5 класс Тема: «Получение одной, нескольких долей предмета, числа»
рабочая программа по математике (5 класс) по теме

Татьяна Владимировна Марозова
Пояснительная записка
 
 
Рабочая программа по математике в 5-9 специальных (коррекционных) классах VIII вида
составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2014 года под редакцией В.В.Воронковой, авторы М.Н. Перова, В.В.Эк, Т.В. Алышева
Структура документа
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
Общая характеристика предмета
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике в коррекционной  школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
 
Цель преподавания математики в коррекционной  школе состоит в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
 
развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс Тема: «Получение одной, нескольких долей предмета, числа»».

Цели:

            -учить алгоритму нахождения нескольких долей целого и применять его в           решении задач.

            - логическое мышление, память и внимание..

             Формирование общеучебных умений и навыков:

          -  развивать  вычислительные навыки ;

          -  мыслительные операции сравнения, систематизации, обобщения;  

           - умения употреблять в речи математические понятия.  

           - воспитывать интерес к предмету,

           - толерантность, уважение к мнению товарищей.

Оборудование: тетради,  чертежные принадлежности, таблицы  

           

                                                   Ход урока.

I. Организация класса. Мотивация.

                          Громко прозвенел звонок

                         Начинается урок.        

                         Наши ушки на макушке,

                         Глазки хорошо открыты.

                         Слушаем , запоминаем,        

                          Ни минутки ни теряем.

II.Устный счёт.

  1. Задачи на смекалку.

А)-Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

Б)  -Между пятью людьми надо разделить пять яблок, и все-таки одно яблоко должно остаться в корзинке. Как это можно сделать ?

В) Одно яйцо варят 4 минуты.

    Сколько минут надо варить 6 яиц?

               2). Назовите:

Число, в котором 5 сотен 6 десятков 7 единиц

Произведение 6 и 8.

Частное 300 и 10.

Число следующие при счете после числа 240.

230 разделить на 10

Произведение 5 и 4.

III Тема

1.     Пришёл из школы ученик

        И папе с мамой говорит:

        « Задачку задали у нас,

        Её решал я целый час.

        И вышло у меня в ответе:

        «Два землекопа и две трети».

- Правильно ли решил ученик задачу? Почему?

- Где в жизни мы встречаемся с долями?

- Как найти 1 долю от целого?

У нас сегодня новая тема. Название этой темы попробуйте определить сами. Подсказкой вам будет следующая задача.

Задача «В классе 32 ученика. Из них ¼ играют в хоккей.

                                     Сколько учеников играют в хоккей?»

- Теперь вы можете сказать с какой темой нам предстоит познакомится? (Ответы детей)

- Кто нам напомнит, что же такое доля. (Ответы детей:  Доля  это 

                                                      одна или несколько частей целого.

- Сегодня нам надо научится находить несколько долей от целого.(числа)

2. Коллективная работа.

- У меня целое яблоко

- разделю его на 2 части. Сколько получилось половинок?

- разделю на 4 равные части .Сколько получилось четвертинок?

- 3/ 4 я должна отдать. Сколько я отделю и отдам?

- а если я отдам 2/ 4  части, сколько это четвертинок? (работа на отрезках)

3. Работа по учебнику стр. 114,№465 (1)

- Сделаем вывод: как найти несколько долей от целого?

- Сделайте вывод: как найти несколько долей целого?

Вывод: чтобы найти несколько долей целого надо разделить на равные  части и      умножить на количество, которое берём.

V. Первичное закрепление.

Слайд 13    Как  находить несколько долей от целого?

VI Физминутка.

VII Закрепление пройденного материала.

1, Задача В магазине было 775м ткани. 3/5 ткани продали. Сколько ткани осталось?

Чтение и анализ задачи.

Составление краткой записи задачи:

-Повторите вопрос задачи. Сможем ли мы на него сразу ответить?

2. Самостоятельная работа.

Получить на отрезках дроби ¾,   6/7,   4/5,   1/3,       5,9

Взаимопроверка.

Индивидуальная помощь слабоуспевающим.

Рефлексия.

          Быстро время пролетело

          И идёт к концу урок.

