Урок математики по теме "Единицы измерения площадей" .
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok5kl.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики по теме
"Единицы измерения площадей"
5 класс
Пучкова Н.В., учитель математики ГБОУ СОШ №297.
Дидактическая цель:
- Добиться осмысления и осознания блока учебной информации.
- Научить применять новый учебный материал.
- Проверить уровень усвоения.
- Систематизация знаний.
Цели урока:
- Дать представление о различных единицах измерения площадей, помочь учащимся запомнить переход от одной единицы измерения к другой, научиться применять их для решения задач;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность для достижения цели, развивать умение обобщать, конкретизировать;
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2013. – 280 с.: ил., раздаточный материал; проектор (если есть в наличии).
Ход урока
I. Организационный момент.
(Здравствуйте! Присаживайтесь.
Прежде чем начать урок, мне хотелось бы узнать, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке).
Предлагаю девизом нашего урока высказывание древнегреческого философа: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев” (можно слайд).
Если у человека есть желание учиться, узнавать новое, то в этом случае он обретает “крылья” и сможет “взлететь” очень высоко.
II. Мотивация.
Какую тему изучали на прошлом уроке?
Где может в жизни нам встретиться площадь и единицы измерения площадей?
Запись в тетради: число и тема урока.
III. Актуализация опорных знаний и умений.
1. Давайте посмотрим на доску: м2, дм2, м, га, км2, а, см2
здесь записаны единицы измерения.
Исключите лишнее.
Объясните свой выбор.
2. Устный счёт (можно использовать слайды, подготовленной заранее презентации)
- Площадь прямоугольника 50 см2, а площадь квадрата в 2 раза меньше. Чему равна площадь квадрата?
- Чему равна сторона квадрата?
- Площадь прямоугольника 6 см2. Какой может быть его длина и ширина?
- Грядку длиной 12 м и шириной 1 м разделили на 3 равных прямоугольника. Чему равна площадь каждого?
- Квадрат со стороной 3 см и прямоугольник длиной 9 см имеют равные площади. Чему равна ширина прямоугольника?
- (Можно ли назвать прямоугольник и квадрат равными? Как называются фигуры, имеющие равные площади?)
IV. Новый материал.
Выразить в гектарах.
Вопрос учителя: А вы знаете, чему равен гектар? Давайте обратимся к учебнику и найдём что такое гектар и чему он равен. (стр. 114). Ребята зачитывают, (открываем новый слайд).
1 га = 10 000 м2 (это площадь квадрата со стороной 100м)
1) 420 000 м2 = 42 га
2) 6 430 000 м2 = 643 га
3) 100 000 м2 = 10 га
1 км2 = 100 га (площадь квадрата со стороной 1000м)
5) 8 км2 = 800 га
6) 45 км2 = 4500 га
7) 376 км2 = 37 600 га
8) 1 000 км2 = 10 га
Вопрос учителя: Существует ещё одна единица измерения площади – это ар. Название ар произошло от латинского area – что значит «площадь». А чему равен 1 ар?
1а=100 м2 (поэтому иногда 1 ар называют сотка; надо помнить, что 1 ар это площадь квадрата со стороной 10м)
1 га = 100 а
9) 200а = 20000м2= 2 га
10) 1300а = 13 га
V. Первичное закрепление.
№ 754
Длина прямоугольного поля равна 4 км 300 м, а его ширина на 1 км 600 м меньше. Найдите площадь поля и выразите её в гектарах.
S - ?
1) 4300 – 1600 = 2700 (м) – ширина прямоугольника
S = a * b
2) 4300 * 2700 = 11610000 (м2) = 1161 (га) – площадь поля.
Ответ: 1161 га площадь поля.
№ 759
Чтобы засеять горохом 1 га, нужно 320 кг семян. Сколько понадобится семян, чтобы засеять три поля, площади которых 871 га, 1248 га, 681 га?
1) 871 + 1248 + 681 = 2800 (га) – площади трёх полей.
2) 320 * 2800 = 896 000 (кг) – понадобится семян.
Ответ: 896 000 кг.
VI. Физкультминутка.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Делаем вперед наклоны –
Раз-два-три-четыре-пять.
Мельницу руками крутим
Чтобы плечики размять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться.
