Разработка урока математики в 5 классе по теме "Сравнение обыкновенных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Конспект урока в 5 классе по теме «Сравнение обыкновенных» разработан на основе системно – деятельностного подхода с соблюдением требований ФГОС при проведении каждого этапа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.37 МБ |
Конспект урока | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема. «Сравнение обыкновенных дробей»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока : Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения «видеть» равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять при выполнении сравнения дробей
Предметные УУД: Ввести понятие равных дробей , научить сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями, формировать умение применять правило сравнения обыкновенных дробей при выполнении различных заданий.
Метапредметные УУД:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Личностные:. формировать учебную мотивацию; активную самооценку; необходимость приобретения новых знаний
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения, организовать взаимодействие в группе , паре.
Этапы урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выполнение места и причины затруднения.
- «Открытие» детьми нового знания.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Вот и встретились мы снова
И к уроку всё готово
Я надеюсь, что урок
Вам пойдёт сегодня впрок !
Здравствуйте. Садитесь.
Сегодня я пришла к вам на урок вот с таким настроением.
Слайд №1 (Появление по щелчку)
Чтобы мое настроение оставалось с вами на протяжении всего урока, я помещу солнышко на доску (приклеить солнышко). Я надеюсь ,что оно своими лучами обогреет вас и у вас тоже на протяжении всего урока будет хорошее настроение.
Сегодня мы проведём необычный урок .
Слайд №2 (Появление по щелчку)
Сегодня мы скучать не будем,
Про лень, тоску мы позабудем,
Мы оторвёмся от Земли туда,
Где бороздят просторы корабли,
Где вечный мрак, спокойствие Вселенной,
В то место, что зовётся Солнечной системой.
(Музыкальное сопровождение)
Я предлагаю совершить увлекательное космическое путешествие по Солнечной системе.
Вы не против! Тогда вперёд!
А чтобы мы не сбились с курса, вернулись домой, за нами будут наблюдать из центра управления (поставить табличку ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ). Он будет следить за нашими успехами.
Разрешите себя назначить командиром корабля. Вас я назначаю своим экипажем. Прошу доложить мне о готовности экипажа дежурного по классу.
Экипаж в сборе. Откройте свои бортовые журналы, тетради, запишите на полях число, классная работа .
Слайд №3 (Появление по щелчку)
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Однако, прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки, нужно собрать багаж.
Что для нас будет багажом? (Необходимые знания.)
- Что такое доля?
- Как называют доли , , ?
- Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?
- Что показывает числитель обыкновенной дроби?
- Что означает черта в дроби?
- Как найти от числа 42?
- Как найти число, если известно, что от него равно 4?
- Какое число отмечено точкой на координатной прямой?
? ?
Молодцы! Багаж собран, теперь нужно составить карту путешествия.
Слайд №4 (Появление по щелчку)
Карту составить нам поможет графический диктант, который вы сейчас выполните.
И вместо ответов вы будете писать знаки , «да» - « ^ » , если вы согласны с утверждением или ответом и «нет» - « _ », если вы не согласны с утверждением или ответом. Знаки записываем в тетради в строчку.
Начинаем работу!
Закончили работу. Чтобы не сбиться с пути, проверим вашу карту путешествий . (Поменялись тетрадями проверили карту соседа, неверное подчеркнули).
Полученный рисунок – это карта нашего путешествия. Вершины на карте – это планеты, на которые мы сегодня полетим .
Слайд №5 (Появление по щелчку)
Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
Слайд №6 (Появление по щелчку)
И вот мы приближаемся к МЕРКУРИЮ.
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,.
Чтобы дальнейший путь не вызывал трудностей устроим небольшой привал на этой планете
Слайд №7 (Появление по щелчку)
Физкультминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Слайд №8 (Появление по щелчку)
Продолжаем путешествие следующая планета на нашем пути – планета УРАН.
Уран сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.
На этой планете мы должны произвести сбор образцов для исследования и узнать что-то новое.
