Открытый урок Арифметическая прогрессия с элементами краеведения
план-конспект урока по математике (9 класс) на тему
В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека. Их эффективное использование помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиваться успеха в выбранных ими профессиях.
При беседе с учащимися выяснила, что большинство умеют пользоваться компьютером, но чаще всего компьютер используют для игры, реже для оформления письменных документов, и совсем не используют при решении задач, которые изучаются в курсе предмета «математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_arifmeticheskaya_progressiya.doc | 92 КБ |
otkrytyy_urok_arifmeticheskaya_progressiya_prezentatsiya.ppt | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 9-м классе по теме:
"Арифметическая прогрессия"
Титова Екатерина Васильевна,
учитель математики МБОУ «СОШ №31»
Новокузнецк 2016
Учебная цель: закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках
- понятие последовательности;
- нахождение членов последовательности по заданным формулам;
- решать задачи на нахождение суммы членов;
- продемонстрировать преимущества представленных решений задач по теме «Арифметическая прогрессия» при помощи программы Microsoft Exсel;
- Подробное описание компьютерных решений этих же задач с помощью широко распространенных программ Microsoft Office Exсel;
- Апробация алгоритма компьютерного решения задач с учащимися 9 класса.
Воспитательная цель:
- прививать навыки делового общения;
- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, самостоятельного принятия решения (кроссворд, эстафета, работа в парах, работа по группам);
- воспитывать чувство любви к своему родному краю.
Оборудование:
- карточки устного счета;
- карточки для работ в группах.
Ход урока
I. Оргмомент
В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека. Их эффективное использование помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиваться успеха в выбранных ими профессиях.
Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.
На уроках информатики вы изучаете темы, которые позволяют научиться пользоваться компьютером, составлять программы, но нет связи с математикой. Многие задачи по-прежнему решаются при помощи формул и калькулятора.
При беседе с учащимися выяснила, что большинство умеют пользоваться компьютером, но чаще всего компьютер используют для игры, реже для оформления письменных документов, и совсем не используют при решении задач, которые изучаются в курсе предмета «математика».
Изучение темы «Арифметическая прогрессия» показало, что в математических пособиях описывается аналитическое решение задач, компьютерное решение задач такого типа не рассматривается вообще
На уроке: Определим этапы алгоритма компьютерного решения и продемонстрируем преимущества представленных решений задач по теме «Арифметическая прогрессия» при помощи программы Microsoft Officce Exсel.
Аналитическое решение задач по теме «Арифметическая прогрессия»
II. Повторение
- Арифметическая прогрессия – это последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом d
аn+1 = аn + d
- Таким образом, при решении задач нужно уметь находить d – то есть разность прогрессии и применять в зависимости от ситуации:
- Формулу n-го члена арифметической прогрессии:
аn = а1 + (n - 1)d
- Формулы суммы n-первых членов арифметической прогрессии:
III. Решить устно
1. Найти пятый, десятый член последовательности
()
2. Найти третий и пятый члены последовательности.
уn = 3 (24; 96)
3. Найти номер члена последовательности равного –25.
an = n2 – 10n (n = 5)
4. Перечислить члены последовательности, стоящие между xn-2 и xn+2.
IV. Решить кроссворд
По горизонтали
1. Первый из двух рядом стоящих членов последовательности (предыдущий)
2. Разность одинаковых членов последовательности ( нуль)
3. Способ задания последовательности (рекуррентный)
4. Число в арифметической прогрессии, показывающее на сколько одно число больше или меньше другого (разность)
5. Элементы, из которых состоит последовательность (члены)
6. Натуральное число, обозначающее место члена в последовательности (номер)
По вертикали
1. Функция, заданная на множестве натуральных чисел (последовательность)
7. Вид последовательности (арифметическая)
8. Последовательность, содержащая конечное число членов (конечная)
Дополнительные вопросы к кроссворду:
1. Способы задания последовательности
2. Почему та или иная последовательность называется арифметической прогрессией?
3. Записать на доске формулы, связанные с темой
V. Решение задач
Рассмотрим аналитическое решение задачи по теме «Арифметическая прогрессия» из курса алгебры для 9 класса
Задача 1: Найти сотый член арифметической прогрессии (аn), если а1 = - 2,5, а d = - 0,5.
(а100 = - 52)
С помощью программы Ехсеl из пакета Microsoft Office, предназначенной для создания и редактирования электронных таблиц, можно производить математические расчеты и анализировать полученные данные. Допускается создание диаграмм для наглядного показа результатов обработки информации.