          Так давайте без задержки

          Подведём всему итог.

 VIII Подведение итога урока.

-Скажите, с какой новой темой мы сегодня познакомились на уроке?

- Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого.

- Поднимите руку кто не понял, как находить несколько долей от целого?

IX Оценивание учащихся. Домашнее задание.  

Стр 116 № 469



Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская общеобразовательная школа – интернат

Фестиваль – смотр педагогических достижений «Идея +»

Номинация : «Сценарий внеклассного мероприятия», приуроченного к году кино.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ

Автор: учителя математики Морозова Татьяна Владимировна,

                                                                Забарчук Любовь Карамовна

                                           

январь 2016

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КРУСЕЛЬ»

Цель: формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению предмета математики.

Задачи:

Обучающие:

1.Обучение математике через игру.

Коррекционно-развивающие:

2.Развитие внимания, памяти и мышления, смекалки.

Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Воспитывающие:

3.Воспитание чувства уважения к соперникам.

Помощь в организации разумного досуга.

Упрочение контактов среди учащихся школы на основе доброжелательных отношений, взаимовыручки и взаимопонимания

   В конкурсе участвуют 2 команды по 5-7 человек в каждой.

    6кл  « Пятёрочка» ;   7  кл. « Дважды два – четыре».

      Игра предусматривает 9 конкурсов: «Продолжи пословицу», «Объяснялки», «Кто быстрее», «Математические противоположности», «Будь внимательным», «Острый глаз», «Стручки», «Шифровальщик», «Кино». За каждый правильный ответ дается жетон. У какой команды жетонов окажется больше, тот и становится победителем данных соревнований. После подведения итогов победившая команда награждается медальками «За победу», все участники игры поощряются призами. Грамоту получает самый активный(ые) игрок(и) – «Лучший игрок математического штурма», давший больше всего правильных ответов за игру. Примерное время, необходимое для проведения игры, составляет 45-60 минут.

Оборудование – ручки, карточки с заданиями, жетоны, медали, плакаты с написанием математических высказываний, стены украшены геометрическими фигурами.

                             «Взялся за математику, не пищи,

                               легкой жизни не ищи»

       Ведущий1. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный Математике- царице всех наук.. Без математики не обходится ни один урок в школе.

                Например, на уроке русского языка вы считаете, сколько слогов в словах, сколько звуков и букв в словах, сколько слов в предложении.

          На  уроке физкультуры, вы выполняете разминку по счет «раз, два, три, четыре».

          На уроках труда строите чертежи выкроек, используя числа – размеры. На уроках СБО при приготовлении блюд используете определенное количество продуктов, например, 3 яйца, 200 граммов муки..

          На уроках природоведения, говоря об определенных изменениях в природе, вы используете понятия «З зимних месяца, 3 весенних и т.д»

           Это говорит о том, что все уроки связаны с математической невидимой лентой. Значит, математика – очень важная наука.

      Ведущий 2. Математика бывает разной: интересной и сложной, серьезной и шутливой, необходимой и игривой.

           Итак, приглашаем мальчишек и девчонок на веселый праздник «Математическая карусель». Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку.

Соревнования по  математике начинаем,

Всем успехов пожелаем,

Мыслить быстро, не зевать,

Правильно всё сосчитать.

1 конкурс «Продолжи пословицу».

Каждой команде даются листочки с незаконченными пословицами, которые они должны продолжить. Каждая из этих пословиц содержит число.

Жить в четырех … стенах.

Ноль без … палочки.

Два сапога - … пара.

Лук от семи … недуг.

Одна голова - хорошо, а две - … лучше.

От горшка два … вершка.

Уплетать за обе … щеки.

В трех соснах … заблудился.

Век живи – век … учись.

Двое дерутся, третий … не лезь.

Палка о двух … концах.

Скупой платит … дважды.

2 конкурс «Объяснялки».

Каждая команда по очереди вытаскивает из коробки листочек с  описанием геометрической фигуры.

Внимание  вопрос :   о какой фигуре  идёт речь.?

 - Четырёхугольник , у которого  равны все стороны , а углы  прямые .(квадрат)

 - Четырёхугольник , у которого равны противоположные стороны , а углы прямые. (прямоугольник).

