Курс по математике "Максимальный балл "
рабочая программа по математике (9 класс) на тему
Данный курс «Максимальный балл (математика)» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 5-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по математике. Курс представляет интерес для самого широкого круга учащихся - девятиклассников. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного уровня обученности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maks.ball_9kl._dop.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42»
ГОРОДА ПЕРМИ
Согласовано: прот. № Утверждаю
от
на ШМС директор МБОУ «СОШ № 42»
__________________________________
прот. № от
Максимальный балл (математика)
Курс по математике
для 9 Б класса
Автор-разработчик:
учитель математики
Минаева Л.А.
Пермь -2014
Пояснительная записка
Данный курс «Максимальный балл (математика)» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 5-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по математике. Курс представляет интерес для самого широкого круга учащихся - девятиклассников. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного уровня обученности.
Содержание курса предполагает научить учащихся подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление и математическую зоркость.
Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ.
Данный курс поможет научить школьника технике работы с тестовыми заданиями и сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ, которая содержит следующие моменты:
- обучение постоянному самоконтролю времени;
- обучение оценке трудности заданий и разумный выбор последовательности выполнения заданий;
- обучение прикидке границ результатов и подстановке как приему проверки, проводимой после решения задания;
- обучение «спиральному движению» по тесту, что предполагает движение от простых типовых к сложным;
- обучение приемам мысленного поиска способа решения заданий.
Из выше изложенного вытекают принципы, по которым строится методика подготовки учащихся:
- от простых типовых заданий к более сложным;-
- все тренировочные тесты проводить в режиме жесткого ограничения времени;
- учить максимально, использовать наличный багаж знаний для получения ответа наиболее простым удобным способом;
- постепенная максимализация нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех учащихся в равной мере.
Программа включает в себя основные разделы курса алгебры 7- 9 класса общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно, примыкающих к этому курсу и углубляющим его по основным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить повторение материала основных тем курса алгебры, углубить и расширить знания по темам. В программе рассматриваются более широко вопросы решения уравнений и неравенств разных видов.
В качестве программы данного курса, цель которого – подготовка учащихся к ГИА, использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче ГИА по алгебре в 2012- 2013 году.
Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями, вошедшими в ГИА прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контрольно-измерительных материалов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ГИА.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ГИА, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и практика, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ГИА.
Цели курса:
- Подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
- На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
- Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
- Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ГИА.
Задачи курса:
- Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
- Выявление и развитие их математических способностей.
- Подготовка к дальнейшему обучению в старших классах.
- Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
- Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённых в программы сдачи ГИА.
- Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Нормативные правовые документы
- Рабочая программа курса разработана на основе:
- -Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.);
- -приказа Министерства образования и науки РФ от 03 июня 2011 г № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- -приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. №1089»;
- -приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом министра от 09 марта 2004 г. №1312».
Формы организации учебных занятий.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы, , консультации, работа на компьютере. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве.
Формы контроля.
- Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
- Тематический контроль: тест.
- Итоговый контроль: итоговый тест.
Особенности курса:
- Краткость изучения материала.
- Практическая значимость для учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения решать задачи в области алгебры, и успешной сдачи ГИА:
- навык самостоятельной работы со справочной литературой;
- составление алгоритмов решения типичных задач;
- умения решения различных уравнений и неравенств; а также их систем
- исследования элементарных функций.