Возможности Microsoft Ехсеl позволяют не тратить время для проведения однотипных расчетов, быстро исправлять ошибки в вычислениях.
Для решения задач данного типа при помощи Microsoft Ехсеl необходимо уметь: создавать файл, вносить данные, использовать функции выделения, копирования и автосуммирования, вводить формулы, сохранять файлы.
А теперь давайте рассмотрим компьютерное решение задач.
Задача 1. Для нахождения сотого члена откроем файл в программе Microsoft Ехсеl .
Заполним числовые данные: в ячейку А1 по условию введем число (–2,5);
В ячейку А2 введем число с разностью - 0,5 ,т.е число -3.
Выделим ячейки, добиваясь тоненького крестика в нижнем правом углу ячейки А2 и нажимая на правую клавишу мыши, движением вниз ведем до ста.
Итак, видим на пересечении число - 52.
Ответ совпал с решением при использовании формул.
Задача 2.
I тип задач : Вычисление n-го члена арифметической прогрессии.
- Найдите 24 член арифметической прогрессии, в которой а1 = 3,7; d = 4.
( а24 = 95,7 Площадь Кемеровской обл. составляет 95,7 км2)
- Вычислите а12, если а1 = - 1; d = 3. (а12 = 32 32км2 – площадь самого большого озера Большой Берчикуль)
- Вычислите а1, если аn = - 0,8n+3 (а1 = 2,2 2,2км2 – площадь самого маленького озера Малый Берчикуль)
- Найдите 25 и 42 члены арифметической прогрессии, заданной формулой n – го члена
уn = 4n+2.
(у25 = 101; у42 = 170 Горная Шория занимает южную часть Кемеровской обл. Ее горный массив вытянулся с запада на восток на 101 км и с севера на юг – на 170км)
5. Арифметическая прогрессия задана условиями: а1 = 3, аn+1 = аn +5. Найдите номер члена этой прогрессии равного 123.
(n = 25 25км – это длина самой маленькой реки Кемеровской обл. - Чулым)
6. Арифметическая прогрессия задана условиями: а1 = 31, аn+1 = аn - 3. Найдите номер члена этой прогрессии, равного – 8.
(n = 14 Более 14 млрд. тонн - запасы каменного угля для открытой добычи находятся в недрах Кузбасса. Основные запасы сосредоточены в Ерунаковском, Мрасском, Томусинском и Бачатском районах)
7. Какое четное натуральное число стоит на 780 месте арифметической прогрессии?
(а780 = 1560, Наивысшая точка хребта горной Шории – гора - голец Пустанг («Ледяная гора») высотой 1560м, представленная гранитным массивом. По нему поднимаются шесть отдельных вершин, разделенных седловинами. Его склоны покрыты тайгой и мохово – кустарниковой тундрой)
I I тип задач: Вычисление суммы n первых членов арифметической прогрессии.
С помощью возможностей программы Microsoft Ехсеl осуществляется и автосуммирование.
- Найдите сумму 113 членов арифметической прогрессии, в которой а1 = 1502;
d = 12.
( S113 = 245662 Общая протяженность рек Кемеровской обл составляет 245662км)
- Найдите сумму 14 членов арифметической прогрессии, в которой а1 = 14;
d = 3.
(S14 =469 469км – длина реки Кия - второй по величине в Кемеровской обл.)
- В арифметической прогрессии а1 = 10,3; а20 = 76. Найдите Sn.
(S20 = 863 самая длинная из рек Кемеровской обл – Томь составляет 863км)
- Найдите сумму всех натуральных чисел с 8 по 32 включительно.
( Сумма 500. Кедровых лесов в Кемеровской области немного. Они составляют около 4% от всей площади, покрытой лесами. Кедр сибирский… «Будто боярин в дорогой шубе», - говорит о нем писатель Д.Н. Мамин – Сибиряк Сколько лет живет кедр, мы узнали, вычислив сумму всех натуральных чисел с 8 по 32 включительно. Таким образом мы определили, что живет кедр до 500 лет и почти всю жизнь, начиная с 30 – 50 лет, он плодоносит).
- Вычислите сумму 68 членов арифметической прогрессии, заданной формулой а.
(S68 =603,5. Примерно 600кг - таков урожай орехов с 1га).
- Вычислите сумму 128 членов арифметической прогрессии, заданной рекуррентным способом: а1 = 35, аn+1 = аn +7.
