Методика работы на уроках математики в парах сменного состава
консультация по математике (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шилова Нина Николаевна

Согласно ФГОС основной целью воспитательно-образовательного процесса в школе является развитие личностных качеств учащихся. Поэтому для полноценного проявления и развития личности ребенка необходимо строить учебный процесс так, чтобы он способствовал формированию  у детей  познавательной активности, смелости суждений,  критического мышления, совершенства математического языка.  Пришдо время учебного сотрудничества как между учителем и учеником, так и между самими школьниками  на  смену автори­тарного построения учебного процесса.. Одним из методов такого сотрудничества является работа учащихся в папах сменного состава.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_parah_smennogo_sostava.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика работы на уроках математики

в парах сменного состава 

Согласно ФГОС основной целью воспитательно-образовательного процесса в школе является развитие личностных качеств учащихся. Поэтому для полноценного проявления и развития личности ребенка необходимо строить учебный процесс так, чтобы он способствовал формированию  у детей  познавательной активности, смелости суждений,  критического мышления, совершенства математического языка.  Пришдо время учебного сотрудничества как между учителем и учеником, так и между самими школьниками  на  смену авторитарного построения учебного процесса.

При традиционном построении уроков нередко проходили дни, недели, в течение которых многие ученики ходили в школу только слушать. Не высказываясь на уроке, они хуже усваивали изучаемый материал, у них развивалась неуверенность в своих силах. Как же дать возможность школьникам сотрудничать и общаться на уроках? Решение этих проблем надо искать в использовании разных приемов и методов, например, групповых способов обучения. Такие уроки хорошо решают не только образовательные и развивающие, но и воспитательные задачи. Так, на любом традиционном уроке подсказки, желание помочь товарищу решительно пресекаются, а урок в группах одной из своих целей имеет развитие сотрудничества.

Среди групповых способов выделим такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. И вот почему. Именно такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей школьников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом — "учителем". Более того, учащийся имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменяв "учителя", и выслушать объяснение из других уст. Согласитесь, традиционный урок такой роскоши предложить не может.

Остановимся подробнее на организации работы в парах сменного состава. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний. Обычно такое занятие организуется следующим образом. Учитель заранее отбирает учеников (примерно третья часть класса), чтобы объяснить им новый материал, который чаще всего оформляется на разноцветных карточках четырех видов. Эти ученики будут "учителями" на уроке. Каждый из них должен сначала научить двух своих одноклассников материалу своей карточки, проверить его усвоение и правильность выполнения практических заданий. На этом этапе урока каждый ученик становится "специалистом" по теме своей карточки (у каждого на руках карточка определенного варианта). Теперь все разбиваются на пары так, чтобы можно было объяснить материал своей карточки и узнать новое (т. е. в паре у каждого ученика цвет карточки не совпадает с цветом у его соседа). Поменявшись карточками, ученики образуют новые пары так, чтобы к концу занятия материал всех четырех карточек был рассмотрен.

На занятии в парах сменного состава каждый ученик работает с материалом в три этапа: 1) слушает объяснения консультанта; 2) применяет полученные знания; 3) объясняет этот материал другому. А хорошо известно, что для высокого уровня усвоения материала ученик должен уметь его грамотно излагать. Последние задания карточек учащиеся выполняют самостоятельно на отдельных листах. Заключением урока может быть индивидуальная проверочная работа.

Можно упорядочить хаотичный процесс выбора "учителя". Для этого в начале урока надо выдать учащимся не только цветные карточки, но и маршрутные листы, где будет заранее определен каждый этап обмена информацией.

Такое занятие занимает 2 спаренных урока. Количество карточек соответствует числу учащихся в классе. Каждая карточка содержит 4 вида заданий: 1) теоретическое (доказать формулу); 2) практическое (применение формулы, контролируется консультантом); 3) практическое (самостоятельное выполнение, проверяется учителем после занятия); 4) домашнее задание.

В четвертом пункте каждой карточки по этой теме указан номер упражнения для домашнего задания.

Практические задания карточек должны содержать такие задачи, которые побуждают учащихся применять несуществующие формулы (в данном случае частное и произведение логарифмов, логарифм суммы или разности), напоминают об условиях существования логарифма. Это мобилизует внимание школьников, заставляет их обдуманно выполнять задание.

Такого рода занятия можно проводить начиная с VI класса. Они одинаково успешно проходят как в сильных, так и в слабых классах.

Экспериментируйте; хорошее впечатление от этих уроков останется и у вас, и у школьников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "

Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...

Методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики"

Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное —...

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....

Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."

Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются  источники эффективности работы в парах.Предлагаются различные формы организации парной работы....

Работа в парах сменного состава на уроках русского языка

В статье рассматриваются различные методики работы в парах сменного состава на уроках русского языка...

Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)

Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые...

"Тропы - " занятие в технологии "работа в парах сменного состава"

Занятие в технологии работы в парах сменного состава предполагает повторение/закрепление темы "Лексические средства художественной выразительности "Тропы". Предназначено для подготовки ...