НПК "Меры длины и веса" Ханова Дина 6 Г класс 2016 год
творческая работа учащихся по математике (5 класс) на тему
НПК "Меры длины и веса" Ханова Дина 6 Г класс 2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk65_g_hanova_dina.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Школа № 9 Кировского района городского округа город Уфа РБ
Исследовательская работа:
« Меры длины и веса в России: история и современность»
Выполнила:
Ученица 6 г класса: Ханова Дина
Руководитель: Хабибуллина В.М.
Уфа-2016
Содержание:
- Введение 3
- История возникновения мер длины и веса. 4
- Старинные меры длины. 5
- Старинные меры веса. 6
- Создание современной системы измерений. 7
- Практическое применение. 8
- Заключение. 9
- Список использованной литературы 10
1.Введение
В наше время мы, не задумываясь, производим вычисления в метрах, граммах, литрах и т.д. Это ведь удобно, единая система СИ устраивает почти всех. Но, естественно, так было не всегда. И вот, начиная с древнейших времен язычества, вплоть до 19 века, наши предки пользовались другими мерами и единицами. Нередко мы слышим слова: Пуд, сажень, золотник –но, сколько это в переводе, не знаем.
Актуальность темы
Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Поэтому именно эта тема меня заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины.
Цели и задачи:
Проследить историю возникновения меры длины и веса на Руси, ее совершенствование от времен образования Руси до наших дней. Показать историческую значимость возникновения мер на Руси.
Подобрать литературу с целью получения информации о мерах длины и веса на Руси, установить связь мер длины и веса с устным народным творчеством, практическое сравнение старинных русских мер длины и веса с современными.
2.История возникновения мер длины и веса.
1 слайд. Меры длины и веса: история и современность.
2 слайд. Современную жизнь человека трудно представить без измерений. Но так было не всегда.
3 слайд. Когда первобытный человек убивал мамонта он, конечно, радовался, если тот оказывался достаточно большим. Это обещало сытую жизнь ему и всему племени на долгое время. Но он не тащил тушу медведя на весы: в то время никаких весов не было. Не было особой нужды в измерениях, когда человек делал каменный топор. Все делалось на глаз, так, как подсказывало чутье мастера.
4 слайд. Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, торговля, возникли первые государства. Тогда появилась нужда в измерениях. Надо было измерить урожай с каждого поля, а при продаже, например, льняного масла, вина и других жидкостей – объем проданного товара. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры: иначе корабль затонул бы.
5 слайд. И уж, конечно, не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов, которые до сих пор поражают нас своей соразмерностью и красотой.
6 слайд. Русский народ создал свою собственную систему мер. Памятники X века говорят о существовании системы мер в Киевской Руси.
3. Старинные меры длины.
7 слайд. Верста – старорусская путевая мера равная 1066.8м. На таком расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в три цвета. Высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».
8 слайд. Сажень. Наименование "сажень" происходит от глагола сягать (досягать) – насколько можно было дотянуться рукой. Маховая сажень – расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук – 176 см, косая сажень – 248см. Сажень применялась в основном для измерения земельных участков. «Косая сажень в плечах» - так говорят о широкоплечем человеке.
9 слайд. Локоть. Это расстояние от локтя до конца среднего пальца руки. Локоть широко применяли в торговле, он равен 45 см.
10 слайд. Пядь. У наших предков слово "пядь" означало кисть руки. Это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев. Пядь равна примерно 19 см. «Семи пядей во лбу» - так говорят об очень умном человеке.
4. Старинные меры веса.
11 слайд. Основными мерами веса были гривна, золотник, фунт и пуд. Древнейшей русской весовой единицей была гривна. Она упоминается еще в договорах Х века между киевскими князьями и византийскими императорами. Гривна весила 68,22 г.
12 слайд. Золотник. Для взвешивания золота применялись золотники, составлявшие 4,266г (отсюда происходит пословица «мал золотник, да дорог»).
13 слайд. Фунт и пуд. Слова «фунт» и «пуд» происходят от одного и того же латинского слова «пондус», означавшего тяжесть. Мера веса фунт была взята из английской системы измерения и вполне прижилась в России. Фунт равнялся 409,5 г.
14 слайд. Пуд составляет 16,38 кг. Фразеологизм «Пуд соли съесть» означает хорошо знать какого-то человека.
5. Создание современной системы измерений.
15 слайд. Развал древних систем мер. В России в разных местностях меры имели различные значения. Тогда и появилась поговорка «Своим аршином мерить», т.к. существовало 10 разных значений аршина, 120 различных фунтов, 46 разных миль. К тому же длина рук и пальцев, ширина шага у людей неодинакова. В XVII-XVIII веках развал системы мер достиг наивысшей точки не только в России, но и в Германии, Франции и других странах мира. Поэтому надо было искать новые единицы измерения. Ученые всего мира выдвигали разные идеи.
