревнование
Череватый Борис Васильевич
учитель математики
Югорск
Раздел: Десятичные дроби (5 класс)
ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.
Цель:
1.Предметная-информационная: создать условия для совершенствования умений учащихся выполнять сложение, вычитание, сравнение, округление и превращение десятичных дробей
2. Деятельно-коммуникативная: способствовать повышению мотивации к учебной деятельности через использование игровых методов обучения.
З.Ценностно-ориентационная: способствовать развитию учебно-познавательной компетенции, путем совершенствования навыков чтения, умения работать в группе, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока: обобщение и систематизации.
Метод обучения: игра - соревнование
Оборудование: карточки- задания, карточки с цифрами. Тестовые задания. Карты оценки успешности команды. Названия этапов игры.
Ход урока:
1. Организационно- подготовительный этап.
а) Эмоциональный настрой на предстоящую игру.
б) Проверка готовности к уроку учебных принадлежностей.
Учитель: Ребята, вы любите играть? Вот сегодня мы и проведем соревнования между командами. А ведь любое соревнование - это не только приключение, но и испытания. Возможно, нам придется преодолевать самые непредсказуемые трудности. Нам нужно хорошо понять и почувствовать друг друга. Пожалуйста, возьмитесь за руки и пожмите друг другу руки. Улыбнитесь. Только сила дружбы позволит нам преодолеть все преграды на пути.
Внимание на доску.
2.Подготовка к учебно-познавательной деятельности.
Вопросы к классу:
- Какие дроби записаны на доске? (десятичные)
- Найдите закономерности и вместо «?» поставьте число.
Ответы: а) сложение 4,7 б) вычитание 4,1
3) Значит, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?
Проанализировав задание, и ответив на вопросы, учащиеся определяют задачи данного урока.
В полу - шуточной манере учитель обобщает цели урока:
-Совершенно верно, сначала мы вместе восхитимся глубокими математическими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос;
-Потом потренируем наши мозги и решим действия на вычитание и сложение десятичных дробей;
-И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное и решим самостоятельную работу. Т.об. мы проведем урок-соревнование по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Девизом урока станут следующие слова:
Да, путь познания не гладок. Но знаем мы
Загадок больше, чем разгадок И поискам предела нет. З.Этап обобщения.
Учитель: Итак, начнем. Капитаны не забывайте координировать работу своей группы и выставлять 1 балл за каждый правильный ответ в «Карту оценки успешности команды»
Первый этап игры называется «Разминка». Необходимо ответить на вопросы.
Цель: закрепить знания о понятии десятичной дроби.
1 .Какое слово употребляется и в математике, и на охоте? (Дробь)
2. Какое слово пропущено?
Обыкновенная дробь - дробная черта; десятичная дробь -
(«Запятая»; она используется в записи десятичной дроби.)
3. Найдите лишнее
На доске: 7,1; 1/6; 0,5; 3,46
(ответ: 1/6 так как это обыкновенная дробь, а остальные - десятичные)
4. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8? (ответ: «запятая»)
2 этап - «Эстафета». На доске - примеры в четыре столбика. Первые участники от каждой команды одновременно подходят к доске, решая первое задание из своего столбца, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.
Цель: проверить степень усвоения правил вычитания десятичных дробей.
9,8 -1 ,5 = 8,3 8,3 -1,3 = 7 9.7 - 2,1 = 7,6 7,6 - 2,6 = 5
8,3-1,3 = 7 7 -0,2 = 6,8 7,6-2,6 = 5 5-0,4 = 4,6
7-0,2 = 6,8 6,8-1,7 = 5,1 5-0,4 = 4,6 4,6-1,3=3,3
6,8-1,7 = 5,1 5,1-1,1=4 4,6-1,3 = 3,3 3,3-2,3=1
5,1-1,1=4 4-2,9=1,1 3,3-2,3 = 1 1-0,6 = 0,4
(рассмотреть ошибки, которые допускали команды, и сделать вывод).
3 этап - «Крестики-нолики» Задания команды выполняют на отдельном
листе сообща.
Необходимо найти строку, столбец или диагональ, сумма чисел, в которых дает выигрышную сумму.
