Урок математики в 5 классе по теме: "Прямоугольный параллелепипед"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Бондаренко Ольга Михайловна

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе по теме: "Прямоугольный параллелепипед"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 5-ом классе на тему «Прямоугольный параллелепипед»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема

Прямоугольный параллелепипед.

Цели темы:

Дидактическая цель: сформировать наглядное представление о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед и куб, их развертках; выработать первичное умение выполнять изображения пространственных фигур.

Цели по содержанию:

 - Обучающие: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов; научить распознавать прямоугольный параллелепипед среди окружающих нас предметов, учить изображать прямоугольный параллелепипед.

 - Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; развивать грамотную математическую речь; развивать визуальные каналы восприятия информации.

- Воспитательные: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, аккуратность, прививать умение выслушивать других.

Основное содержание темы, термины и понятия

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед. Изображение пространственных фигур. Примеры разверток многогранников

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемый результат:

Предметный: совершенствовать вычислительные навыки, изучить элементы прямоугольного параллелепипеда;

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;

Познавательные УУД: уметь выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи; строить логическую цепочку рассуждений; сопоставлять полученный результат с условием задачи; 

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Организация пространства

 Учебный кабинет

Межпредметные связи

 Формы работы

 Ресурсы

1.УМК учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 5 класс:

  • Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. организаций / И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. – 16-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2015
  • Зубарева И.И. Математика, 5 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2
  • компьютер, медиапроектор;
  • карточки-задания;
  • модели (каркасные, картонные) геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед

2. Презентация к уроку.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название используемых ЭОР, гиперссылка

УУД

1

2

3

4

5

6

1

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

(ИКТ, здоровьесберегающая технология)

Включение учащихся в учебную деятельность

  • Здравствуйте, ребята!
  • Я рада приветствовать Вас на уроке математики.
  • Ну-ка проверь дружок
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте, всё ль в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Каждый хочет получать,
    Только лишь оценку «5».
    Тут затеи и задачи, 
    Игры, шутки, всё для вас!
    Пожелаем же удачи –
    За работу, в добрый час!
  • Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями.
  • Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и, думаю, с удовольствием получать новые  знания по математике.
  • А какую тему мы изучаем, какую область математики мы «осиливаем» сейчас?

  • А начнем мы с устного счета.                                   

Приветствие.

Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.

Изучаем тему «Измерение величин»…

Слайд  №1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: самоорганизация, мотивация учения.

2

Актуализация знаний и проверка д/з

(ИКТ, здоровьесберегающая технология)

Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений, организация коммуникативного взаимодействия

Устный счет

  • Мы будем решать примеры, вы будете мне называть ответ и букву, которая ей соответствует исходя из таблицы. Я буду записывать эти буквы на доске. В конце мы получим слово.
  • Какое слово мы получили?
  • Давайте проговорим это слово по-слогам все вместе.

Включаются в деловой ритм урока.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

ПАРАЛЛЕЛОГРАММ

Слайд №2

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 (проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, здоровьесберегающая технология)

  • Кто уже догадался и  может мне сформулировать тему нашего урока?
  • Тема нашего урока «Прямоугольный параллелепипед».
  •  Это слово очень сложное, поэтому запишите его без ошибок, проговаривая его про себя. Здесь у нас две буквы Л и М.

  • Сегодня на уроке вы узнаете:…

Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетрадь:

Прямоугольный параллелепипед

Научиться умножать обыкновенные дроби, вывести правило умножения обыкновенных дробей и закрепить его.

Читают задачи урока по слайду:

  1. Что такое прямоугольный параллелепипед?
  2. Сколько ребер, вершин и граней у параллелепипеда? Их свойства.
  3. Как найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда?

Слайд №3

Слайд №4

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

4

Открытие нового знания.