Учебный план
Структура программы состоит из двух блоков: теоретического и практического. Содержание проекта из 10 тематических модулей. Основное содержание предполагает два уровня сложности: базовый и повышенный
Всего 30 часов (1 час в неделю)
Название модуля | Кол-во часов | Теория | Практика |
1.Числа, числовые выражения. | 2 | 1 | 1 |
2. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби. | 4 | 2 | 2 |
3. Уравнения. Текстовые задачи. | 6 | 1 | 5 |
4. Неравенства. | 3 | 1 | 2 |
5. Функции и графики. | 3 | 3 | |
6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая | 2 | 2 | |
7.Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 2 | 1 | 1 |
8. Треугольники. | 2 | 1 | 1 |
9. Многоугольники. | 2 | 1 | 1 |
10. Окружности. | 2 | 1 | 1 |
Итоговый контроль | 2 | 2 | |
Итого | 30 | 9 | 21 |
Тематический план
Название модуля | Содержание материала | Кол-во часов | Теория | Практика |
1.Числа, числовые выражения. | 1.Числовое выражение, содержащее скобки. Арифметические действия с рациональными числами. | 2 | 1 | 1 |
2.Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби | 1-2.Использование законов арифметических действий, формул сокращенного умножения при нахождении значений числовых выражений. 3-4. Рациональные выражения и их преобразования. Алгебраические дроби. | 4 | 1 1 | 1 1 |
3. Уравнения. Текстовые задачи. | 1. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Неполные квадратные уравнения и их решение. 2-3.Дробно - рациональные уравнения. 4-5. Решение задач на составление уравнений: 1. Задачи на части и проценты 2. Задачи на движение 3. Задача на сплавы, смеси, растворы. 6.Тематический контроль: тест | 3 6 | 1 | 1 1 2 1 |
4.Неравенства | 1.Сравнение чисел. 2.Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. 3.Квадратичные неравенства. | 3 | 1 | 1 1 |
5. Функции и графики. | 1. Функции y =kx ,y = 2.Квадратичная функция, ее свойства и график; парабола, ось симметрии 3. Графики функций: y = x3 , y = √x, y = |x | | 3 | 1 1 1 | |
6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая | 1. Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии 2.Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии . | 2 | 1 1 | |
7. Элементы статистики и теории вероятностей. | 1.Статистические характеристики. Сбор и группировка статистических данных 2. Элементы комбинаторики. | 2 | 1 | 1 |
8. Треугольники. | 1. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. 2.Решение треугольников. | 2 | 1 | 1 |
9.Многоугольники. | 1. Многоугольники. Виды многоугольников. 2. Площади многоугольников. | 2 | 1 | 1 |
10. Окружности. | 1. Касательная к окружности. Вписанный и центральный углы. Длина окружности. Площадь круга. 2. Описанная окружность. Вписанная окружность | 2 | 1 | 1 |
Итоговый контроль. | 1-2. Итоговый тест. | 2 | 2 |
Содержание учебных модулей
- Числа, числовые выражения, проценты (2ч)
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями.
2. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби(4ч)
Одночлены и многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Применение свойств для упрощения выражений. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей.
3.Уравнения. Текстовые задачи. и неравенства(6ч)
Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .
4.Неравенства (3ч)
Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
5.Функции и графики(3ч)
Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.
6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая(3ч)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы nчленов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов
7 . Элементы статистики и теории вероятностей.(2ч.)
Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.
8. Треугольники.(2ч.)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
9. Многоугольники.(2ч.)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
10. Окружность. (2ч)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга
Литература
1.Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2007 – 191с.
2.ОГЭ 2015. Математика: Сборник заданий: 9 класс/ М.Н.Кочагина, В.В.Кочагин. – М.: Эксмо, 2008-240 с.
3.«Малое ЕГЭ» по математике: 9 класс: Подготовка учащихся к итоговой аттестации / М.Н. Кочагина, В.В.Кочагин. – М. Эксмо, 2008. – 192с. – (Мастер-класс для учителя)
4. Задания по математике для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе / Л.И.Звавич, Д.И. Аверьянов, Б.П.Пигарев, Т.Н. Трушина – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006 г. (серия «Итоговая аттестация»)
5. Минаева С.С. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс:/ С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007
6.Геометрия. 9 класс / И.И. Баврин. – М.: Дрофа, 2011.
7. Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2015: учебно-методическое пособие. /Под ред. Ф.Ф. Лысенко,
8. Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Перечень сайтов
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
http://zadachi.mccme.ru. Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме « Отработка основ оценивания накопительной системы баллов в рамках элективного блочно – модульного курса »
Проект программы опытно-экспериментальной работы учителя химииГромовой Ольги Ильиничны МОУ «Лямбирская СОШ № 1» 1.Тема эксперимента: «Отработка основ оценивания накопительной системы баллов...
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...
Программа элективного курса Один балл - это возможно 10-11 классы
Назначение программы:Совершенствование навыков чтения учащихся до уровня соответствия, предъявляемого экспертами при проверке данного задания (первое задание - чтение)....
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «ОГЭ на 100 баллов»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форм...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «От простого к сложному. ЕГЭ на 100 баллов»
Внеурочный курс по русскому языку «От простого к сложному. ЕГЭ на 100 баллов» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 35 часов.Данный курс учитывает специфику КИМов и...