- Многоугольник у которого три стороны, три вершины , три угла.

(треугольник)

- Часть прямой ,ограниченная двумя точками.( отрезок)

- Часть прямой с одной стороны ограниченная  точкой. ( луч)

- Два  луча , выходящие из одной точки.( угол)

 - Как называется линия , у которой нет ни  начала  ни  конца. (Прямая)

О каком геометрическом теле  идёт речь?

 - Геометрическое тело , у которого  есть  8 вершин , 12 рёбер, 6 граней ,

                                            все грани квадраты.(куб).

- Геометрическое тело , у которого 8 вершин,  12 рёбер , 6 граней,

                                           все грани прямоугольники( брус).

- Кривая замкнутая линия .(окружность)

- Часть плоскости , ограниченная  окружностью.( круг)

3 конкурс . «Кто быстрее»

Реши  головоломку. « Математический квадрат»

  Расположи в клетках  этого  квадрата  цифры от 1 до 9 таким образом ,  

  чтобы  их  сумма  в любых  рядах  и  диагоналях  равнялась 15

 ( цифры не  должны повторяться.)

         

  6

 

  3

 

ЗАДАНИЯ  БОЛЕЛЬЩИКАМ.

1.Сколько ног у трёх коров?

2.Как называется седьмой месяц ?

3. Два братца в воду глядятся , а никак не сойдутся.

4.Как  можно  назвать 12 часов ночи?

5.Может ли в треугольнике  2 тупых угла?

6. Сколько часов в сутках?

7. Овсом  его не кормят,

     Кнутом его не гонят,

     А как пашет, семь плугов тащит. (трактор)

8. В каком век мы живём?

9. Какой год бывает на один день больше?

10. С какого  месяца начинается год?

11.Как называется шестой день недели ?

12.Пара лошадей пробежала 10км.Сколько км пробежала каждая лошадь ?

13.Как называется перечень уроков , следующих друг за другом? (расписание)

14.Семдесят одёжек и все  без застёжек.

15.Скоько всего пальцев на руках и ногах у человека?

16. Первое предлог, второе – летний дом , а целое решается с трудом.(задача)

Физминутка

Вы, ребята, все устали –

Много думали, считали.

Отдохнуть теперь пора!

     Давайте немного поиграем. Я буду считать, а вы, когда назову число, делящееся на 3, топаете ногами. Если число не делится на 3, то хлопаете в ладоши. Итак, начали!

   4  конкурс  «  Математические противоположности» .

  Подбери противоположное по значению слово, например

Сложить – вычесть, уменьшить - , известное - , простое - , тупой -, прямая - , числитель - , целое -, правильная -

.

  5 конкурс  «Будь внимательным».

Прочитай слоги  по порядку и отгадай загадку

2 , 1, 4, 3, 6, 5, 8, 7, 9

МАЛЬ         ПЯТЬ     КОВ     ЧИ     ЧУ       ПЯТЬ      ЧИ      ЛА    КОВ

Конкурс с болельщиками  прочитать группу слов, зашифрованных с использованием цифр, чисел и числовых выражений

80 : 2 ОНОЖКА      21: 3Я        ВИ 3 : 1 НА              ПО 4-2 Л         Р 2: 2 КА

6 конкурс «Острый глаз».

Из букв слова «прямоугольник» составить новые слова. Кто больше слов составит, тот и победит.

 Задание болельщикам .

 Из букв слова  « шестиугольник»  составить новые слова.

 7  конкурс «Стручки»

Во времена царя Гороха

Под смех и шутки скомороха

Царь, на нос нацепив очки,

Играл с царицею в стручки.

Ты знаешь как они играли?

Я сообщаю все детали.

Довольно простые примеры. Царь с царицей не очень сильны в математике. Переложи в каждом примере один стручок – и примеры будут правильные.

http://fastform.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B8%CC%86-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA/image1.jpeg

http://fastform.ru/wp-content/uploads/media/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B8%CC%86-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA/image2.jpeg

Ведущий Название следующего конкурса, ребята, вы узнаете, отгадав загадку

Там можно посмотреть мультфильмы,

Журналы, клипы, кинофильмы.

