Урок "Умножение обыкновенной дроби на натуральное число".
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dlya_sayta.docx | 273.32 КБ |
Предварительный просмотр:
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
- развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
- тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по математике, раздаточный материал (лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, паре), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Список информационных источников:
- Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2013
- Рудницкая В.Н. Тесты математике: 5 класс: к учебнику И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика. 5 класс». –М.:Издательство «Экзамен», 2013.
Краткие рекомендации к использованию: данный урок «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» предназначен для проведения в 5 классе по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. Тип урока: урок изучения
нового материала. Урок с использованием технологии деятельностного метода.
Технологическая карта урока.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Организационный момент. | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Ребята, здравствуйте! Приготовились! Проверьте свою готовность к уроку: наличие на партах учебника, рабочей тетради, школьных принадлежностей, сигнальных карточек. Начнем наш урок с приветствия друг друга, которое называется «Ладошка к ладошке». Возьмите друг друга за руки. Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Почувствовали поддержку и единство со своими товарищами? Пусть это чувство помогает вам быть сегодня активными, не бояться высказывать свое мнение. Ведь ваши товарищи вас всегда поддержат. И давайте поприветствуем наших гостей, повернемся к ним и поделимся своим хорошим настроением, подарив им улыбки. А теперь садимся и начинаем работу. Обратите внимание: у каждого из вас на столах лежат листы самооценивания и взаимооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию выполнения каждого задания, вы должны будете оценить свою работу, поставив себе отметку по пятибалльной шкале, выполнение некоторых заданий будет оценено вашими товарищами, в конце урока вы должны будете поставить себе итоговую отметку за работу на уроке. | Настраиваются на работу, концентрируют внимание. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
| |
Актуализация знаний. | Проводит фронтальную работу с классом. Разминка – «Лови ошибку» Оцените свою работу, выставив себе отметку в листах самооценки за разминку. | Учащиеся ищут ошибку в предложенных заданиях: если в задании допущена ошибка, то ученики поднимают красную карточку и объясняют где допущена и какая ошибка, если ошибки нет, то поднимают зеленую карточку. | Найди ошибку и исправь ее: 2. 3. 4. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности. |
Изучение нового материала. 1.Создание проблемной ситуации. | Организует обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия, в ходе решения задачи. | Учащиеся читают задачу и отвечают на поставленные вопросы. | Задача. Ширина трубки обоев равна Вопросы к задаче:
| Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность, целеполагание, проявляют познавательную инициативу. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в группе, координируют свои действия. Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу группы. |
2.Фиксация затруднения в деятельности. | Организует фиксацию затруднения в деятельности. Учитель записывает на доске выражение: ∙10. Вопрос: Сможем ли мы найти значения этого выражения?(Возможен ответ <да>, гипотезу записать на доске, проверить решение в конце урока). Вопрос: Каких знаний нам не хватает? | Учащиеся формулируют проблему и предлагают пути ее решения. Обнаруживают, что обыкновенную дробь необходимо умножить на натуральное число. Ответ: нет. Ответ: Мы не умеем умножать обыкновенную дробь на натуральное число. | ||
3.Постановка учебной задачи. | Как вы думаете, над какой темой мы будем с вами работать на уроке? Четко проговаривает тему урока – «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» Откройте тетради, запишите число и тему урока «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» Сформулируйте цели нашего урока. Четко проговаривает цели урока: сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число и научится применять его при решении заданий. | Формулируют тему урока. Ответ: «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число». Обучающиеся записывают в тетради число, тему урока «Умножение обыкновенных дробей на натуральное число». Формулируют цели урока. | ||
4. Мотивация к изучению темы | Оцените важность изучения нашей темы. Где вам могут пригодиться умение умножать обыкновенную дробь на натуральное число? | Оценивают важность изучаемой темы, приводят примеры применения данной темы в жизни. | ||
5. Построение проекта выхода из затруднения открытие детьми нового знания») | Организует в группах работу, в результате проведения которой учащиеся придут к формулированию правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Ребята, я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека для того, чтобы вы в процессе взаимного обсуждения пришли к формулированию правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Начните с того, что распределите кто из членов группы будет отвечать на каждый из поставленных вопросов. После выполнения задания, в листах самооценки выставите себе отметку за работу в группе и своим товарищам. Готовность группы сигнализируйте поднятием зеленой карточки. Для тех групп, кто справиться раньше – дополнительное задание: записать как можно больше по их мнению правил работы в группе. После завершения групповой работы учитель вызывает к доске по одному представителю группы, которые отвечают на поставленные в карточке вопросы. Учитель подводит итоги проведенной работ, четко проговаривая правило. Показывает пример оформления примеров на умножение обыкновенною дробь на натуральное число. | Выполняют работу в группах и формулируют правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Ученики записывают ответы к заданиям в карточке. Выставляют в листах отметки за проделанную работу себе и своим товарищам. Ученики записывают пример в тетрадь. | Задание для работы в группах – приложение 1. (м2) – можно заклеить одной трубкой обоев. | |
Физкультминутка. | Организует смену деятельности. Предлагает учащимся придумать три движения, которые ассоциируются у них с числителем, знаменателем дроби, чертой дроби. Учитель быстро повторяет команды «числитель», «знаменатель» , «черта дроби», а учащиеся повторяют соответствующие движения. | Выполняют за учителем физкультминутку. | ||
