НПК "Меры длины и веса" Ханова Дина 6 Г класс 2016 год
творческая работа учащихся по математике (5 класс) на тему

Хабибуллина Валентина Михайловна

НПК "Меры длины и веса" Ханова Дина 6 Г класс 2016 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk65_g_hanova_dina.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Школа № 9 Кировского района городского округа город Уфа РБ

Исследовательская работа:

« Меры длины и веса в России: история и современность»

Выполнила:

Ученица 6 г класса: Ханова Дина

Руководитель:        Хабибуллина В.М.

Уфа-2016

             

          Содержание:

  1. Введение                                                                                          3
  2. История возникновения мер длины и веса.                                   4
  3. Старинные меры длины.                                                                5
  4. Старинные меры веса.                                                                          6            
  5. Создание современной системы измерений.                                  7
  6.  Практическое применение.                                                             8
  7. Заключение.                                                                                     9
  8. Список использованной литературы                                            10

1.Введение

В наше время мы, не задумываясь, производим вычисления в метрах, граммах, литрах и т.д. Это ведь удобно, единая система СИ устраивает почти всех.  Но, естественно, так было не всегда. И вот, начиная с древнейших времен язычества, вплоть до 19 века, наши предки пользовались другими мерами и единицами. Нередко мы слышим слова: Пуд, сажень, золотник –но, сколько это в переводе, не знаем.

Актуальность темы

Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Поэтому именно эта тема меня заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины. 

Цели и задачи:

Проследить историю возникновения меры длины и веса на Руси, ее совершенствование от времен образования Руси до наших дней. Показать историческую значимость возникновения мер на Руси.

 Подобрать литературу с целью получения информации о мерах длины и веса на Руси, установить связь мер длины и веса с устным народным творчеством, практическое сравнение старинных русских мер длины и веса с современными. 

2.История возникновения мер длины и веса.

1 слайд.  Меры длины и веса: история и современность.

2 слайд. Современную жизнь человека трудно представить без измерений. Но так было не всегда.

3 слайд.  Когда первобытный человек убивал мамонта он, конечно, радовался, если тот оказывался достаточно большим. Это обещало сытую жизнь ему и всему племени на долгое время. Но он не тащил тушу медведя на весы: в то время никаких весов не было. Не было особой нужды в измерениях, когда человек делал каменный топор. Все делалось на глаз, так, как подсказывало чутье мастера.

4 слайд. Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, торговля, возникли первые государства. Тогда появилась нужда в измерениях. Надо было измерить урожай с каждого поля, а при продаже, например, льняного масла, вина и других жидкостей – объем проданного товара. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры: иначе корабль затонул бы.

5 слайд. И уж, конечно, не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов, которые до сих пор поражают нас своей соразмерностью и красотой.  

6 слайд. Русский народ создал свою собственную систему мер. Памятники X века говорят о существовании системы мер в Киевской Руси.

3. Старинные меры длины.

7 слайд. Верста – старорусская путевая мера равная 1066.8м. На таком расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в три цвета. Высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».

8 слайд. Сажень. Наименование "сажень" происходит от глагола сягать (досягать) – насколько можно было дотянуться рукой. Маховая сажень – расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук – 176 см, косая сажень – 248см. Сажень применялась в основном для измерения земельных участков. «Косая сажень в плечах» - так говорят о широкоплечем человеке.

9 слайд. Локоть. Это расстояние от локтя до конца среднего пальца руки. Локоть широко применяли в торговле, он равен 45 см.

10 слайд. Пядь. У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев. Пядь равна примерно 19 см.  «Семи пядей во лбу» - так говорят об очень умном человеке.

4. Старинные меры веса.

11 слайд. Основными мерами веса были гривна, золотник, фунт и пуд. Древнейшей русской весовой единицей была гривна. Она упоминается еще в договорах Х века между киевскими князьями и византийскими императорами. Гривна весила 68,22 г.  

12 слайд. Золотник. Для взвешивания золота применялись золотники, составлявшие 4,266г (отсюда происходит пословица «мал золотник, да дорог»).

13 слайд. Фунт и пуд. Слова «фунт» и «пуд» происходят от одного и того же латинского слова «пондус», означавшего тяжесть. Мера веса фунт была взята из английской системы измерения и вполне прижилась в России. Фунт равнялся 409,5 г.

14 слайд. Пуд составляет 16,38 кг. Фразеологизм  «Пуд соли съесть» означает хорошо знать какого-то человека.

5. Создание современной системы измерений.