Цель: закрепить навыки сложения десятичных дробей.
1 | Сумма 1,5 | ||
0,4 | 0,9 | 0,6 | |
0,5 | 8 /10 | 0,3 | |
0,1 | 0,5 | 0,2 | |
2] | Сумма 5,6 | ||
3,2 | 1,4 | 0,2 | |
1,5 | 2,6 | 2,8 | |
0,4 | 4,9 | 3 /10 |
Ответы: 1) по диагонали вправо вверх
2) по нижней горизонтали
4 этап - «Кто быстрее?» У каждого из участников команд на уровни груди
прикреплены цифры от 1 до 5, а у одного ученика - знак запятая.
Необходимо выстроить порядок цифр согласно названной учителем
десятичной дроби. Цель: отработать навык записи десятичных дробей.
1,25 41,2 23,4 3,12
5 этап - «Конкурс реставраторов». На лист бумаги с примерами попала
вода, цифры размазались. Помогите их восстановить.
Задания выполняет вся команда на отдельном листе.
Цель: проверить степень усвоения правил сравнения десятичных дробей.
1)2,...1<2,02
а) 1; б) 0; в) 9; г) от 1 до 9.
2) 0,39826 < 0,3...845
а) 1; б) 0; в) 9; г) от 1 до 9.
3) 6,413 > 6,4. ..8
а) 1; б) 0; в) 9; г) от 1 до 9.
4) 1,892 <1,...0765
а) 1; б) 0; в) 9; г) от 1 до 9. Ответы: б); в); б); в). Вывод: как сравнивают десятичные дроби?
Валеологическая пауза.
1) Упражнение для снятия напряжения глаз:
закрыть глаза, представить перед собой классную доску и будто мелом написать глазами числа от 1 до 10.
2) Упражнение на разминку рук, ног и слуха «Послушаем дождик»
1 и 3 команды стучат пальчиками по парте, 2 команда стучит ладонями по коленкам, 4 команда - ножками по полу.
6 этап - «Математический футбол» Команды задают друг другу вопросы
на округление дробей.
Цель: отработать навык округления числа до нужного разряда. Вывод: правильно ли округлили дроби все команды. Подвести итоги игры с №1 по №6 этапы. Заполнить карту, подсчитать баллы команды.
4.Контроль. Учитель: Итак, остается у нас два последних этапа игры: «Конкурс капитанов»: необходимо выполнить действия и с помощью ключа разгадать зашифрованное слово.
В это время остальные участники выполняют самостоятельную работу под названием «Помоги сказочным героям»
Цель: проверить умения учащихся выполнять арифметику десятичных дробей при решении дифференцированных заданий и проводить самоконтроль.
«Конкурс капитанов» Выполните действия и с помощью ключа разгадайте зашифрованное слово. 3,7 + ((8,7 + 3,2) - 4,5 + 18,17) + 9 - 3,08 + 5 = Ключ:
40,19-Ц; 11,9-М; 7,4-О; 29,27-О; 38,276-Д; 25,27-Л; 35,19-Е
«Помоги сказочным героям»
Однажды Степашка ушел в лес и не вернулся. Хрюша очень расстроился и пошел искать друга. Шел он по лесу и вдруг перед ним — широкая река, а лодки нет. На берегу табличка:
«Сравни дроби 0,7 и 0,75». Помогите Хрюше. (Учащиеся выполняют задание.) Тут появилась огромная птица и перенесла Хрюшу на другой берег. Идет Хрюша дальше, а навстречу ему Волк. Говорит Волк:
«Округли дробь 10,76 до десятых, тогда я тебя не съем». Справился Хрюша с заданием и побежал дальше. На лесной полянке он нашел Степашку, но того заколдовал злой волшебник. Написал этот волшебник Хрюше очень много тестовых заданий.
Ребята, помогите решить Хрюше примеры, для того чтобы расколдовать Степашку.
I вариант Вычисли:
1) 3,7 + 8,2
а) 4,5 6)11,9 в) 1,1 г) 12
2) 14,27 - 3,25;
а) 17,52; б) 11,52; в) 11,2; г) 11,02
3) 4+3,25
а) 7,25; 6) 0,75; в) 0,25; г) 1,25.
