Элективный курс по математике для 9 класса «Технология работы с КИМ»
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с КИМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Технология работы с КИМ»79.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 92

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ГОРОД  ВОРОНЕЖ

РАССМОТРЕНА                               СОГЛАСОВАНА                        УТВЕРЖДЕНА

На заседании ШМО                               Зам. директора по УВР                        Директор МОУ СОШ № 92

Руководитель _____________               ______________________                        

Протокол № ___                                                                        Приказ по школе № ____

«___» ____________20__ г.                       «___» ____________20__ г.                «___» ____________20__ г.        

РАССМОТРЕНА                                

На заседании ШМС                                                                                

Протокол № ___

«___» ____________20__ г.                

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

элективного курса по математике для 9 класса

"Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Учитель: Жиляева Л. И

г. Воронеж  2015

Пояснительная записка

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена: в условиях независимого оценивания.

Проверка качества школьного математического образования проводится с помощью КИМов, основная часть заданий которых предлагается в тестовой форме. Эта форма проверки отличается от классической экзаменационной работы и требует специфической подготовки. Особенностью тестирования в том виде, который сложился к настоящему времени, является необходимость ответа на большое количество вопросов за ограниченный промежуток времени, т.е. требуется не просто правильно отвечать на поставленные вопросы, но и делать это достаточно быстро. Поэтому для учащихся важно освоить различные приемы, методы, которые позволят им достигать желаемого результата.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в условиях независимого оценивания, предлагается элективный курс по математике: «Технология работы с контрольно - измерительными материалами».  

Данный курс рассчитан на обучающихся 9 класса на 17 часов.

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в условиях независимого оценивания в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственными  образовательными стандартами.

Задачи:

Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;

Расширить знания  по отдельным темам курса математики 5 - 9 классы;

Выработать умение пользоваться контрольно- -измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Выработают умения:

самоконтроля времени выполнения заданий;

оценки объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумного выбора этих заданий;

прикидки границ результатов;

приема «спирального движения» (по тесту).

В результате внедрения предлагаемой программы е будут сняты трудности при подготовке учащихся к итоговой аттестации в новой форме, что позволит сдать экзамены на более высоком уровне не только в 9, но и в 11 классе.

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до последних  заданий второй части;
  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  5. Максимальное использование  запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
  6. Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм», «Триз».

Структура курса

Курс рассчитан на 17 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Текстовые задачи.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.

Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5 - 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую учителю  и обучающимся корректировать свою деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по математике  по материалам КИМ).

Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в  форме компьютерного тестирования.

Содержание программы

Тема 1.  Вводное занятие. Знакомство с порядком проведения экзамена по математике в условиях независимого оценивания. 

Характеристика КИМов. Демоверсии.  Общие критерии проверки и оценки заданий.

Тема 2.  Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 3.  Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно - рациональных и уравнений высших степеней).

Тема 4. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).  Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.  

Тема 5.  Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение»,  на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 6. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема7. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 8. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно - пропорциональная, квадратичная и др.) . Описание  свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 9. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п-го члена. Характеристическое свойство. Сумма п-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 10. Итоговый контроль

Решение задач из контрольно -измерительных материалов  (первая часть). Итоговый контроль знаний.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

Всего

Лекции

Практикум

1

Вводное занятие. Знакомство с порядком проведения экзамена по математике в условиях независимого оценивания.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч

Мини-лекция, урок-практикум

2-3

Числа и выражения. Преобразование выражений

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

4-5

 Уравнения.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Комбинированный урок, групповая работа

6-7

Системы уравнений.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Мини-лекция, работа в парах, самостоятельная работа

8-9

Текстовые задачи.

2 ч.

0,5 ч

1,5 ч.

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

10-11

Неравенства.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

12

Координаты и графики.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Мини-лекция, лабораторная работа

13-14 

Функции

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Семинар, групповая работа, тестирование

15-16

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Комбинированный урок, урок-практикум

 17

Итоговый контроль

1 ч.

 

1 ч.

Компьютерное тестирование

Список  литературы:

Демонстрационный

 
ГИА 2009, Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2009. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А.


ГИА 2010. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю.

ГИА 2010. Алгебра. Тематические тесты для подготовки к ГИА 2010. Ф.Ф. Лысенко

ГИА 2010. Математика. Подготовка к экзамену по математике. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И

ГИА 2010. Алгебра. Тренировочные варианты экзаменационных работ от ФИПИ. 

ГИА 2011. Математика. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др.


ГИА 2011. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю.


ГИА 2011. Алгебра. Типовые тестовые задания. 9 класс. ГИА. Рурукин А.Н.


ГИА 2011. Математика. Подготовка к экзамену по математике. ГИА 9 в 2011 году. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Знакомство с порядком проведения экзамена по математике в условиях независимого оценивания.

1 ч.

2-3

Числа и выражения. Преобразование выражений

2 ч.

4-5

 Уравнения.

2 ч.

6-7

Системы уравнений.

2 ч.

8-9

Текстовые задачи.

2 ч.

10-11

Неравенства.

2 ч.

12

Координаты и графики.

1 ч.

13-14 

Функции

2 ч.

15-16

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2 ч.

 17

Итоговый контроль

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Элективный курс по математике 6 класс

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"

Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений  и подготовки  к  ГИА   по  математике.Занятия включают в себя теорети...

Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».

Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...

Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»

                              В результате прохождения данного элективного курса по математике   учитель со...