Прочитайте числа в порядке возрастания:
679,504,398,276,985,414.
- А теперь вторую группу чисел в порядке возрастания прочитайте:
, , .
-? Можем? Нет . А почему? Нужно сравнивать , а мы не умеем – как.
Вот сегодня мы с вами и займемся этим. Так кто же сформулирует тему урока?
Тема урока «Сравнение обыкновенных дробей», запишите в тетради.
Какая цель будет стоять перед нами (научиться сравнивать дроби).
На слайде тот же ряд дробей: , , .
Подумайте, на какие две группы вы можете их разделить. Запишите дроби каждой группы в две строчки в тетради. Почему вы так разделили?
Молодцы! А теперь расположите дроби каждой группы в порядке возрастания: первый вариант – для первой группы, а второй вариант – для второй.
Кто справился. Почему вы не смогли справиться с заданием? Вам не хватило знаний о дробях?
Те, кто сравнил дроби, назовите правило, которым вы воспользовались?
- Выявление места и причины затруднения.
Уточните, какое задание вы выполняли? ( сравнивали дроби)
Почему задание вызвало затруднение?( не знаем правило сравнения дробей)
Какие способы сравнения чисел вы знаете? Два: порядковый счет и с помощью координатного луча.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Открывать знания вы будете, работая в группах и парах.
Сначала вы будете работать в группах с первой группой дробей , а затем в парах – со второй группой дробей.
5.Реализация построенного проёкта.
Работа в группах.
Весь класс разделён на три группы по 4 человека.
Каждая группа получает задание. Возьмите на краю парты карточку № 1 прочитайте задание и выполните его в группе.
Задание для групп:
1-е группы закрасят -1/2 и 2/4 отрезка длиной 8клеток,
2-е группы закрасят - 1/3 и 2/6 отрезка длиной 12 клеток,
3-и группы закрасят – 2/3 и 4/6 отрезка длиной 6клеток .
Приступаем к выполнению задания на работу вам 3 минуты.
Проверим , что у вас получилось. От каждой группы вызываются по одному представителю.
-Какой вывод, вы можете сделать ? ( Соответствующие дроби равны.)
А теперь каждая группа приведите еще примеры равных дробей. Первая группа для дроби 1/2 , вторая для дроби 1/3 и третья для дроби 2/3
Условия, при которых дроби равны, мы будем изучать намного позже, а сейчас выясним , как будут располагаться на координатном луче равные дроби.
Задание ( выполняется фронтально)
Начертите координатный луч, взяв за единичный отрезок 12 клеток.
Отметьте на координатном луче т А(4/6) и В(2/3).
Как узнать где будет расположены точки. Что нужно найти? ( дробь от числа)
A (4/6) следовательно =8
B (2/3) следовательно =8
Выполняют построение в тетради.
О А Е
0 В 1
Рис 4
Посмотрите, точки на луче совпадают, если дроби равны.
Работа в парах.
Продолжим работу и поработаем с дробями второй группы в парах.
Возьмите на краю парты карточку № 2 .
На карточке изображены два круга, с помощью этих кругов сравните дроби
Закрасьте то количество частей круга , которое соответствует числителям дробей, сравните, закрашенные части, сделайте вывод.
Запишите в тетрадь с помощью математических символов, что получилось.
Теперь с помощью прямоугольников сравните дроби
Запишите результат в тетрадях.
Посмотрите внимательно на полученные записи . Какие дроби у вас били и сделайте вывод: какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше?
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Работа с текстом учебника.
Давайте, сравним наше правило с правилом в учебнике на странице 146. Прочитайте правило.
Попробуйте повторить его про себя, а теперь расскажите своему соседу по парте.
Давайте, проверим, как вы запомнили правило. Возьмите на краю парты карточку № 3 . Заполните пропуски.
Из двух дробей с одинаковыми _______________, меньше та дробь, у которой ________ ___________, и больше та, у которой __________ ___________.
А теперь можно и проверить.
Поднимите руки те, кто правильно заполнил пропуски.