Получение новых знаний, организация коммуникативного взаимодействия

  • Где на слайде изображены предметы в виде прямоугольного параллелепипеда?
  • Все рисунки -  это параллелепипеды?
  • Пока это не понятно. Мы сегодня с вами узнаем, что это за многогранник такой.
  • Давайте вспомним, что такое многогранник?
  • Чем отличается тела вращения от многогранников? (у многогранников поверхность состоит из плоских многоугольников).

Лабораторная работа – исследование

Давайте поработаем с моделями многоугольных параллелепипедов, которые лежат у вас на столах - вы заготовили их дома.

Задание № 1. 

  • Возьмите простой карандаш и отметьте на вашей модели многогранника все вершины.
  • Чтобы вам было не сложно давайте посмотрим подсказку.
  • Сколько вершин получилось?
  • Правильно.

Задание № 2. 

  • Возьмите цветной карандаш. Обведите одним и тем же цветом равные ребра вашего многогранника.
  • Кому трудно – посмотрите на экран
  • Вы так начали делать?
  • Поднимите руку у кого так?
  • Посчитайте сколько таких ребер у вас получилось?
  • Правильно.

  • Берем другой цвет и находим еще равные ребра.
  • Кому сложно – смотрим на слайд. Кто может – делает сам.

  • Помогайте друг другу. Посмотрите на соседа по парте – если у него не получается – помогите ему.

  • Сколько еще равных ребер нашли?
  • Хорошо.

  • Есть ли еще равные ребра, не отмеченные нами?
  • Берем еще другой цвет. Сколько таких ребер получилось?

  • Молодцы!
  • А сколько было вершин?
  • Хорошо! Приготовьте опять цветные карандаши.
  • Следующее задание.

Задание № 3. 

  • Закрасьте равные грани одним цветом.
  • Сколько граней вы закрасили?
  • Кому трудно – посмотрите на экран.

  • Берем карандаш другого цвета и закрашиваем еще другие равные грани. Сколько будет их?
  • При затруднении можете взглянуть на экран.

  • Хорошо. Сколько граней у нас осталось не закрашено?

  • Молодцы! Все справились с работой. А теперь уберите карандашики!

  • Посмотрите на экран. Принято грани еще называть:
  • Красные – верхние и нижние
  • Зеленые – передние и задние
  • Желтые – боковые или левая и правая.
  • Сколько всего граней у нас получилось?

  • А теперь вам такое задание:

Задание:

Найдите значение выражения

Г+В-Р

  • Что это за выражение, кто догадался?
  • Что означают буквы Г, В и Р?
  • Хорошо вычисляем…
  • Кто не понял, что нужно сделать? Сколько у нас граней…

  • А как вы думаете, если взять другой многогранник, то получится такой же ответ?

  • Например, если взять пирамиду?

ВЫВОД: Какой бы мы многогранник не взяли – результат не изменится!

  • Вы можете это проверить дома. Например, взять изображение многогранника из Интернета – посчитать количество граней, вершин и ребер и попробовать найти значение выражения по выражению Г+В-Р.

Отвечают на вопросы.

- это геометрические тела,

- …у которых много граней…

- …тела вращения…

- нет ребер…

- 8

- 4

Работа в парах

- 4

- 4

- 8

- 2

- 2

-2

- 6

Г – грани, В – вершины, Р - ребра

6+12-8=2

  • Необязательно…

  • Не изменится…

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7-9

Слайд №10-12

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

5

Первичное закрепление

Применение  полученных знаний в процессе работы  

  • Возьмите карточки, которые лежат на ваших столах.

№1. Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда.

  • Прочитайте данный алгоритм.

  • Почему добавлено слово видимая грань?

  • Что мы ей изображаем?

  • Выполняем задание в рабочих тетрадях. Вам потребуется простой карандаш и линейка.
  • Изобразите видимую (переднюю) грань. Какую форму она имеет?
  • Проводим. Как мы проводим видимее грани?
  • А не видимые?
  • Правильно говорят – штриховой линией.

  • Итак, вам нужно скопировать картинку себе в тетрадь. Что это значит?
  • У вас должна получиться такая картинка как на слайде.
  • У кого так - поднимите руку.
  • У кого почти так – поднимите руку.
  • Получилась РАЗВЕРТКА.
  • Для чего нам нужна развертка?

