Линейная функция, её функция и график
методическая разработка по математике (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lineynaya_funktsiya_i_eyo_grafik.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Линейная функция и её график»
Ельчанинова Н.И.,
учитель математики МБОУСОШ № 50 г. Воронежа
Тип урока: осознанное овладение математической теорией с помощью элементов проблемного обучения и задач практического содержания.
Цели урока:
- Систематизация опорных знаний, необходимых для изучения нового математического понятия.
- Использование задач как средства мотивации знаний, умений, создание условий для реализации, в процессе введения нового материала, связи обучения математике с жизнью, развития межпредметных связей.
- Обусловить необходимость введения математического понятия «Линейная функция» потребностями практики.
- Сформировать у учащихся блок знаний о свойствах линейной функции и её графика.
- Знакомство с эмпирическими формулами линейной функции.
Оборудование урока: карточки-задания (смотри приложение 1, приложение 2)
Ход урока.
I) Проверка домашнего задания. На данном уроке проверка осуществляется с помощью заранее оформленной рубрики стенда «Сегодня на уроке» - «Проверь домашнюю работу».
II) Актуализация опорных знаний и навыков.
А) Самостоятельная работа ( 2 варианта). Используя график функции, заполните таблицу.
Б) Учащиеся – консультанты проверяют правильность выполнения работы.
В) Во время проверки учитель проводит устный опрос по теме: «Основные сведения о функции».
Вопросы:
Дайте понятие функциональной зависимости.
Приведите пример функциональной зависимости одной переменной от другой. Укажите зависимую и независимую переменную.
Что такое область определения функции? Множество значений функции?
Дайте определение графика функции.
Г) Подведение итогов самостоятельной работы. Карточки – задания розданы учащимся.
III) Объяснение нового материала.
А) Задача 1.
Составьте зависимость стоимости телеграммы от числа слов в ней, если в Каневском узле связи передача одного слова стоит 1,25 р.; а за оказанные телеграфом услуги с клиента взимается плата (в среднем) 24 р.
Вопрос: от чего зависит стоимость телеграммы?
Ответ: от количества в ней слов.
Вопрос: какого вида переменная выражает количество слов?
Ответ: это аргумент, X.
Вопрос: какого вида переменная выражает стоимость телеграммы?
Ответ: это функция, Y. Искомая зависимость выражается формулой y=1,25x+24.
Вопрос: какие значения принимает переменная X?
Ответ: X – натуральное число.
Задача 2.
Средний месячный заработок рабочего консервного завода ЗАО «Победа» Каневского района в 2007 году составил 6000 рублей. За производство сверхплановой продукции стоимостью в 1 рубль ему дополнительно выплачивается 15 рублей. Какой вид зависимости общего месячного заработка рабочего от стоимости произведённой им сверхплановой продукции?
Решение.
Х руб. – стоимость произведённой рабочим сверхплановой продукции
15Х руб. – дополнительная оплата
Y руб. – общий месячный заработок
Общий месячный заработок выражается формулой: y=6000+15x.
Вопрос: какие значения может принимать переменная X?
Ответ: X любое число.
Вывод: Рассмотренные примеры являются конкретными моделями функции, которая называется линейной и задаётся формулой y=kx+b, где X – независимая переменная, a и b некоторые числа.
(Производится запись в тетрадях учащихся и на доске)
Вопрос: какова область определения линейной функции?
Ответ: область определения линейной функции состоит из всех чисел.
Вопрос: назовите множество значений функции.
Ответ: множество значений функции состоит из всех чисел.
Б) Рассмотрим вопрос о графике линейной функции. Учащиеся продолжают работать с карточками – заданиями. Строят график функции y=2x-4. Один ученик работает у доски.
Вывод: графиком линейной функции является прямая.
Вопрос: прочитайте аксиому прямой.
Ответ: через две точки можно вести прямую и только одну.
Выполняют в тетрадях №302:
Г) всем классом;
В), Е) самостоятельно на одной плоскости.
Для проверки один ученик находится у доски.
Вывод: 1) Если K>0, то угол, образованный прямой и положительным направлением оси абсцисс – острый; если K<0, то угол, образованный прямой и положительным направлением оси абсцисс – тупой.
2) Если угловые коэффициенты прямых равны, то прямые параллельны.
IV) Задание на дом: п13 №298, 301, практическая работа.
Учитель даёт рекомендации по выполнению работы.
Задача.
Зависимость калорийности молока от его жирности выражается эмпирической формулой K=a*113,6+330, где K калорийность молока в калориях, а – процент жира в молоке.
Задания:
1)Исходя из личного опыта, укажите реальную область определения функции, заданной формулой.
2)Постройте график этой зависимости.
3)Найдите по графику значение K при значениях a, равных 3; 3,5; 4; 4,5; 5.
V)Закрепление изучаемого материала. №299 (устно), №300.
VI) Итог и выводы по уроку.
Беседа учителя с классом.
Вопрос 1.
Укажите номер рисунка, на котором изображён график линейной функции.
Вопрос 2.
Какой формулой задаётся линейная функция.
Вопрос 3.
Укажите номер графика линейной функции, для которого K>0; K<0.
Вопрос 4.
Для графика функций под номерами 2, 4, 6 укажите значения b.
Вопрос5.
Приведите примеры, где связь между величинами описывается с помощью линейной функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейная функция и её график
Данный урок ценен, важен и интересен тем, что устанавливает взаимосвязь алгебры с другими науками....
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе "Линейная функция, ее свойство и график"
Тип урока – урок изучения нового материала, в котором я использую методику моделирования математического мышления учащихся. При изучении нового материа...
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.
Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...
Классификация графиков функций:линейная функция и прямая пропорциональность.
Классификация графиков функций: линейная функция и прямая пропорциональность. Даны описание данных функций, и их графики....
Презентация урока алгебры в 7 классе по теме "Линейная функция, ее свойства и график"
Урок - закрепление пройденного материала...
Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций
Данная разработка, выполненая в Excel, поможет наглядно продемонстрировать учителю на уроке, как может распологаться график линейной функции в координатной плоскости (зависимость угла наклона прямой к...