16 слайд. Рождение метрической системы мер. В 1791 г. Национальное собрание Франции ввело определение метра: одна сорокамиллионная часть длины земного меридиана. Все остальные единицы были согласованы с новой единицей, получившей название метра.
17 слайд. Д.И. Менделеев – метролог. В России ученые с начала XIX века поняли назначение метрической системы и пытались ее широко внедрить в практику. В 1892 году гениальный русский химик Дмитрий Иванович Менделеев стал во главе Главной палаты мер и весов. В 1899 году был издан разработанный Д.И. Менделеевым новый закон о мерах и весах.
18 слайд. НИИ метрологии им. Д.И. Менделеева. Главная палата мер и весов в настоящее время существует в Санкт-Петербурге в виде Всесоюзного НИИ метрологии имени Д.И. Менделеева.
19 слайд. Обязательной метрическая система в России стала после Октябрьской революции в 1918г. Совет Народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина издал постановление, в котором предлагалось: Принять за основу единицы длины - метр, а за основу единицы веса (массы) - килограмм. Эта система мер существует и поныне.
6. Практическое применение.
Таким образом, я рассмотрела наиболее известные старинные меры массы и длины. А на практике измерила рост и вес одноклассников и перевела их в старинные меры веса и длины.
Результат перевода в старинные меры:
Рост
№ | Ф.И. | В метрах | В аршинах | В футах |
1 | Аллаярова Алина | 1,5 | 2.12 | 5 |
2 | Воробьева Лиза | 1,65 | 2,32 | 5,5 |
3 | Хасанова Софья | 1,45 | 2,04 | 4,83 |
4 | Габдулхаков Рустем | 1,36 | 1,92 | 5,53 |
5 | Зотов Никита | 1,52 | 2,14 | 5,07 |
Вес
№ | Ф.И. | В кг | В фунтах | В пудах |
1 | Аллаярова Алина | 38 | 92,8 | 2,32 |
2 | Воробьева Лиза | 45 | 109,9 | 2,75 |
3 | Хасанова Софья | 36 | 87,9 | 2,20 |
4 | Габдулхаков Рустем | 37 | 90,35 | 2,26 |
5 | Зотов Никита | 47 | 114,8 | 2,87 |
Заключение.
Я думаю, что наиболее точно и проще можно измерить рост и вес в современных привычных нам единицах измерения.
В заключении хочется сказать, что проведенная работа мне интересна. Я ближе познакомилась со старинными русскими единицами измерения веса и длины. Выявила связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством – пословицами, поговорками. Пословицы и поговорки коротки, но метки и выразительны. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них фигурируют в литературных произведениях, исторических памятниках. Они заложены в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и всевозможных блюд. Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества. Подводя итог работы, я пришла к выводу, что данная тема - актуальна. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.
20 слайд. Спасибо за внимание!
Литература
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,
С.И. Щварцбурд Математика 5-6 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2006. Г.И. Глейзер «История математики в школе»
IV- VI классы. – Москва «Просвещение», 1981. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин
«За страницами учебника математики»
Москва «Просвещение», 1989. Ю.Г. Круглов, библиотека словесника
«Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по легкой атлетике на тему: "Прыжки в длину" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассатривается техника выполнения прыжка в длину....
Длина окружности. Площадь круга. 6 класс
Длина окружности. Площадь круга. 6 класс Дидактический материал к уроку....
Урок - презентация "Длина окружности. Площадь круга"- 6 класс.
Урок - закрепление...
Конспект урока. "Челночный" бег, прыжки в длину с места (для 2 класса)
ТЕМА УРОКА: « Челночный» бег 3 по 10 метров, проверка степени овладения прыжка в длину с места в разделе программы « Лёгкая атлетика»....
"Длина окружности", урок математики 6 класс.
"Длина окружности", урок математики 6 класс....
Самостоятельная работа по геометрии по теме "Длина окружности. Площадь круга",9 класс
Самостоятельная работа по геометрии в 9классе проводится после изучения темы"Длина окружности. Площадь круга" ( по учебнику Л.С. Атанасян). Работа состоит из 2вариантов и рассчитана на 10-15мин....
Внеклассное мероприятие на тему "История длиною в четыре тысячилетия" 5 класс
Цель: расширять исторические знания учащихся приобретенные на уроках истории ; формировать умения работать с картой, историческими понятиями; развивать воображение, фантазию; воспитывать чувство взаим...