( S128 =61376. Горный рельеф Кемеровской обл. занимает .61376км2)
Задача 3.
Мать дарит каждой из пяти своих дочерей в день ее рождения, начиная с пяти лет, столько книг, сколько дочери лет. Возрасты пяти дочерей составляют арифметическую прогрессию, разность которой равна двум. Сколько лет было каждой дочери, когда у них составилась библиотека общей численностью в четыреста девяносто пять (495) книг?
1.Открываем файл (Книга 1) в программе Microsoft Ехсеl.
2. Заполним числовые данные.
В ячейку А2 введем число 5. Это есть возраст старшей дочери, когда она впервые получила в подарок 5 книг. В ячейку А3 введем число 6. это есть количество книг, полученных старшей дочерью в шестилетнем возрасте. Далее, выделяя (маркируя) обе эти ячейки и добиваясь тоненького значка-крестика курсора, приближая его к нижнему правому углу ячейки А3, движением вниз с одновременным нажатием правой клавиши мышки добьемся автоматического заполнения колонки А, например, до значения 23. это будут значения количества книг, полученных старшей дочерью с 5 до 23 дет.
Согласно условию задачи вторая по возрасту дочь впервые в возрасте 5 лет получила свои 5 книг в подарок, в то время ее старшей сестре было 7 лет. Для второй дочери выделим колонку В и ячейки интервала В4:В20 аналогично заполним числами 5,6,…,21 соответственно. Это будут значения количества книг, полученных второй дочерью. Продолжим заполнение ячеек С6:С20 числами 5,6,…,19 для третьей дочери; ячеек D8:D20 числами 5.6,…17 для четвертой и, наконец, для учета вклада в библиотеку младшей дочерью Е10:Е20 заполним числами 5,6,…15 соответственно.
3.Определим количество книг, добавляемых в домашнюю библиотеку в каждом году
Для этого отмаркируем ячейкиА2:Е2 и нажмем на ярлык функции суммирования . После чего в ячейке F2 появится сумма 5. проделаем то же самое для всех других строк (3,4,5,…11). Отметим закономерность арифметической прогрессии для ячеек F2 – F3 (разность 1), для ячеек F4 – F5(разность 2), для ячеек F6 – F7 (разность 3), для ячеек F8– F9(разность 4), и, наконец, с ячеек F10– F11 устанавливается постоянный характер арифметической прогрессии с разностью 5, ведь новых детей в семье уже не будет, а каждый год добавляет 5 дополнительных книг по сравнению с прошлым годом. Это обстоятельство дает возможность автоматически распространить закономерность далее для значений ячеек от F12 до F20. итак, в ячейках F2: F20 получены значения количества книг, добавляемых в домашнюю библиотеку в каждом текущем году.
4. Осуществим окончательный расчет.
Очевидно, что когда старшей дочери было 5 лет, то в библиотеке было столько же книг. С каждым годом вновь полученные книги добавляются к прошлогодним. С помощью возможностей Microsoft Ехсеl осуществим автосуммирование. Для этого в ячейку G2 перепишем число 5, «протягивая» маркированную ячейку F2 в ячейку G2. в ячейке G3 наберем формулу: = G2+F3.
Добиваемся тоненького крестика в нижнем правом углу ячейки G3, нажимая на правую клавишу мыши движением вниз – получаем числа 11, 23,..,920.
Значения в ячейках G3:G20 отражают суммарное количество книг в домашней библиотеке в каждом году.
5. Найдем нужный ответ.
Среди чисел в колонке G найдем число 495. Оно встретится в строке 15, выделим значения величиной шрифта.
Эта строка и является компьютерным решение задачи.
Все полученные результаты оформим в виде таблицы
Выводы:
Не умаляя достоинства аналитического решения данных задач, отметим все – таки преимущества компьютерного решения:
- Алгоритм решения отличается предельной простотой и одновременно наглядностью динамики событий.
- Программа Microsoft Ехсеl позволяет легко внести изменения в начальные условия задачи.
- При реализации компьютерного решения задач необходимо иметь следующие умения и навыки:
- создавать файл,
- вносить данные,
- использовать функции выделения, копирования и автосуммирования,
- вводить формулы,
- сохранять файлы.
