Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по математике (9 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavlenie.docx | 42.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №59»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педсовета приказом от ____________ № ___
протокол № __ от __________ Директор школы______
Председатель педсовета ______Т.В. Зорина И.А.Антоненко
Рабочая программа
по _алгебре и геометрии
в __9 а,б,г,ж___классы
на 2016 - 2017 учебный год
Разработчик:
Игуменова Нина Васильевна,
учитель математики, 1
квалификационная категория
Курск – 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике (9 класс — базовое изучение предмета) разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по математике, на основе примерной программы основного общего образования по математике авторской программы линии Г.В.Дорофеева (Авторы: Дорофеев Г.В. Суворова С.Б. Бунимович Е.А. Издание: 5-е изд.- М.: Просвещение, 2016г.) Нормативно-правовая основа рабочей программы по математике.
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования отводит на изучение математики 5 часов в неделю.
Всего 170 часов.
Количество контрольных работ — 11
КТП ориентировано на использование учебника:
Г.В.Дорофеев. Математика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2016.
Л.С.Атанасян. Геометрия.7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2011
Цели:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
Ученик должен знать/понимать[1]:
• 1 существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
2 существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
• 3 как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
4 как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
5 как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
6 вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
7 каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
8 смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами: примеры ошибок, возникающих при идеализации.
АРИФМЕТИКА
Уметь:
1. выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• 3 выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
4. округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
5. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
6 решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знанияи умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1 решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
2 устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
3 интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
АЛГЕБРА
Уметь:
1 составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
2 выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
3 применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
4 решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
5 решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
6 решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
7 изображать числа точками на координатной прямой;
8 определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
9 распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
10 находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
11 определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
12 описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
1 выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
2 моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
3 описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
4 интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь:
1 пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
2 распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
3 изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
4 распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
5 в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
6 проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
7 вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций
по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
8 решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
9 проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
10 решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
1 описания реальных ситуаций на языке геометрии;
2 расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
3 решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
4 решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
5 построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Уметь:
1 проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать
логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
2 извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
3 решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
4 вычислять средние значения результатов измерений;
5 находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
6 находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
1 выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
2 распознавания логически некорректных рассуждений;
3 записи математических утверждений, доказательств;
4 анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
5 решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
6 решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
7 сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
8 понимания статистических утверждений.
Тематическое планирование
Содержание программы обучения математике в 9 классе (170 часов):
АЛГЕБРА Алгебраические выражения Рациональные выражения и их преобразования.
Уравнения и неравенства. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые последовательности
Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Сложные проценты.
Числовые функции
Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики.
Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль.
Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
Координаты
Декартовы координаты Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Статистические данные
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий.
ГЕОМЕТРИЯ
Треугольник
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Теорема Фалеса.
Синус, косинус, тангенс, котангенс Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Многоугольники
Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг
Центр, радиус, диаметр Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин
Понятие о площади плоских фигур Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона.. Площадь круга и площадь сектора
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования
Примеры движений фигур. Параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Обеспечение рабочей программы
- Дорофеев Г.В. Алгебра. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2005
- Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.-11-е изд.- М.: Просвещение, 2011
- Дидактические материалы по геометрии. 9 класс./ Составитель Зив Б.Г. – М.: Просвещение, 2000
- Дидактические материалы. Алгебра. 9 класс./ Составитель
- Алгебра: контрольные работы, 7 - 9 кл. / Л.В.Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М.: Просвещение, 2008.
- Контрольные и проверочные работы. Геометрия 7-9 кл./ Составитель Звавич Л.И. - М.: Дрофа, 2001
- Тесты. Геометрия. 7 – 9 классы./ Составитель Алтынов П.И. – М.: Дрофа, 1997
- Атанасян Л.Г. Геометрия. 9 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2001
- Программы общеобразовательных учреждений. Математика. - М.: Просвещение, 2009
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования по математике
- Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
- Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика.
- Атанасян Л.С. Изучение геометрии. 7 – 9 классы. Методические рекомендации к учебнику. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001
- Кузнецова Л.В. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007
- Таблицы по математике.
