Методическая разработка урока "Окружность и круг"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Ланина Любовь Михайловна

Разработка содержит технологическую карту урока с формируемыми УУД, презентацию к уроку. Урок предназначен для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzhnost.zip1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Окружность и круг

Планируемые результаты:

Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, развивать находчивость, активность при решении арифметических задач

Метапредметные: сотрудничать с одноклассниками при решении задач; уметь выслушать оппонента; приводить примеры математических моделей

Предметные: познакомятся с понятиями окружность, круг, диаметр, радиус, хорда, дуга; вычислять радиус, зная диаметр; рассмотрят разницу между окружностью и кругом, между плоскими фигурами и геометрическими телами

Технологическая карта урока математики  в 5 классе

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у Вас,

А сердце умным будет.

(С.Я.Маршак) 

- Тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок.

-Как Вы думаете, почему я начала урок с этих строк?

Включаются в деловой ритм урока.

Анализируют стихотворение и высказывают свое мнение

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Закрепить навык выполнения действий с натуральными числами; знание геометрических фигур.

Организовать фронтальную работу:

 1) по выполнению действий с натуральными числами

1)60*6         2) 200: 20

   -120                     *25

   :80                        +110

   *30                        :60

     ?                             ?  

-с какими числами работали?

-какие действия выполняли?

-перечислите свойства этих действий?

2)  по узнаванию геометрических фигур.

-Какие фигуры изображены?

Работают с информацией представленной в виде цепочки.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Постановка проблемы. Открытие нового   Давайте выполним следующее задание:

Задание № 1

(стакан и краска)

- какая геометрическая фигура у вас получилась?

-почему вы так считаете? А может это круг?

-о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-сформулируйте цель урока

Цель урока: мы будем говорить об окружности и круге.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: окружность и круг

-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока

-как называется тема нашего урока?

Записываем в тетрадь тему урока.

-давайте вернёмся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга.

-какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие окружность?

Практическое задание № 2

(сгибание круга)

Вводит понятия центр окружности, радиус  

-проведите самостоятельное исследование задание №3

Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте её центр. Соедините две точки окружности таким образом. Чтобы данный отрезок проходил и через центр окружности.

-какой отрезок получили?

-сформулируйте определение диаметра.

Вводит понятие хорда.

По данному рисунку перечислите все диаметры, хорды и радиусы окружности.

Практическое задание №4 

Используя циркуль постройте две окружности с одинаковым радиусом, равном 3 см, закрасьте внутреннюю область одной окружности.

-чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью?

Задание : назовите все точки лежащие во внутренней и внешней областях.

Тема урока: «Окружность и круг».

Сравнивают окружность и круг

Объясняют свой выбор и дают определение окружности и круга

Перечисляют предметы

Формулируют понятие радиус и диаметр круга. Выявляют соотношение между диаметром и радиусом окружности

Делают соответствующие записи в индивидуальных листах

Выполняют задания в индивидуальных листах

 делают вывод, затем проверяют и исправляют свои ошибки, используя слайд

Делают соответствующие записи в тетрадях

стно выполняют задание

Выполняют построение и называют получившиеся фигуры.

-первая фигура закрашена, т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры и она называется кругом.

стно выполняют задание

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение вступать в диалог.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; умение строить модель и преобразовы вать в случае необходимости

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5. Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения

Задание №5  

Измерь радиусы окружностей и кругов, имеющихся у вас.

Запишите, чему равны диаметры каждой из фигур.

Запишите, какие выводы сделали?

Задание №6

Нарисуйте окружность произвольного радиуса. Изобразите все изученные вами элементы

окружности и подпишите их.

Исследовательская работа в парах

Задание №7

Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.

Задание №8

Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.

Задание №9

Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.

Ребята работают в парах, результаты обсуждают с соседом. Делают предположения и обосновывают свои ответы.

Выполняют работу в парах. Делают выводы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Предлагает проверить свои знания с помощью теста.

Самопроверка.  

Самостоятельное решение теста

Самопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

-Какова была цель нашего урока?

-Кто желает сформулировать, что называют кругом?

-С какими новыми терминами вы познакомились?

-Как радиус зависит от диаметра?

Оценить отдельных учащихся

-Плоскость, которая лежит внутри окружности вместе с самой окружностью.

Дают определение радиуса, диаметра и хорды.

R=d/2

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дать характеристику предложенным заданиям

Записывают задание в дневник П.2.5

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Выскажите свои впечатления об уроке закончив предложение:

  1. Спасибо за…..
  2. Я узнал…
  3. Хорошо, что…
  4. Мне понравилось…
  5. Меня удивило…

Не забудь нарисовать нашему «солнышку»

улыбку или огорчение!

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".

Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....

Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"

Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения. ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.Задачи:а)  об...

Методическая разработка урока по теме: "Вязание по кругу"

Методическая разработка урока по технологии в 7 классе /4 четверть/ "Вязание по кругу" состоит из конспекта занятия, тестовых заданий с ключом,  схем вязания и листа самооценки. Особенность данно...

Методическая разработка.Волшебная нить. Первые шаги - круг.

Занятие - презентация предназначенная для проведения первого занятия в кружке "Волшебная нить"....

Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).

Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...