Литература
- Алгебра: Учебник для 9кл. общеобразоват. учреждений А.Г. Мордкович и др.- М.:,2015, изд. «Мнемозина»;
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Уч. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение,2014;
- Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Алгебра: Геометрия: Прил.: Справ. материалы: Уч. пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2012;
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: Лаборатория Базовых знаний,2014.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Учебная цель : закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках: понятие последовательности; нахождение членов последовательности по заданным формулам; решать задачи на нахождение суммы; продемонстрировать преимущества представленных решений задач по теме «Арифметическая прогрессия» при помощи программы Microsoft Excel; подробное описание компьютерных решений этих же задач с помощью широко распространенных программ Microsoft Office Ex с el ; апробация алгоритма компьютерного решения задач с учащимися 9 класса.
Воспитательная цель: прививать навыки делового общения; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, самостоятельного принятия решения (кроссворд, работа в парах, работа по группам); воспитывать чувство любви к своему родному краю.
Оборудование: карточки устного счета; карточки для работы в группах .
На уроке: Определим этапы алгоритма компьютерного решения и продемонстрируем преимущества представленных решений задач по теме «Арифметическая прогрессия» при помощи программы Microsoft Officce Ex с el .
Повторение Определение арифметической прогрессии. Формулы n -го члена арифметической прогрессии. Формулы суммы n -первых членов арифметической прогрессии. C войства членов арифметической прогрессии.
Решить устно 1. Найти пятый , десятый член последовательности 2. Найти третий и пятый члены последовательности. у n = 3 *2 n . 3. Найти номер члена последовательности a n = n 2 – 10n, равного –25. 4. Перечислить члены последовательности, стоящие между x n-2 и x n+2 .
Решить кроссворд По горизонтали 1. Первый из двух рядом стоящих членов последовательности. 2. Разность одинаковых членов последовательности. 3. Способ задания последовательности. 4. Число в арифметической прогрессии, показывающее на сколько одно число больше или меньше другого. 5. Элементы, из которых состоит последовательность. 6. Натуральное число, обозначающее место члена в последовательности.
По вертикали 1. Функция, заданная на множестве натуральных чисел. 7. Вид последовательности. 8. Последовательность, содержащая конечное число членов.
кроссворд
V . Решение задач Задача 1 : Найти сотый член арифметической прогрессии (а n ), если а 1 = - 2,5 , а d = - 0,5 . Ответ: (а 100 = - 52)
А теперь давайте рассмотрим компьютерное решение задач. Задача 1 . Для нахождения сотого члена откроем файл в программе Microsoft Ехсеl . Заполним числовые данные: в ячейку А1 по условию введем число –2,5; в ячейку А2 введем число с разностью - 0,5 ,т.е число -3; выделим ячейки, добиваясь тоненького крестика в нижнем правом углу ячейки А2 и нажимая на правую клавишу мыши, движением вниз ведем до ста. Итак, видим на пересечении число - 52. Ответ совпал с решением при использовании формул.
I тип задач : Вычисление n -го члена арифметической прогрессии 1. Найдите 24 член арифметической прогрессии, в которой а 1 = 3,7; d = 4. ( а 24 = 95,7 Площадь Кемеровской обл. составляет 95,7 км 2 ) 2. Вычислите а 12 , если а 1 = - 1; d = 3. ( а 12 = 32 32км 2 – площадь самого большого озера Большой Берчикуль) 3. Вычислите а 1 , если а n = - 0,8 n +3. ( а 1 = 2,2 2,2км 2 – площадь самого маленького озера Малый Берчикуль) 4. Найдите 25 и 42 члены арифметической прогрессии, заданной формулой n – го члена у n = 4 n +2. ( у 25 = 101; у 42 = 170 Горная Шория занимает южную часть Кемеровской обл. Ее горный массив вытянулся с запада на восток на 101 км и с севера на юг – на 170км) 5. Арифметическая прогрессия задана условиями: а 1 = 3, а n +1 = а n +5. Найдите номер члена этой прогрессии равного 123. ( n = 25 25км – это длина самой маленькой реки Кемеровской обл. - Чулым) 6. Арифметическая прогрессия задана условиями: а 1 = 31, а n +1 = а n - 3. Найдите номер члена этой прогрессии, равного – 8. ( n = 14 Более 14 млрд. тонн - запасы каменного угля для открытой добычи находятся в недрах Кузбасса. Основные запасы сосредоточены в Ерунаковском, Мрасском, Томусинском и Бачатском районах) 7. Какое четное натуральное число стоит на 780 месте арифметической прогрессии? (а 780 = 1560, Наивысшая точка хребта горной Шории – гора - голец Пустанг («Ледяная гора») высотой 1560м, представленная гранитным массивом. По нему поднимаются шесть отдельных вершин, разделенных седловинами. Его склоны покрыты тайгой и мохово – кустарниковой тундрой)