Идем туда мы целым классом.

Там хорошо, там просто классно!

Там что-то не были давно,

Пора бы посмотреть…. (кино)

Конечно, вы догадались следующие  конкурсы  посвящаются  киноискусству. 27 августа в России отмечается День российского кино.

8. «Шифровальщик»

Из данных слов, составь название фильма

ИЛИ         ЛЕГКИМ         ИРОНИЯ        ПАРОМ      С     СУДЬБЫ

Задание зрителям Прочитай слоги в нужном порядке и продолжи название фильма

        СЛЕ       МОС    ЗАМ   КВА   («Москва слезам не верит»)

* Угадай героя мультфильма

В Простоквашино их дом,

Проживают в четвером.

Кто из них погожим днем

Вдруг свалился  водоем? (Шарик, «Дядя Федор, пес и  кот»)

  •  Черепахе 300 лет
  • Уж ее и старше нет.
  • И она-то рассказала
  • Тайну, о которой знала. (Тортилла, м/ф «Приключения Буратино или Золотой клюик»)

9. Конкурс «Кино»

* В каком фильме измеряли рост удава? (38 попугаев)

* Назовите вредину преклонного возраста. Ее имя совпадает с название шляпы? (Шапокляк)

* Назвать фильмы, в названиях которых встречаются цифры. («три плюс два», 17 мгновений весны»…

* Двое ребят шли в кино и встретили по дороге еще троих ребят. Сколько ребят шло в кино? (2)

* Какого ученого звания неожиданно для себя удостоился скромный директор детского сада, он же «джентельмен удачи»?  (доцент)

* 27 числа какого месяца отмечается День российского кино? (27 августа)

* Сколько серий в фильме 17 мгновений весны? (17)

* В названии какого фильма встречается число 17? (17 мгновений весны)

* Продолжите «Д,Артаньян …(и три мушкетера)

* Какая фамилия была у семикласснка Сережи в фильме «Приключения Электроника»?   (Подберезовиков, Груздев, Сыроежкин)

* Сколько девушек старшина Васков взял на задание в кинофильме «А зори здесь тихие»? (9)

* Когда,

* Какой фильм Сергея Герасимова рассказывает о молодежной зимовке на Крайнем Севере? («Семеро смелых», «Любить человека», «В Начале славных лет»)

* В каком фильме не снимался Олег Ефремов? (Берегись автомобиля», «9 дней одного года»)

* Узнайте названия фильма

- Директор театра кукол, жестокий и злой человек. Угрожает куклам семихвостовой плеткой и плохо с ними обращается (Карабас Барабас, «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

- Это самая обычная лягушка, которая оказалась очень любопытной. Узнав от уток, что на юге очень много мошек и комаров, она захотела полететь с ними, прицепившись ртом за прутик, который держали в клювах две утки. (Лягушка путешественница)

         Вот и подошел к концу конкурс, посвященный Дню российского кино. Мы теперь знаем, что есть такой день, который отмечают все деятели искусства и мы с вами. И вы сегодня показали, как хорошо знаете наши родные мультфильмы, которые всегда дарят вам радость, учат добру и справедливости.

Кино в России процветает,

И учит нас, и наставляет.

Пускай не гаснет никогда,

 Новинкой радует всегда!

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора

Кто же лучше всех трудился,

В математической карусели отличился?

Слово жюри, награждение.

       Ребята, мы еще раз с вами убедились, что математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука. Всего вам доброго.

  Под звуки песни «Дважды два четыре» ребята выходят из зала.

литература

  1. Аверьямова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Волина В.В. Занимательная математика для детей. – С.-Пб.:Лев и К, 1996.
  3. Никитина Н.Н. Математика в пословицах, загадках, стихах. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007



Предварительный просмотр:

«Ох уж эта математика !»

Цель: учить использовать полученные знания в необычной обстановке;

           Развивать память, речь, мышление;

           Развивать индивидуальную активность учащихся;

           Воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки, умение радоваться успеху            товарищей.

«С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто не нуждался б  в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век –

Всегда стремился к знанью человек.»

