Разработка урока + презентация по математике в 5 классе на тему: "Окружность и круг".
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Сивцева Мария Юрьевна

Данная разработка урока + презентация предназначен  для изучения нового материала в 5 классе для изучения нового материала "Окружность и круг".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока857.13 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока.

ФИО учителя

Сивцева Мария Юрьевна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Тема урока

Окружность и круг

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цель урока

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению понятий окружности и круга

Планируемый результат

Познакомить учащихся с такими понятиями как окружность, круг, радиус, диаметр. Научить выполнять реальные построения, измерения, решать задачи исследовательского характера. Обучающиеся должны научиться и различать понятия «Окружность и круг, радиус и диаметр».

Задачи:

Предметные:

•        Формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;

•        Продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);

•        Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

Метапредметные:

•        Расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

•        Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог;
  • по степени взаимодействия ученик-ученик: работа в парах
  • относительно дидактических задач: восприятие;
  • относительно характера познавательной деятельности: частично-поисковый

Формы работы обучающихся

Фронтальная, парная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цель урока;
  • выполняют самостоятельную работу с самопроверкой;
  • ведут диалог, отвечают на вопросы;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлексируют.

Необходимое учебное оборудование

Учебник, проектор, интерактивная доска, циркуль, бумага, карандаш, краски и стаканы разных диаметров.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

2

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Слайд 2

Слайд 3

Что объединяет эти картинки?

Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Выводят тему урока «Окружность и круг»

2

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Цель урока

Сегодня мы узнаем, что такое окружность, круг, узнаем свойства этих фигур.

Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека, облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца (Ярило).

 Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности.

А какие предметы имеют форму окружности, а какие форму круга? В чем отличие?

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

2

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4.Этап изучение нового материала.

Введение понятия круга и окружности, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировке определения круга и окружности

Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение «окружности и круга», и сравнить с доской.

Слайд 4

Слайд 5

Учитель дает задание.

Привести примеры круга и окружности из жизни

Делают опыт в парах.

  1. Макают в краску дно стакана и отпечатывают на листе бумаги.
  2. Макают в краску верх стакана и отпечатывают на листе бумаги.
  3. Делают выводы о различии фигур, дают определение окружности и круга.

  1. Сравнивают определения с доской.

  1. Дети приводят примеры

13

Познавательные: самостоятельное  решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Личностные:  формировать способность к эмоциональному восприятию математических  рассуждении.

Регулятивные: планирование последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; 

Коммуникативные:   постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации.

Еще каким способом можно построить окружность?

А знаете ли вы, что существует специальный инструмент для построения окружности?

Слово «Циркуль» происходит от латинского слова «циркулюс», что означает «круг».

Научимся пользоваться циркулем для изображения этих фигур.

Слайд 6

Сравните полученные окружности.

Почему у всех разные окружности?

От чего зависит размер окружности?

Учитель подводит к определению радиуса и диаметра.

Слайд 7

Что у вас получилось? (половинка круг – полукруг, полуокружность).

Что вы можете сказать об этой линии? Согните еще раз. Обратите внимание на линии сгиба. Сделайте выводы.

Учитель подводит к определению диаметра

И к выводам о соотношении длины диаметра к радиусу. Все радиусы равны

Слайд 8

Слайд 9

Дети отвечают:

Дети отвечают

Выполняют практическую работу.

Отвечают

Выполняют практическую работу:

  1. Вырезать круг
  2. Согнуть полученный круг пополам и сделать вывод.

  1. Еще раз сгибают
  2. Делают выводы

5. Музыкальная пауза

Смена деятельности

Включает песню про круг.

Слайд 10

Дети встают в круг. Повторяют движения учителя

3

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач решаемых в жизни

Проверка знаний новых понятий.

Слайд 11

Работают в парах, отвечают устно.

3

Познавательные:  формирование интереса к данной теме.

7. Этап осмысление и закрепление знаний. Работа в парах

Дать качественную оценку работы класса и отдельных  обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Слайд 12

 Слайд 13

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

15

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог, Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Слайд 15

Учащиеся рисуют и сдают кружочки смайлики.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

9. Информация о домашнем задании

Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи.

Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи.

Слайд 14

По горизонтали:

  1. Часть плоскости, ограниченная окружностью. (Круг)
  2. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр. (Диаметр)
  3. Часть окружности,  ограниченная двумя точками. (Дуга)
  4. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (Хорда)
  5. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой. (Радиус)
  6. Точка, в которую устанавливают иголку циркуля для построения окружности. (Центр)
  • Прочитайте слово по вертикали.

Учащиеся записывают в дневники задание.

Работа по учебнику

.

2

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Список использованной литературы:

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013 г.-280с.
  2. Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 класс» - М.: Просвещение, 2011г.
  3. СД: «Математика 5-6 класс. Поурочные разработки»
  4. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности"

Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности" лучше  проводить в виде практической работы....

Открытый урок по геометрии в 8 классе по теме: "Окружность.Вписанные и центальные углы."

Повторительно-обобщающий урок по геометрии в 8 классе "Окружность. Центральные и вписанные углы."...

открытый урок по математике в 5б классе по теме "Окружность и круг"

данная разработка предназначена для учителей, работающих по УМК Смирновой. В разраболтке представлены презентации к уроку и технологическая карта урока...

Конспект урока по математике в 5 классе по теме «Окружность и круг»

Формировать представление о круге и окружности, их радиусах и диаметрах; познакомить  учащихся с правилом нахождения диаметра и его использованием при решении задач....

План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс». Тема: «Окружность и круг»

Учить обучающихся формулировать тему и цели урока;учить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг»....

Презентация к уроку наглядной геометрии в 5 классе по теме "Окружность"

В данной презентации представлен материал к уроку наглядной геометрии в 5 классе по теме "Окружность" по учебнику "Наглядная геометрия" 5-6 класс Шарыгина И.Ф....