Линейная функция, её функция и график
методическая разработка по математике (8 класс) на тему

Линейная функция, её функция и график

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lineynaya_funktsiya_i_eyo_grafik.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Линейная функция и её график»

Ельчанинова Н.И.,

учитель математики МБОУСОШ № 50 г. Воронежа

Тип урока: осознанное овладение математической теорией с помощью элементов проблемного обучения и задач практического содержания.

Цели урока:

  1. Систематизация опорных знаний, необходимых для изучения нового математического понятия.
  2. Использование задач как средства мотивации знаний, умений, создание условий для реализации, в процессе введения нового материала, связи обучения математике с жизнью, развития межпредметных связей.
  3. Обусловить необходимость введения математического понятия «Линейная функция» потребностями практики.
  4. Сформировать у учащихся блок знаний о свойствах линейной функции и её графика.
  5. Знакомство с эмпирическими формулами линейной функции.

Оборудование урока: карточки-задания (смотри приложение 1, приложение 2)

Ход урока.

I) Проверка домашнего задания. На данном уроке проверка осуществляется с помощью заранее оформленной рубрики стенда «Сегодня на уроке» - «Проверь домашнюю работу».

II) Актуализация опорных знаний и навыков.

А) Самостоятельная работа ( 2 варианта). Используя график функции, заполните таблицу.

Б) Учащиеся – консультанты проверяют правильность выполнения работы.

В) Во время проверки учитель проводит устный опрос по теме: «Основные сведения о функции».

Вопросы:

Дайте понятие функциональной зависимости.

Приведите пример функциональной зависимости одной переменной от другой. Укажите зависимую и независимую переменную.

Что такое область определения функции? Множество значений функции?

Дайте определение графика функции.

Г) Подведение итогов самостоятельной работы. Карточки – задания розданы учащимся.

III) Объяснение нового материала.

А) Задача 1.

Составьте зависимость стоимости телеграммы от числа слов в ней, если в Каневском узле связи передача одного слова стоит 1,25 р.; а за оказанные телеграфом услуги с клиента взимается плата (в среднем) 24 р.

Вопрос: от чего зависит стоимость телеграммы?

Ответ: от количества в ней слов.

Вопрос: какого вида переменная выражает количество слов?

Ответ: это аргумент, X.

Вопрос: какого вида переменная выражает стоимость телеграммы?

Ответ: это функция, Y. Искомая зависимость выражается формулой y=1,25x+24.

Вопрос: какие значения принимает переменная X?

Ответ: X – натуральное число.

Задача 2.

Средний месячный заработок рабочего консервного завода ЗАО «Победа» Каневского района в 2007 году составил 6000 рублей. За производство сверхплановой продукции стоимостью в 1 рубль ему дополнительно выплачивается 15 рублей. Какой вид зависимости общего месячного заработка рабочего от стоимости произведённой им сверхплановой продукции?

Решение.

Х руб. – стоимость произведённой рабочим сверхплановой продукции

15Х руб. – дополнительная оплата

Y руб. – общий месячный заработок

Общий месячный заработок выражается формулой: y=6000+15x.

Вопрос: какие значения может принимать переменная X?

Ответ: X любое число.

Вывод: Рассмотренные примеры являются конкретными моделями функции, которая называется линейной и задаётся формулой y=kx+b, где X – независимая переменная, a и b некоторые числа.

(Производится запись в тетрадях учащихся и на доске)

Вопрос: какова область определения линейной функции?

Ответ: область определения линейной функции состоит из всех чисел.

Вопрос: назовите множество значений функции.

Ответ: множество значений функции состоит из всех чисел.

Б) Рассмотрим вопрос о графике линейной функции. Учащиеся продолжают работать с карточками – заданиями. Строят график функции y=2x-4. Один ученик работает у доски.

Вывод: графиком линейной функции является прямая.

Вопрос: прочитайте аксиому прямой.

Ответ: через две точки можно вести прямую и только одну.

Выполняют в тетрадях №302:

Г) всем классом;

В), Е) самостоятельно на одной плоскости.

Для проверки один ученик находится у доски.

Вывод: 1) Если K>0, то угол, образованный прямой и положительным направлением оси абсцисс – острый; если K<0, то угол, образованный прямой и положительным направлением оси абсцисс – тупой.

2) Если угловые коэффициенты прямых равны, то прямые параллельны.

IV) Задание на дом: п13 №298, 301, практическая работа.

Учитель даёт рекомендации по выполнению работы.

Задача.

Зависимость калорийности молока от его жирности выражается эмпирической формулой K=a*113,6+330, где K калорийность молока в калориях, а – процент жира в молоке.

Задания:

1)Исходя из личного опыта, укажите реальную область определения функции, заданной формулой.

2)Постройте график этой зависимости.

3)Найдите по графику значение K при значениях a, равных 3; 3,5; 4; 4,5; 5.

V)Закрепление изучаемого материала. №299 (устно), №300.

VI) Итог и выводы по уроку.

Беседа учителя с классом.

Вопрос 1.

Укажите номер рисунка, на котором изображён график линейной функции.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

Вопрос 2.

Какой формулой задаётся линейная функция.

Вопрос 3.

Укажите номер графика линейной функции, для которого K>0; K<0.

Вопрос 4.

Для графика функций под номерами 2, 4, 6 укажите значения b.

Вопрос5.

Приведите примеры, где связь между величинами описывается с помощью линейной функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линейная функция и её график

Данный урок ценен, важен и интересен тем, что устанавливает взаимосвязь алгебры с другими науками....

Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе "Линейная функция, ее свойство и график"

Тип урока – урок изучения нового материала, в котором я использую методику моделирования математического мышления учащихся.     При изучении нового материа...

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...

Классификация графиков функций:линейная функция и прямая пропорциональность.

Классификация графиков функций: линейная функция и прямая пропорциональность. Даны описание данных функций, и их графики....

Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций

Данная разработка, выполненая в Excel, поможет наглядно продемонстрировать учителю на уроке, как может распологаться график линейной функции в координатной плоскости (зависимость угла наклона прямой к...