2 вариант
Вычисли:
1) 12+0,56 а) 0,68; 6) 11,44; в) 12,56; г) 1,76.
2) 14-8,6;
а) 22,6; 6) 5,4; в) 6,4; г) 10
3) 3,7 + 8,2;
а) 11,9; 6) 4,5; в) 1,1; г) 12. (после решения примеров) Итак, Хрюша и Степашка снова вместе. Ответы: 0,7 < 0,75
10,8 I вариант: 1) б; 2) г; 3) а; II вариант: 1) в; 2) б; 3) а; После выполнения заданий учитель записывает на доске ответы тестовых заданий для самоконтроля. Учащиеся проверяют свою работу, оценивают по 5-ти бальной системе и записывают свои оценки в карту.
А также записать на доске количество баллов и соответствующую ей оценку: от .. .баллов до .. .баллов - оценка «5» от ...баллов до ...баллов -оценка «4» от .. .баллов до.. .баллов - оценка «3» Учащиеся подсчитывают баллы и выводят итоговую оценку за урок.
5. Итог.
1. Подведение итогов соревнования: подсчитывается окончательное число баллов, набранных каждой командой, и определяется оценка каждого ученика.
2.Анализ допущенных математических ошибок, работы в группах. 3.Выставление оценок командам. 6. Домашнее задание
№1268 (ВУОиДУО), №1297(а), №1265, №1266 (ДУО и НУО), №1276*(ВУО)
Учитель: «Урок завершен»
Карта оценки успешности команды
ТРИ ДЕСЯТЫХ
Вл. Лифшиц
Это кто из портфеля швыряет в досаде Ненавистный задачник, пенал и тетради? И сует свой дневник, не краснея при этом, Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин, Жертва вечных придирок, - он снова провален. И шипит, на растрепанный глядя задачник: - Просто мне не везет!.. Просто я неудачник!..
В чем причина обиды его и досады? Что ответ не сошелся лишь на три десятых! Это сущий пустяк, и к нему, безусловно, Придирается строгая Марья Петровна.
Три десятых... Скажи про такую ошибку, И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку. Три десятых... И все же об этой ошибке Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете, Архитектор немного ошибся в расчете -Что б случилось, ты знаешь ли, костя Жигалин? Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен, А не будь инженер в чертежах своих точен, Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку, Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен. Если б токарь в работе не очень был точен, Совершилось бы, Костя, большое несчастье, Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых - и стены возводятся косо! Три десятых - и рухнут вагоны с откоса! Ошибись только на три десятых аптека -Станет ядом лекарство, убьет человека...
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно И скажи - не права ль была Марья Петровна? Если честно подумаешь, Костя, об этом, То не долго лежать дневнику под буфетом!
Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший мелкий вирус имеет размер 16 миллимикрон, т.е.(0,1:1000: 1000) х16 = 0,0000016 (мм). Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом?), и узнают, какая болезнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вычисления с многозначными числами (урок-соревнование) 5 класс
Урок-соревнование для 5 класса по математике...
Тема "Сложение и вычитание дробей". Презентация. 6 класс.
Цель: демонстирование умений сложения и вычитание десятичных дробей.Задачи:1) отработать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;2) развитие речи, логического мышления, внимательности;3) приви...
Урок-соревнование по математике для 6 класса по теме «Нахождение дроби от числа»
Цель урока: обеспечить закрепление понятий: числитель дроби, знаменатель дроби, закрепить правило нахождения дроби от числа, понятие взаимно простых чисел...
Конспект урока в 6 классе "Основное свойство дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Обобщающий урок...
Урок соревнование Обобщение класса двудольные.Особенности однодольных.
Урок предназначен для учеников 7 класса.Урок по биологии проходит в виде соревнования по теме :Обобщение знаний класса двудольные.Вовлекается весь класс.Ребята с помощью разных заданий,загадок,картино...
урок - соревнование 8 класс
урок геометрии посвящен подготовке к ОГЭ...
Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....