Мы должны не только знать и применять правило, но правильно читать равенства и неравенства. Откроем учебник на странице 147, найдем рубрику ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО. Обратим внимание на то, как читаются неравенства.
Давайте подведем итог. Чему мы научились на этой планете? И узнали? (правило сравнения дробей).
Слайд № (Появление по щелчку)
Следующая планета – Красный глаз.
Это – Марс.
- И нашим глазам нужен отдых.
Физкультминутка для глаз
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб очки тебе не носить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить!
Слайд № (Появление по щелчку)
Продолжаем полёт.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Закрепим правило, которое мы изучили на планете Уран, для этого выполним задания из учебника.
Выполнение заданий из учебника.
№ 940 (устно)
№ 946
№ 941
1 вариант .
2 вариант
№ 946
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайд № (Появление по щелчку)
Что ж Дружок
В жизни много дорог.
Летим на Венеру
Хоть путь наш далёк.
На этой планете я должна провести проверку ваших знаний. Проверка пройдет в форме самостоятельной работы. Возьмите на краю стола карточку № 4 . Запишите фамилию, читаем задание и выполняем. Время пошло.
Ф.И.О._______________________
В-1
1. Поставьте вместо многоточия знак <, > или =.
Ф.И.О._______________________
В-2
1. Поставьте вместо многоточия знак <, > или =.
Слайд № (Появление по щелчку)
Для проверки самостоятельной работы мы отправимся на планету НЕПТУН
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Проверьте сами правильность выполнения работы и оцените:
Поднимите руки те, кто справился без ошибок, у кого одна ошибка? Ну, остальные не расстраивайтесь, ведь это только первый урок.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд № (Появление по щелчку)
Дальше и дальше летим мы от солнца,
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Слайд № (Появление по щелчку)
Сравнение дробей используется при решении задач. Я могу предложить одну из задач.
Маша и Настя пошли за ягодами. Маша набрала 4/5 бидона, а Настя 3/5 бидона. Кто из девочек собрал больше ягод?
Вот это и будет вашим домашним заданием. Придумайте задачу на сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и нарисуйте рисунок к задаче.
Слайд № (Появление по щелчку)
Д.з.
1)п.24, №965, 966, придумать задачу и на сравнение дробей и нарисовать рисунок к задаче
2)Ответить на вопрос: в каком мешке больше муки ?
4/5 муки 3/4 муки
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд № (Появление по щелчку)
Из полёта возвратились.
Мы на Землю приземлились.
А чему мы научились?
Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями.)
Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на партах лежат разноцветные круги. Поднимите один из них.
Я работал на уроке с желанием. Я хорошо понял тему урока. | Я работал на уроке с желанием, но чувствовал себя не очень уверенно. Я не до конца понял тему урока. | Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. Я плохо понял тему урока. |
Подошло к концу наше путешествие по планетам Солнечной системы.
Спасибо, ребята, вам всем за урок,
Пусть все эти знанья будут вам впрок.
Теперь говорю я вам всем “до свидания”,
Окончен урок. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока математики 6 класс
Разработка урока математики 6 класс по теме "Действия с обыкновенными дробями. Обобщение"....
разработка урока математики 6 класс по теме "Координатная плоскость"
Разработка урока по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость" с презентацией...
разработка уроков математики 5 класс Мордкович
ПРименение икт на уроках математике...
Разработка урока математики 5 класс
Урок матиматики 5 класс. Тема: Умножение и деление смешанных дробей. Применение проблемно - диалогической технологии. На этапе изучения нового материала организуется работа в парах....
Разработка урока математики 5 класс .Игра "Ипподром".
Математика 5 класс. Тема "Умножение натуральных чисел"...
разработка урока Математика 5 класс Законы арифметических действий
разработка урока Математика 5 класс Законы арифметических действий№ п/пСтруктура аннотацииСодержание аннотации1231ФИО Малясова Людмила Геннадьевна2Должность, преподаваемый предмет Учитель ма...
Методическая разработка урока математики 5 класса
отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...