 

Приветствуем всех собравшихся на нашем уроке, тех, кто любит математику, тех, кто учит математике, тех, кто учится математике.

Наш урок мы открываем

Добрый день, мои друзья!

Всем успехов пожелаем.

Думать, мыслить, не зевать

Быстро всем в уме считать.

Итак, урок мы начинаем,

Победителей узнаем.

Здесь загадки и шарады

За разгадку всем награда.

  1.  «Будь внимательным»
  1. Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
  2. Что легче: пуд ваты или пуд соли?
  3. Сколько горошин может войти в пустой стакан?

  1. К семи прибавить пять. Как правильно записать: одиннадцать или адиннадцать?
  2. Двое играли в шахматы четыре часа. Сколько времени играл каждый?
  3. В одной семье у каждого из  трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье?

2.«Заморочки из бочки»

  1. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?(груша)
  2. Шел муж с женой да брат с сестрой. Несли три яблока и разделили их поровну. Сколько людей было? (3)
  3. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было яблок? (3)

  1. Батон разделили на три части. Сколько сделали надрезов? (2)
  2. Может ли при сложении двух чисел получиться нуль, если хотя бы один из чисел не равно нулю? (нет)
  3. Когда у слонов бывает восемь ног? Почему? (когда стоят два слона)

3.«Счастливый случай»

  1. В каком слове сорок гласных? (сорока)
  2. Кто быстрее переплывет речку: утята или цыплята?
  3. Сколько грибов можно вырастить из семи семечек? (нисколько, грибы размножаются спорами)

  1. У кого одна нога, да и то без башмака? (гриб)
  2. На одном берегу реки стоит индюк, а на другом петух. Посреди речки островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до острова?
  3. У пятилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила два зернышка и 4 г сыра. Сколько лет девочки, у которой была кошка?

  1. «Кто быстрее»

  1. Результат сложения.
  2. Сколько цифр вы знаете. Какие?
  3. Наименьшее трехзначное число.
  4. Прибор, для измерения углов.
  5. Сколько см в одном метре?
  6. Сколько секунд в минуте?
  7. Сколько лет в одном веке?
  8. Сколько нулей в записи числа 1 000 000?
  9. Когда произведение равно нулю?
  10. Что больше 2м или 201 см?

  1. «Математик – бизнесмен»
  1. Два  друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по три рубля, и стали их продавать по 5 рублей. Какой доход получат ребята?

  1. Бизнесмен положил в банк 10 000р. Прибыль через год составила ¼. Сколько денег получил бизнесмен через год?

  1. «Объяснялки»

Каждая команда по очереди достает из коробки листочек с незаконченным определением. Закончить фразу.

  1. «Ребусы»
  1. Вместо многоточия поставь число прописью, чтобы получилось слово

ПО,,,,Л ;      ……Я;      И,,,,РИЯ;     ,,,,,,ЛБ;       6 : 2БУНАЛ;       ГАС,,,,Т;     100- 97ЛЛЕР

БОР

  1. Разгадать ребусы

БОР  1  0;      6 – 5 ЦОВО            МОР2

  1. «Кроссворд»

По горизонтали вписать слова

  1. Знак вычитания (минус)
  2. Мера длины (метр)
  3. 5 х 8 (сорок)
  4. Геометрическая фигура, у которой четыре угла и все стороны равны (квадрат)

Как доказать, что кроссворд решен правильно. (Слово по вертикале - утро)

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился,

На уроке отличился?

Сегодня мы с вами провели необычный урок, на котором вы убедились, что математика сложна, интересна и занимательна.

Вы работали хорошо, молодцы! Пока жюри выставляет оценки, у нас есть вам пожелание. Вы помогаете, заканчивая фразу.

Все должны, ребята, знать,

Как мы любим цифру…. (пять).

О чудесной цифре…

Можно многое сказать.

В воскресенье и в субботу

Мама стала отдыхать,

И рабочих дней в неделе

Остается только….

Тем, кто к звездам в высь стремится,

Космонавтом хочет стать,

Надо в школе не лениться,

Знать любой предмет на….



Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Тематическое планирование
  4. Календарно-тематическое планирование
  5. Инструкции по ТБ
  6. Словарные слова
  7. Список используемой литературы

Пояснительная записка

 

          Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

         Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

           Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

         Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, пластиковыми бутылками  имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

         Данная программа кружка «Делаем сами своими руками» рассчитана на один год обучения детей в возрасте  13-15 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

 

Краткая характеристика процесса обучения

 

             В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

          Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, крепеж и оформление поделок.

        Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, , пластиковыми бутылками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых поделок.

          Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

           Программа кружка: представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности, позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

 

Цель программы: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

 

Задачи:

       Обучающие: 

-   расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;

 - обучение приемам работы с инструментами;

- обучение умению планирования своей  работы;

- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

         Развивающие:

- развитие художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию учащихся;

- развитие эстетического восприятия окружающего мира;

- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

- воспитание уважения к людям труда и труду;

 воспитание трудолюбия, аккуратности;

- развитие активности и самостоятельности;

- воспитание культуры общения, умение работать в коллективе.

Ведущая идея программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности ( иллюстративность наличие дидактических  материалов);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному»(научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)

Формы и методы работы

 

            Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

          Беседа – метод обучения, при котором  педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

           В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

           Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично – поисковый – участие ребят в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально – фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

        Педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом надо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, т.к. это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

      В результате обучающие получат следующие основные знания и умения:

- умение планировать порядок рабочих операций

- умение постоянно контролировать свою работу

- умение пользоваться простейшими инструментами

- знание и видов свойств материалов

- овладение приемами изготовления несложных поделок

- расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе  учащиеся

разовьют:

- внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию;

овладеют:

- навыками культуры труда, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Узнают:

- технику безопасности при работе с инструментами;

- технику изготовления различных сувенирных изделий;

- различные приемы работы с бумагой, природным и бросовым материалами, нитками.

Будут уметь:

- правильно раскроить материал;

- эстетически оформлять сувенирное изделие;

- ориентироваться на качество изделия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Проведение выставок учащихся в классе и школе;
  • Участие в районных выставках детских творческих работ, конкурсах.

Тематическое планирование

 

Название разделов

Количество часов

1

Работа с бумагой

29

2

Поделки из природного материала

10

3

Поделки из бросового материала

12

4

Поделки из ниток

16

5

Итоговое занятие

1

Календарно-тематический план кружка «Умелые руки»

1 год обучения 2 часа в неделю (68ч)

п/п

Т Е М А

К-во часов

Дата

1

Работа с бумагой

3

1.Изготовление бумажных трубочек для кашпо

2.Оклеивание кашпо

3.Изготовление шара для топиария

1

1

1

2

Работа с природным материалом

6

4.Составление топиария из осенних листьев

5.Розы из кленовых листьев

6.Составление композиции «Розы из кленовых листьев»

7.Цветик – сеитцветик», покраска шишек

8.Сборка цветика  -семицветика

9. Оформление цветика-семицветика

1

1

1

        1

1

1

3

Работа с нитками

       14

10.Изготовление помпонов

11.изготовление помпонов

12.Сборка гусеницы

13.Оформление гусеницы

14.Изготовление осьминога

15.Изготовление осьминога

16.Оформление осьминога

17.Изготовление сердечка

18.Оформление сердечка

19. Изготовление куклы- мотанки

20. Изготовление куклы – мотанки

21. Оформление куклы  - мотанки

22. Изготовление лошадки

23. Оформление лошадки

1

1

        1

1

1

1

1

        1

        1

1

1

1

1

1

4

Работа с бумагой

6

24. Дорожный знак на новогодней елке, светофор

25. Оформление дорожного знака

26. Изготовление сосновой шишки из бумаги

27. Оформление сосновой шишки

28. Изготовление корзинки для цветов

29. Оформление корзинки для цветов

1

1

1

1

1

1

5

Работа с природным материалом

4

30. Венок из сосновых шишек, покраска шишек.

31. Составление букета «Фантазия» из сосновых шишек

32. Сборка венка из сосновых шишек.