Закрепление нового материала. | Организует работу по выполнению заданий в парах с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений с решением ученика, который работает за доской. Выставьте себе в листах отметку за работу в паре и оцените работу своего товарища. | Учатся применять правило в процессе парной работы. | Задание для работы в парах – приложение 2. | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары. Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу. Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия. |
Контроль – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Предлагает проверить уровень усвоения правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Оценивание: • все задания выполнены верно – «5» •допущена одна ошибка – «4» •допущены две ошибки – «3» •допущены более трех ошибок – «2». Подведем итоги. Поднимите зеленые карточки, у кого «5», желтую – «4», красную –«3». Выставьте себе в листах отметку за самостоятельную работу. Молодцы! | Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку по образцу. | Задание для самостоятельной работы – приложение 3. | Регулятивные: (целеполагание) постановка учебной задачи; (контроль) сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; (коррекция) внесение корректив в случае расхождения с эталоном; (оценка) выделение и осознание учащимися того, что еще нужно усвоить, качества и уровня усвоения. Познавательные: (постановка и решение проблем) формулирование выявленной проблемы и выбор способа ее решения |
Рефлексия деятельности. | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Поднимите зеленую карточку, кто считает, что достиг поставленной цели – научился умножать обыкновенную дробь на натуральное число и кому на уроке все было понятно, желтую карточку - кто считает, что достиг поставленной цели – научился умножать обыкновенную дробь на натуральное число, но кто на уроке испытывал затруднения, красную карточку те, кто многое не понял. Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в листах самооценки. Оцените свою работу и выставьте себе итоговую оценку с учетом оценок, выставленных вашими товарищами. Организует рефлексию по методу незаконченного предложения. Продолжи предложения:
| Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленной в начале урока целями. Сдают листы самооценки. | Лист самооценки – приложение 4. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; синтез, анализ. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. |
Домашнее задание. | Проводит инструктаж домашнего задания. 1. Выучить правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число на стр.130 2. Решить в тетради №482 №484. 3. Задание повышенной сложности (по желанию): №488. 4.Творческое задание (по желанию): составить задачу по теме урока на альбомной листе, сделать к ней иллюстрацию, решить задачу в тетради. Ответьте на вопросы в листах самооценки (если позволит время, если на уроке не успеваем, то ученики отвечают на предложенные вопросы дома). Закончить наш урок я хотела бы немецкой поговоркой: «Попасть в дроби». Так говорят про человека, попавшего в затруднительную ситуацию, что он попал в дроби. Это означает: попасть в тяжёлое, трудное положение. Я желаю вам и нашим гостям никогда не попадать в дроби, чтобы вам всегда сопутствовал успех и удача. Спасибо за урок и внимание! | Соотносят домашнее задание с материалом, изученным на уроке и решенными заданиями. Осуществляют выбор домашнего задания . | Личностные: оценивание уровня усвоения материала и соотнесение его с предлагаемым дифференцированным домашним заданием; развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки (выбор домашнего задания). |
Приложение 1
Карточка с заданиями для работы в группе.
- Запишите выражение 3+3+3+3 в виде произведения натуральных чисел.
_____________________________________________________________
- Запишите выражение 2∙4 в виде суммы одинаковых натуральных чисел.
__________________________________________________________
- Запишите выражение ∙4 в виде суммы одинаковых слагаемых, каждое из которых равно .Вычислите значение выражения.
_____________________________________________________________
- Запишите выражение ∙3 в виде суммы одинаковых слагаемых, каждое из которых равно . Вычислите значение выражения.
___________________________________________________________
- Проанализируйте полученные равенства в пункте 3, 4 и постарайтесь сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число.
Чтобы обыкновенную дробь умножить на натуральное число, надо
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Правила работы в группе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Карточка с заданиями для работы в паре.
- Вставьте числа в пустые клетки: а) б)
- Решите уравнение: х :=3.
- На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?
Приложение 3.
Карточка для самостоятельной работы.
Приложение 4.
Лист самооценки.
Фамилия, имя:______________________
Разминка | Работа в группе | Работа в паре | Самостоятельная работа | |
Самооценка | ||||
Взаимооценка | ||||
Итоговая отметка за урок |
Ответь на вопросы, подчеркнув выбранный ответ.
На уроке я работал(а) активно/пассивно.
Своей работой я доволен/недоволен.
Урок для меня показался коротким/длинным.
За урок я не устал(а)/устал(а).
Мое настроение стало лучше/стало хуже.
Материал урока мне был понятен/непонятен.
Материал урока мне был полезен/бесполезен.
Материал урока мне был интересен/неинтересен.
Домашнее задание легкое/трудное.
Домашнее задание интересное/неинтересное.
Домашнее задание полезное/бесполезное.
Достигли ты цели? Да/нет.
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
__________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...
Умножения дробей и умножение дроби на натуральное число
Цель урока: Закрепить правило умножения дробей и умножения дроби на натуральное число, изучить правило умножения смешанных чисел, научить применять его при решении задач.Ход урока. Расшифруй...
Конспект урока по математике на тему:"Умножение обыкновенных дробей на натуральное число". 6 класс.
На уроке математики использованн системно-деятельностный подход в обучении учащихся умножению обыкновенных дробей на натуральное число.Конспект крока сопровождается мультимедийной презентацией....
Использование ИКТ-технологии при изучении темы "Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число"
Презентация по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей на натурально число" . 5 класс. Учебник Зубарева И.И., Мордкович А.Г....
Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"
Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...
Разработка урока по математике для 6 класса "Умножение обыкновенных дробей на натуральное число"
представлена разработка урока для 6 класса по теме "Умножение дробей на натуральное число" . Урок разработан по технологии критического мышления....
«История Московского Кремля в числах. Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными числами»
Урок математики в 5а классе в технологии системно - деятельностного подхода.Тема: «История Московского Кремля в числах. Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными...