Спецкурс "Решение текстовых задач повышенной сложности"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Спецкурс "Решение текстовых задач повышенной сложности" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_5_klass.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _______ А.А. Рыжова «____» __________ 2014 г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № _____ «___» ______ 2014 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «СОШ №7» № ____ «____» __________ 2014 г. |
Рабочая пограмма спецкурса:
«РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»
(5 класс)
Учитель математики МБОУ «СОШ №7»
Маковская Ольга Михайловна
Когалым,
2014-2015 уч. год.
Пояснительная записка
Программа спецкурса по математике «Решение текстовых задач повышенной сложности» предназначена для обучающихся 5 классов и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике.
В соответствии с учебным планом школы программа курса рассчитана на 18 часов.
Для обучающихся решение текстовых задач в процессе изучения курса математики в 5 классе вызывает наибольшие затруднения. Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Содержание курса объединено в 5 тематических модулей, каждый из которых рассматривает задачи определенного содержания. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать математические модели.
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах и не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи. К тому же, недостаточно внимания уделяется решению задач на проценты, которые рассматриваются в 5 классе и затем встречаются в экзаменационных работах за курс основной и средней (полной) общей школы.
Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта.
В процессе проведения данного спецкурса ставятся следующие цели:
образовательные
- расширить знания учащихся,
- приобрести необходимые умения и навыки для решения задач,
- показать необходимость знаний по математике в других областях,
развивающие
- развивать познавательный интерес, интеллект, математический кругозор, математические способности, мышление, речь,
воспитательные
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний,
- формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах.
- воспитанию терпения, настойчивости, воли.
Задачи:
- углубление и повышение качества знаний по решению текстовых арифметическим способом, с помощью уравнений;
- изучение общих методов решения текстовых задач;
- выявление алгоритма решения ключевых задач;
- овладение навыками построения математических моделей при решении конкретно – практических задач;
- повысить интерес к математике как универсальной науке;
- развитие умений определять типы задач и подбирать к ним способы решения;
- применение знаний в новых условиях.
Требования к уровню усвоения спецкурса:
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
▪ основные типы текстовых задач и способы их решения;
▪ понятие математической модели, составленной по условию задачи;
▪ правила выполнения арифметических действий с числами;
должны уметь:
▪ переводить условия реальных задач на математический язык;
▪ решать несложные практические расчетные задачи, извлекая при необходимости информацию из справочных материалов;
▪ уметь решать основные виды задач составлением уравнений;
▪ владеть арифметическим способом решения стандартных задач;
▪ интерпретировать результаты решения задач и проверять их на соответствие исходным данным;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
▪ производить прикидку и оценку результата вычислений; проверять результат вычисления на правдоподобие, используя различные приемы;
▪ проводить расчеты, связанные с вычислением простых процентов.
Оценка знаний и умений обучающихся 5 класса проводится в виде творческих мастерских по темам «Задачи на движение» и «Задачи на части, на проценты», которые предполагают самостоятельную творческую работу обучающихся по придумыванию своих задач по предлагаемым темам с последующей защитой их решения на занятиях. По теме «Разные задачи» обучающиеся должны выполнить домашнюю контрольную работу.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде игры «Восхождение на вершину знаний» (1 час), где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач. Учащиеся представляют составленные и решенные задачи, кроссворды, ребусы; доклады, презентации по вопросам курса.
Основное содержание
1. Введение. (1 час)
Цели и задачи курса. Текстовая задача. Компоненты задачи: условие, решение, ответ. Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Решение текстовых задач арифметическим способом (по действиям). Значение правильного письменного оформления текстовой задачи.
2.Задачи на движение(4 часа)
Задачи на движение по реке
Задачи на движение
Основная цель – закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием); продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
После изучения данного раздела учащиеся должны знать:
основные понятия (скорость, время, расстояние) и формулы, по которым они находятся; о разных видах задач (виды движения по суше: встречное, в одном направлении, в противоположном направлении, вдогонку; виды движения по воде: по течению, против течения, в стоячей воде) и их особенности; основные компоненты задачи: цена, количество, стоимость и их взаимозависимость; правила нахождения компонентов задачи.
уметь:
оперировать основными понятиями; переводить условие задачи на математический язык и составлять математическую модель; определять способ решения задачи; правильно строить свои умозаключения; находить часть по целому и целое по его части.
Решение задач на движение вызывает некоторые затруднения у учащихся. Необходимо выделить такие понятия, как скорость сближения/ удаления, как собственная скорость, скорость течения, скорость по течению и скорость против течения. В задачах на движение представлены реальные ситуации, некоторые из которых можно разыграть на занятии: прогулки от дома до школы, от дома до кинотеатра, от кафе до стадиона, от одного населенного пункта до другого;
соревнования на лыжах, велосипедах, автомобилях, по плаванию, движение на различном транспорте от одного пункта до другого; движение по течению реки и против течения на теплоходе, катере, корабле.
3. Задачи на дроби ( 4 часа)
Задачи на нахождение дроби от числа, числа по его дроби
Основная цель – закрепить понятие обыкновенной дроби, совершенствовать навыки применения правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби, продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
После изучения данного раздела учащиеся должны знать:
понятие дроби; основные компоненты задачи; правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби, уметь:
проводить анализ полученных результатов в зависимости от величины дроби, решать задачи на дроби.
4. Задачи на проценты ( 4 часа)
Нахождение процентов от числа
Нахождение числа по его процентам
Задачи на проценты
Основная цель – обобщить знания по теме "Проценты" и усвоение учащимися практической значимости этого понятия в различных сферах деятельности человека, тренировать умения сравнивать доли, находить долю числа.
После изучения данного раздела учащиеся должны знать :
определение процента, основные способы решения стандартных задач на проценты;
уметь:
решать стандартные задачи на проценты «Нахождение процентов от числа», «Нахождение числа по его процентам», «Изменение величины в процентах»; решать задачи на начисление простых процентов;
выполнять перевод процентов в дроби и обратно; нахождение процентов от числа и числа по его процентам.
Учащиеся могут самостоятельно подготовить презентации на следующие темы: «Проценты в моей жизни», «Для чего нужно уметь решать задачи на проценты» , «С газетной полосы» и т.п. Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти. Особое внимание учащихся в процессе решения задач обратить на задания, содержащиеся в открытых банках заданий ЕГЭ и ГИА.
5. Комбинированные задачи (4 часа)
Решение задач с помощью уравнений
Решение задач, решаемых с помощью уравнений, арифметически
Основная цель – продолжить работу по формированию навыков решения задач алгебраическим способом и арифметически.
После изучения данного раздела учащиеся должны знать: понятия уравнение, корень уравнения, решить уравнение; этапы решения задач с помощью уравнения, алгоритм составления уравнения; основные приемы решения уравнений.
уметь: находить неизвестные компоненты уравнения (слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое), решать задачи алгебраическим способом и арифметически; выполнять прикидки и анализ полученного результата.
6. Итоговое занятие – игра «Восхождение на вершину знаний» (1 час)
Учащиеся свои знания по решению различных текстовых задач представляют в виде составленных и решенных задач, кроссвордов, ребусов; докладов, презентаций по вопросам курса.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение в курс | 1 |
2 | Решение задач на движение. Основные формулы. Решение задач по круговому движению | 1 |
3 | Задачи на движение навстречу друг другу Задачи на движение в противоположных направлениях | 1 |
4 | Решение задач на движение в одном направлении Решение задач на нахождение средней скорости движения | 1 |
5 | Решение задач на движение по реке | 1 |
6 | Решение задач на дроби | 1 |
7 | Старинные задачи на дроби | 1 |
8 | Задачи на нахождение дроби от числа Задачи на нахождение числа по его дроби | 1 |
9 | Задачи на совместную работу | 1 |
10 | Задачи на проценты | 1 |
11 | Нахождение процентов от числа | 1 |
12 | Нахождение числа по его процентам | 1 |
13 | Задачи на начисление простых процентов | 1 |
14 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
15 | Решение задач, решаемых с помощью уравнений, арифметически | 1 |
16 | Старинные задачи, решаемые алгебраически и арифметически | 1 |
17 | Старинные задачи, решаемые алгебраически и арифметически | 1 |
18 | Игра «Восхождение на вершину знаний» | 1 |
Итого: | 18 часов |
Список литературы и используемые ресурсы:
- Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности методики работы по обучению учащихся решению текстовых задач.// Начальная школа, 2005 №24
- Виноградова Л.В., Тиликайнен В.Е. Задачи на нахождение дроби от числа и числа от дроби // Ж. Математика в школе. – 1999. - №4.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5 – 11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) – Волгоград: Учитель, 2005. - 96 с.
- Математика. Задачи на движение № 20, 2003
- Открытый банк заданий ЕГЭ и ГИА по математике 2014 год.
- Талызина Н.Ф.Формирование общих приёмов решения арифметических задач//Формирование приёмов математического мышления - М.: ТОО «Вентана --Граф», 1995
- Устные задачи на движение http://komdm.ucoz.ru/index/0-11
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи – М.: Просвещение, 1984
- Шевкин А.В. Материалы курса “Текстовые задачи в школьном курсе математики”: Лекции 1 – 4. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006. – 88 с.
- Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. – М.:Галс плюс, 1998. – 168 с.
УМК.
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1999-2004. – 384
- Чесноков А.С. «Дидактические материалы по математике. 5 класс» / А.С.Чесноков, К.И.Нешков - М. ; «Классикс Стиль», 2008
- Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике 5-6.- М: Илекса, 2011. - 106с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.
Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...
«Решение текстовых задач повышенной сложности».
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка...
Программа дистанционного курса "Олимпиадные задачи и задачи повышенной сложности по математике"
Программа дистанционного курса для учеников 5-6 классов "Олимпиадные задачи и задачи повышенной сложности по математике"....
Текстовые задачи повышенной сложности по математике
Сборник текстовых задач повышенной сложности для подготовки к огэ...
Урок "Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности" (алгебра 9 класс)
Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.Формы организ...
• Сертификат Издательского дома «1 сентября» о просмотре вебинара «Математические задачи повышенной сложности: задачи на оптимизацию (№17 ЕГЭ профиль), 12.02.2021г.
Сертификат Издательского дома «1 сентября» о просмотре вебинара «Математические задачи повышенной сложности: задачи на оптимизацию (№17 ЕГЭ профиль), 12.02.2021г....