  • Да. Кто-то из вас просто обклеил дома коробку, чтобы получить модель параллелепипеда. А у кого-то внутри модели-пусто, т.е. они использовали развертку.
  • Вы тоже можете дома попробовать склеить прямоугольный параллелепипед, используя для этого развертку. Это довольно интересная работа.

  • Давайте познакомимся с еще одним многогранником, о котором сегодня не было еще сказано ни одного слова.

  • Что это за многогранник? Кто знает?

  • У кого на столе модель многогранника – куб. Покажите.

  Для закрепления нашего нового правила нам нужно выполнить задания, решить

№ 908, № 909

Читают алгоритм со слайда:

  • Начертите переднюю (видимую) грань параллелепипеда.

- Чтобы показать объем геометрического тела нужно использовать пунктирную линию.

- Невидимые грани.

- Форму прямоугольника.

  • Проведите видимые и невидимые ребра боковых граней.

- Сплошной линией.

- Пунктирной.

  • Начертите заднюю (невидимую) грань.

- Начертить точь-в-точь.

- Чтобы понять из каких фигур состоит прямоугольный параллелепипед.

- Чтобы склеить и собрать модель прямоугольного параллелепипеда.

- Куб.

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6

Физкультминутка.

Снять мышечное статическое напряжение, закрепление знаний по пройденной теме.

  • Проверим умеете ли вы считать.
  • Сжать кисти рук столько раз, чему равна площадь прямоугольника со сторонами 3см и 2см.
  • Вращаем туловищем столько раз, чему равен периметр этого прямоугольника.
  • Приседаем столько, чему равна площадь квадрата со стороной 3см.

- 6 раз

- 10 раз

- 9 раз

Личностные: отдых, активизация деятельности на уроке.

7

Применение новых знаний

Применение  полученных знаний в процессе работы  

Для закрепления нашего нового правила нам нужно выполнить задания.

Выполняют задания из карточки; в рабочей тетради:

№911(б)

РТ № 50.4

РТ № 51.3

РТ № 51.5 (1 стр.)

Карточка

Рабочая тетрадь

8

Итог урока (рефлексия)

(здоровьесберегающая технология)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

  • Ребята оцените свою работу на уроке и продолжите фразу.
  • Было интересно….
  • Какое открытие мы сегодня сделали….
  • Как нам удалось открыть правила…
  • Что понравилось на уроке…
  • В чём затруднение…
  • Не бойтесь говорить, как есть. У вас ещё всё впереди, это первый урок по этой теме.
  • Спасибо ребята за урок.

Ученики отвечают на  вопросы,  задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке.

Регулятивные: зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

9

Подача домашнего задания

(здоровьесберегающая технология)

Закрепление знаний, умений, полученных на уроке;

Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Краткое пояснение домашнего задания.

                                                   

                                               

Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания.

§50, 51 - чит., учить опр.; РТ № 50.1, 50.2, 50.5, 51.5 (2 стр.).

Слайд №16


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по математике 6 класс по теме "Прямоугольная система координат"

Презентация для повторения темы "Прямоугольная система координат" для 6 класса по матиматеке к учебнику          А.Г. Мордкович...

Открытый урок в 5 классе на тему: "Прямоугольные треугольники".

Данный урок является обобщающим уроком в рамках темы "Прямоугольные треугольники". Был проведен в условиях реализации ФГОС ООО в 5 классе. Во время этого урока ребята должны закрепить знания и умения ...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...

Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Прямоугольный параллелепипед"

В презентации даётся представление и прямоугольном параллелепипеде и кубе....

урок в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Прблемный урок изучения нового материала с элементами исследования....

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Нахождение площади полной поверхности  прямоугольного параллелепипеда, объема прямоугольного параллелепипеда...

Технологическая карта урока математики. 5 класс. Тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Технологическая карта урока математики 5 кл.Тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"...