VII. Сообщение учащегося.
Вопрос учителя: А как вы думаете такие или другие единицы измерения площадей в старину использовались?
Сообщение учащегося (как домашняя заготовка): (подготовить слайды для иллюстрации сообщения)
В X-XI веках мерой полей служила единица югер. Югер означал участок земли, вспахиваемый за день плугом, в который впряжена пара волов. Такая же мера земли существовала и у славян.
В XI – XIII веках на Руси употребляется земельная мера плуг. Плуг равен 8 – 9 гектарам. Это была мера земли, с которой платили дань. За меру площади часто принимали количество ржи, необходимое для засева этой площади.
В XIII – XV веках основной единицей площади была кадь – площадь, для засева которой нужно было примерно 400 кг ржи. Половина этой площади, получившая название десятины, стала основной мерой площади в XVIII веке в России. Она равнялась примерно 1 гектару.
Другая единица для измерения площадей, равная половине десятины, называлась четверть (четь).
Ещё одной единицей земли была соха (это количество пахотной земли, которое был в состоянии обработать один пахарь). В Новгороде – обжа, которая имела различные размеры в зависимости от качества земли и социального положения владельца (служилые, духовенство, крестьяне и т.д.).
Вопросы учеников.
VIII. Контроль.
Тест.
1. Выбери единицу измерения площади:
А) м;
Б) га;
В) кг.
2. Пусть а, в – стороны прямоугольника. Площадь прямоугольника находится по формуле:
А) S = a . в ;
Б) Р = a . в;
В) S = a +. в .
3. Гектар – это площадь квадрата со стороной …
А) 10 м;
Б) 100 м;
В) 1000 м.
Ответы к тесту на обратной стороне доски (или подготовить слайд).
1) Б;
2) А;
3) А.
IX. Итог.
Подвести итог, проговорить цели.
X. Рефлексия.
Слайд 6: задача на использование свойств площади и формул площадей прямоугольника и квадрата.
6 см 6 см
8 см 6 см 8 см 22 см
8 см S2=48 см2
6 см
ТогдаS=S1+S2= 84 см2.
Таким образом, знания, полученные нами на уроках, связанных с изучением понятия площади, помогают нам находить площади довольно сложных фигур. Но этих знаний недостаточно, мы работаем на интуитивном уровне: при проведении вертикальных отрезков получаем квадрат, но так ли это на самом деле? А как это доказать? А почему треугольники получились равными? К сожалению, не всегда при решении задач можно доверять чертежам. Все эти проблемы будут разрешены по мере изучения математики и, в частности, при изучении такой науки как геометрия. Мы с вами уже начинаем знакомиться с её основами: точка, прямая, луч, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник.
XI. Домашнее задание.
п.19, 780, 789 (1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике в 5 классе на тему "Единицы измерения площадей"
Конспект урока и презентация к уроку для учителей, работающих в 5 классах по учебнику Н.Я. Виленкина и др....
Разработка урока математики в 5 классе по теме :"Единицы измерения площадей"
Дата проведения 16.12.2013г.Конспект урока математикиТема: «Единицы измерения площадей». 5 классУчитель: Крат Олеся Николаевна.Ц...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме " Единицы измерения площадей. Равные фигуры" ФГОС
Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме. Исследовательская работа.Место урока в системе уроков по теме: урок по отработке навыков вычисления площадей прямоугольника и других фигур...
Открытый урок по теме "Единицы измерения площади"
Это урок изучения нового материала.Вводятся новые единицы измерения ар и га.Очень полезный материал для учителя математики,разработан по стандартам ФГОС....
Открытый урок по теме "Единицы измерения площадей" (математика 5 класс)
В презентации показан весь ход урока. Вначале идёт знакомство с рабочими листами учеников. Затем демонстрируется этап, когда учащиеся сами, путём рассуждений, формулируют тему урока, узнают новые един...
Презентация к уроку математики в 5 классе для детей с нарушением слуха на тему "Единицы измерения площади".
Урок закрепления изученного материала....
План-конспект урока математики в 8 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Единицы измерения площади:1кв.мм.; 1 кв.см.; 1 кв.дм.; 1 кв.м.; 1 кв. км."
План урока математики в 8 классе школы 8 вида по теме "Единицы измерения площади" (урок сообщение новых знаний)...