I I тип задач: Вычисление суммы n первых членов арифметической прогрессии. 1. Найдите сумму 113 членов арифметической прогрессии, в которой а 1 = 1502; d = 12. ( S 113 = 245662 Общая протяженность рек Кемеровской обл составляет 245662км) 2. Найдите сумму 14 членов арифметической прогрессии, в которой а 1 = 14; d = 3. ( S 14 =469 469км – длина реки Кия - второй по величине в Кемеровской обл .) 3. В арифметической прогрессии а 1 = 10,3; а 20 = 76. Найдите S n . ( S 20 = 863 самая длинная из рек Кемеровской обл – Томь составляет 863км) 4. Найдите сумму всех натуральных чисел с 8 по 32 включительно. ( Сумма 500 . Кедровых лесов в Кемеровской области немного. Они составляют около 4% от всей площади, покрытой лесами. Кедр сибирский… «Будто боярин в дорогой шубе», - говорит о нем писатель Д.Н. Мамин – Сибиряк Сколько лет живет кедр, мы узнали, вычислив сумму всех натуральных чисел с 8 по 32 включительно . Таким образом мы определили, что живет кедр до 500 лет и почти всю жизнь, начиная с 30 – 50 лет, он плодоносит. 5. В ычислите сумму 68 членов арифметической прогрессии, заданной формулой а. ( S 68 =603,5 примерно 600кг - таков урожай орехов с 1 га ). 6. Вычислите сумму 128 членов арифметической прогрессии, заданной рекуррентным способом: а 1 = 35, а n +1 = а n +7. ( S 128 =61376 . Горный рельеф Кемеровской обл. занимает 61376км 2 )
Задача 3. Мать дарит каждой из пяти своих дочерей в день ее рождения, начиная с пяти лет, столько книг, сколько дочери лет. Возрасты пяти дочерей составляют арифметическую прогрессию, разность которой равна двум. Сколько лет было каждой дочери, когда у них составилась библиотека общей численностью в четыреста девяносто пять (495) книг?
Итог урока Не умаляя достоинства аналитического решения данных задач, отметим все – таки преимущества компьютерного решения: Алгоритм решения отличается предельной простотой и одновременно наглядностью динамики событий. Программа Microsoft Ехсеl позволяет легко внести изменения в начальные условия задачи. При реализации компьютерного решения задач необходимо иметь следующие умения и навыки: создавать файл; вносить данные; использовать функции выделения, копирования и автосуммирования; вводить формулы; сохранять файлы.
Литература Алгебра: Учеб. для 9кл. общеобразоват. учреждений А.Г. Мордкович и др.- М.:,2014, изд. «Мнемозина». Галицкий М.Л., Гольдман А.М. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Уч. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. –М.: Просвещение,1999. Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Алгебра: Геометрия: Прил.: Справ. материалы: Уч. пособие для учащихся. – М.: Просвещение,1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Арифметическая прогрессия"
Презентация урока "Арифметическая прогрессия" для 9-х классов....
Презентация к открытому уроку "Арифметическая прогрессия" по алгебре в 9 классе
Это урок повторения формул арифметической прогрессии и формирование навыков работы с ними. Выполнен в виде презентации. Содержит все этапы урока: проверка домашнего задания, повторение формул, п...
Конспект урока "Арифметическая прогрессия"
Данная разработка может быть использована по программе 9 класса любого действующего учебника по алгебре из Федерального комплекта. Поскольку прогрессии изучаются только в 9 классе, и больше прог...
Урок "Арифметическая прогрессия"
Урок по алгебре в 9 классе.Тема урока «арифметическая прогрессия».Цель урока: Сформировать понятие арифметической прогрессии, формулы n-го члена арифметической прог...
Открытый урок "Арифметическая прогрессия"
Цели урока: 1. Сформировать у учащихся понятие арифметической прогрессии и научить применять формулы к решению практических задач.2. Закрепл...
Презентация к открытому занятию "Арифметическая прогрессия"
Презентация к открытому занятию "Арифметическая прогрессия"...
Презентация к открытому уроку "Арифметическая и геометрическая прогрессии вокруг нас"
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии вокруг нас.Цели:1.Показать учащимся области применения арифметической и геометрической прогрессии в разных областях повседневной жизни.2.Дать им ...