Рабочая программа по внеурочной деятельности 6а класс" За страницами учебника"
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Данная программа продолжает программу для 5 класса. Рассматриваются задачи практического содержания на проценты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_vneurochka.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

РАССМОТРЕНА

 На заседании МО

Протокол  от_29.08.2016_____

№___1______

согласована

с зам директора по УВР

 АбрамоваИ.Н.___Ф,И,О

от _30.08.2016__________

принята

Педагогическим советом

 Протокол

от_31.08.2016г____

№_1________

УТВЕРЖДЕНА

Приказ директора ОУ № _№248 от31.08.2016г___________

_____ Т.А.Черникова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность по математике

«За страницами учебника»

класс___6 А__

                                                                                            Учитель : ЛУНЕВА В. Л

                 

2016-2017 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы ООО и программы формирования УУД , учебного плана внеурочной деятельности МБОУ « Обоянская СОШ №1 «

Курс внеурочной деятельности « За страницами учебника» в 6 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 6 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 6, так и в 7 классе. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.    Р                                                                                                                        Рабочая программа  в 6 классе «За страницами учебника» предполагает изучение темы « Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.

Практика показывает, что  логические задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и  многие  не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни.  Понимание в решение логических задач на проценты и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку.

       Предлагаемый курс рабочей программы  «За страницами учебника» демонстрирует учащимся применение математической логики к решению повседневных проблем связанных с вычислениями процентов. Данный курс предлагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение логических задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы « Проценты» позволил выделить группы задач , которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных приемов расчета процентов в реальной банковской ситуации.  Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного ( или домашнего ) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до сложных. Содержание материала курса показывает связь математической логики с другими областями знаний, иллюстрирует применение логики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все знания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

ЦЕЛИ КУРСА:

  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большего круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств логического мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе;

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  • решать логические задачи на проценты;
  • прививать учащимся логическое мышление математической грамотности;

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • понимать содержательный смысл термина « процент» как специального способа выражения доли величины;
  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
  • знать широту логического применения процентных вычислений в жизни, решать логические задачи на проценты;
  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;
  • при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

  • Количество учебных часов.                                                                                                        Согласно учебному плану МБОУ « Обоянская средняя общеобразовательная школа №1» на изучение курса «За страницами учебника» отводится 1час в неделю , всего 34 часа в год.

Особенности организации учебного процесса. 

При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:

- построение алгоритма действий;

-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;

- работа в парах, взаимопроверка

- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;

- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;

- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах;                                                                               –практическая работа .

 Планируемые результаты.

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Знают особые случаи устного счета

Учитывают правила в планировании и контроле способа решения

Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за       свою Родину; российский народ и историю России.

    

Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.

Контролируют действия партнера

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Решают нестандартные задачи  на разрезание

Различают способ и результат действия.

Владеют общими приемами решения задач.

Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;      

Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Знают определения основных геометрических понятий

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Владеют общим приемом решения задач.

Могут участвовать в диалоге

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;      

решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

Умеют применять изученные свойства и формулы

Могут аргументировать свою точку зрения

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.

Могут проводить сравнительный анализ

Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами

Умеют строить монологическое контекстное высказывание

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов)

Умеют планировать пути достижения целей

Умеют анализировать свойства геометрических фигур

Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,

Содержание курса

Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями , с историей появления процентов, решением задач на проценты , на сплавы и смеси , знакомятся  с процентными расчетами в жизни .. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных  и логических задач. Рассматривается  применение математики в практической жизни , в литературе.

Тема 1:Мир чисел (5 ч)

Как возникло слово математика .Счет у первобытных людей. Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 , решение логических задач.

Методы обучения :лекция, беседа. Объяснение

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач

Тема 2. Проценты. Основные задачи на проценты.(10ч)

Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению логических задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах логического решения.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. Процентные расчеты в жизненных ситуациях.(9ч.)

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, изменения тарифов, пеня и др. выполнение тренировочных упражнений.

Метод обучения: объяснение, лекция.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 4. Олимпиадные задачи(8ч)

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы.

Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Форма занятий: комбинированные занятия.

Тема 5 Защита проектов (2ч)

Календарно- тематическое планирование внеурочка 6 а класс(2016-2017 гг)

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Как возникло слово «математика»

Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы

6.09

2

Мир чисел

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

13.09

3

Приемы устного счета

Знают особые случаи устного счета

20.09

4

Решение логических задач

Владеют общими приемами решения задач.

27.09

5

Решение логических задач

Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

4.10

6

Задачи на части

Решают задачи на части

11.10

7

Нахождение процента от числа

Владеют общими приемами решения задач.

18.10

8

Нахождение процента от числа

Владеют общими приемами решения задач.

25.10

9

Нахождение числа по его части

Владеют общими приемами решения задач.

8.11

10

Нахождение числа по его проценту

Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

15.11

11

Решение олимпиадных задач

решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

22.11

12

Решение олимпиадных задач

решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

29.11

13

Решение задач на движение

Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

6.12

14

Решение задач на движение

Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

13.12

15

Решение задач на движение

Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

20.12

16

Нахождение процентного отношения

Владеют общими приемами решения задач.

27.12

17

Нахождение процентного отношения

Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

17.01

18

Применение процентов в реальной жизни

Решают задачи практического содержания

24.01

19

Применение процентов в реальной жизни

Решают задачи практического содержания

31.01

20

Логические задачи на проценты

Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

7.02

21

Логические задачи на проценты

Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

14.02

22

Банковские расчеты

Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

21.02

23

Банковские расчеты

Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

28.02

24

Банковские расчеты

Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

7.03

25

Олимпиадные задачи

решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

14..03

26

Олимпиадные задачи

решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

21.03

27

Олимпиадные задачи

решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

4.04

28

Решение текстовых задач с конца

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

11.04

29

Решение текстовых задач с конца

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

18.04

30

Задачи на переливание

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

25.04

31

Великие математики

Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы

16.05

32

Математические фокусы

Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

23.05

33

Защита проектов

Защищают проекты

30.05

34

Защита проектов

Защищают проекты

КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса , математических игр, математических праздников.

Творческие работы учащихся по темам:

1. Счет у первобытных людей

2.Цифры у разных народов.

3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.

4. « Пифагор и его школа»

5. Биография Архимеда.

7.П. Ферма и его теорема.

8.Биография Б. Паскаля

Информационные источники

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» 9 класс

Данный элективный курс предназначен для расширения базового курса алгебры и дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, параметрам...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (10-11 класс)

Предлагаемая программа «За страницами учебника математики» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития лично­сти, таким ка...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии. Подготовка к ОГЭ" 9 кл.

На уроках биологии в 9  классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью при проведении групповых занятий особое вниман...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"

Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обу­чение более успешным, включить учащихся в активную по­знавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика. За страницами учебника, 8 класс" (углубленный уровень)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика. За страницами учебника, 8 класс" (углубленный уровень)...

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности "За страницами учебника математики", 7 класс.

     Для развития познавательного интереса к математике, творчества, любознательности, организуется данный курс внеурочной деятельности. Разнообразный дидактический материал и со...