15 слайд. Развал древних систем мер. В России в разных местностях меры имели различные значения. Тогда и появилась поговорка «Своим аршином мерить», т.к. существовало 10 разных значений аршина, 120 различных фунтов, 46 разных миль. К тому же длина рук и пальцев, ширина шага у людей неодинакова. В XVII-XVIII веках развал системы мер достиг наивысшей точки не только в России, но и в Германии, Франции и других странах мира. Поэтому надо было искать новые единицы измерения.  Ученые всего мира выдвигали разные идеи.

16 слайд. Рождение метрической системы мер. В 1791 г. Национальное собрание Франции ввело определение метра: одна сорокамиллионная часть длины земного меридиана. Все остальные единицы были согласованы с новой единицей, получившей название метра.

17 слайд. Д.И. Менделеев – метролог. В России ученые с начала XIX века поняли назначение метрической системы и пытались ее широко внедрить в практику. В 1892 году гениальный русский химик Дмитрий Иванович Менделеев стал во главе Главной палаты мер и весов. В 1899 году был издан разработанный Д.И. Менделеевым новый закон о мерах и весах.

18 слайд. НИИ метрологии им. Д.И. Менделеева. Главная палата мер и весов в настоящее время существует в Санкт-Петербурге в виде Всесоюзного НИИ метрологии имени Д.И. Менделеева.

19 слайд. Обязательной метрическая система в России стала после Октябрьской революции в 1918г. Совет Народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина издал постановление, в котором предлагалось: Принять за основу единицы длины - метр, а за основу единицы веса (массы) - килограмм. Эта система мер существует и поныне.

6. Практическое применение.

Таким образом, я рассмотрела наиболее известные старинные меры массы и длины. А на практике измерила рост и вес одноклассников и перевела их в старинные меры веса и длины. 

Результат перевода в старинные меры:

Рост

Ф.И.

В метрах

В аршинах

В футах

1

Аллаярова Алина

1,5

2.12

5

2

Воробьева Лиза

1,65

2,32

5,5

3

Хасанова Софья

1,45

2,04

4,83

4

Габдулхаков Рустем

1,36

1,92

5,53

5

Зотов Никита

1,52

2,14

5,07

Вес

Ф.И.

В кг

В фунтах

В пудах

1

Аллаярова Алина

38

92,8

2,32

2

Воробьева Лиза

45

109,9

2,75

3

Хасанова Софья

36

87,9

2,20

4

Габдулхаков Рустем

37

90,35

2,26

5

Зотов Никита

47

114,8

2,87

Заключение.

Я думаю, что наиболее точно и проще можно измерить рост и вес в современных  привычных  нам единицах измерения.

В заключении хочется сказать, что проведенная работа мне интересна. Я ближе познакомилась со старинными русскими единицами измерения веса и длины. Выявила связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством – пословицами, поговорками. Пословицы и поговорки коротки, но метки и выразительны. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них фигурируют в литературных произведениях, исторических памятниках. Они заложены в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и всевозможных блюд. Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества. Подводя итог работы, я пришла к выводу, что данная тема - актуальна. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.

20 слайд. Спасибо за внимание!

Литература

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,

С.И. Щварцбурд Математика 5-6 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2006. Г.И. Глейзер «История математики в школе»

IV- VI классы. – Москва «Просвещение», 1981.  И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин

«За страницами учебника математики»

Москва «Просвещение», 1989. Ю.Г. Круглов, библиотека словесника

«Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по легкой атлетике на тему: "Прыжки в длину" для учащихся 5-9 классов

В презентации рассатривается техника выполнения прыжка в длину....

Длина окружности. Площадь круга. 6 класс

Длина окружности. Площадь круга. 6 класс  Дидактический материал к уроку....

Конспект урока. "Челночный" бег, прыжки в длину с места (для 2 класса)

ТЕМА УРОКА: « Челночный»  бег 3 по 10 метров, проверка степени овладения прыжка в длину с места в разделе программы « Лёгкая атлетика»....

"Длина окружности", урок математики 6 класс.

"Длина окружности", урок математики 6 класс....

Самостоятельная работа по геометрии по теме "Длина окружности. Площадь круга",9 класс

Самостоятельная работа по геометрии в 9классе  проводится после изучения темы"Длина окружности. Площадь круга" ( по учебнику Л.С. Атанасян). Работа состоит из 2вариантов и рассчитана на 10-15мин....

Внеклассное мероприятие на тему "История длиною в четыре тысячилетия" 5 класс

Цель: расширять исторические знания учащихся приобретенные на уроках истории ; формировать умения работать с картой, историческими понятиями; развивать воображение, фантазию; воспитывать чувство взаим...