- Учебно-практическое оборудование (комплект инструментов классных, комплект стереометрических тел)
- Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.И. Маркова. – Киров: КИПК и ПРО, 2009. – 156 с.
- Итоговая аттестация по математике в 9 классе: новая форма/ авт-сост В.И.Маркова.- Киров: КИПК и ПРО, 2008.-98с.
- ГИА 2009 Математика: Сб.заданий: 9класс М.И. Кочагин, В.В. Кочагина – М: Эксмо,2008
- Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия ,2004
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов «Изучение геометрии в 7-9классах» -М.: Просвещение,1999.
- Математика. Энциклопедия для детей. Т 11
- С.М. Саврвсов, Г.А. Ястребинецкий. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах. - М. 1987.
- М.Ю Шуба Занимательные задания в обучении математике. М. 1997г.
- Генденштейн Л.Э. Наглядный справочник по геометрии. 7 – 9 классы.М.:Издат-Школа, 1997
- Глейзер Г.И. Пособие для учителей. История математики в школе. М.: Просвещение, 1982
Оглавление:
ГЛАВА 1. Неравенства
1.1. Действительные числа 4
1.2. Общие свойства неравенств 16
1.3. Решение линейных неравенств 25
1.4. Решение систем линейных неравенств 33
1.5. Доказательство неравенств 40
1.6. Что означают слова «с точностью до...» 48
1.7. Периодические и непериодические бесконечные десятичные дроби
(Для тех, кому интересно) 52
1.8. Еще о средних {Для тех, кому интересно) 57
Дополнительные задания к главе 1 60
Вопросы для повторения к главе 1 63
Задания для самопроверки к главе 1 64
Тест к главе 1 65
ГЛАВА 2. Квадратичная функция
2.1. Какую функцию называют квадратичной 68
2.2. График и свойства функции у = ах² 77
2.3. Сдвиг графика функции у = ах² вдоль осей координат 86
2.4. График функции у = ах ² + Ьх + с 100
2.5. Квадратные неравенства 108
2.6. Применение свойств квадратичной функции при решении задач (Для тех, кому интересно) 115
2.7. Графики уравнений, содержащих модули (Для тех, кому интересно) 117
Дополнительные задания к главе 2 120
Вопросы для повторения к главе 2 122
Задания для самопроверки к главе 2 123
Тест к главе 2 125
ГЛАВА 3. Уравнения и системы уравнений
3.1. Рациональные выражения 128
3.2. Целые уравнения 140
3.3. Дробные уравнения 146
3.4. Решение задач 153
3.5. Системы уравнений с двумя переменными 158
3.6. Решение задач 170
3.7. Графическое исследование уравнений 173
3.8. Уравнения с параметром (Для тех, кому интересно) 178
3.9. График дробно-линейной функции (Для тех, кому интересно) 183
Дополнительные задания к главе 3 189
Вопросы для повторения к главе 3 197
Задания для самопроверки к главе. 3 198
Тест к главе 3 199
ГЛАВА 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии
4.1. Числовые последовательности 201
4.2. Арифметическая прогрессия 210
4.3. Сумма первых п членов арифметической прогрессии 219
4.4. Геометрическая прогрессия 225
4.5. Сумма первых п членов геометрической прогрессии 235
4.6. Простые и сложные проценты 241
4.7. Сумма квадратов первых п натуральных чисел (Для тех, кому интересно) 247
4.8. Треугольник Паскаля (Для тех, кому интересно) 249
Дополнительные задания к главе 4 254
Вопросы для повторения к главе 4 258
Задания для самопроверки к главе 4 258
Тест к главе. 4 260
ГЛАВА 5. Статистика и вероятность
5.1. Выборочные исследования 262
5.2. Интервальный ряд. Гистограмма 270
5.3. Характеристики разброса 275
5.4. Статистическое оценивание и прогноз 280
5.5. Вероятность и комбинаторика (Для тех, кому интересно) 283
5.6. Решение систем уравнений второй степени (Для тех, кому интересно) 286
Дополнительные задания к главе 5 289
Вопросы для повторения к главе 5 293
Задания для самопроверки к главе 5 239
Тест к главе 5 293
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...