33. Оформление венка из сосновых шишек

1

1

1

1

6

 Работа с нитками

2

34. Изготовление Деда – Мазая

35. Оформление Деда - Мазая

1

1

7

Работа с бросовым материалом

8

36. Подготовка материала для изготовления яблочек

37. Изготовление яблочек (пластиковые бутылки)

38. Изготовление черепахи

39. Изготовление черепахи

40. Изготовление корзинки для цветов

41.Изготовление корзинки для цветов

42. Аппликация «Букет цветов» (упаковка для яиц)

43. Аппликация «Букет цветов»

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Работа с бумагой

13

44.Валентинка своими руками

45. Валентинка своими руками

46. Сувенир для папы (открытка)

47. Сувенир для папы

48. Изготовление хризантем

49. Изготовление хризантем

50. Составление топиария из цветов: изготовление кашпо

51. Изготовление кашпо, покрытие клеем

52. Оклеивание шара

53. Изготовление цветов для топиария

54. Оформление топиария

55. Изготовление роз из салфеток.

56. Аппликация из роз

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

    Работа с бросовым материалом

4

       

58. Кувшинки из одноразовых ложек

59. Кувшинки из одноразовых ложек

60. Составление композиции «Озеро»

61. Оформление композиции

1

1

1

1

    10

Работа с бумагой

6

       

62. Изготовление объемной звезды 

63.Изготовление гвоздик из гофрированной бумаги

64. Изготовление открытки к 9 Мая

65. Оформление открытки к 9 Мая

66. Изготовление помпонов

67. Изготовление помпонов

1

1

1

1

1

1

11

 68. Итоговое занятие

1

Содержание программы

  1. Работа с бумагой (29ч)

       Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна, развивает мелкую моторику рук. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

        Учащиеся постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлением более сложных, трудоемких, интересных изделий.  Дети приобретают навыки конструкторской, проектной и исследовательской работы, опыт работы в коллективе.

         Изготовление кашпо для цветов, новогодних игрушек, валентинок, подарка для папы, изготовление цветов, открытки к 9Мая.

  1. Поделки из природного материала (10ч)

       В настоящее  время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с В настоящее природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отделяются от природы, забывая ее красоту и ценность.

       Работа с природным материалом помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природного материала, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

        Изделия из природного материала. Технология заготовки природного материала. Художественные приемы изготовления поделок из природного материала.

       Изготовление топиария из осенних листьев, венка из сосновых шишек, букета «Фантазия»

  1. Поделки из бросового материала (16)

        Бросовый материал дает большие возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок всегда находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не надо идти в магазин, ехать в лес… Все необходимое можно найти у себя в бытовых твердых отходах.. Яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые бутылки…  

     В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к  тому материалу, с которым в данный момент работают. Поделки из бросового  материала помогают детям ценить каждую мелочь.

         Изделия из бросового материала, технология их изготовления, художественные приемы изготовления поделок из бросового материала. Изготовление яблок, черепахи, корзинки для цветов, аппликации.

             

  1. Поделки из ниток (16)

       Нитки – универсальный материал для создания полезных поделок, делающую жизнь уютной и комфортной, а качество мулине наиболее подходит для работы. Красивые безделушки, приятные мелочи и нужные в хозяйстве вещи реально сделать собственными руками.  Изготовление помпонов, гусеницы, лошадки, сердечка, Деда- Мазая, осьминога.

Литература

  1. Н.В. Кочеткова «Мастерим игрушки сами»: образовательная программа м конспекты занятий – Волгоград: Учитель,2010
  2. Н.А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия –М,1992
  3. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М, 1999
  4. М.Левина. 365 веселых уроков труда. М, 2000
  5. Г.И. Перевертень «Самоделки из различных материалов»М, 1985

Тематическое планирование

 

Название разделов

Количество часов

1

Работа с бумагой

29

2

Поделки из природного материала

10

3

Поделки из бросового материала

12

4

Поделки из ниток

16

5

Итоговое занятие

1

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. Тема "Действия с положительными и отрицательными числами"

Урок 6 кл. Тема "Действия с положительными и отрицательными числами"...

Конспект открытого занятия по разделу Сенсорное развитие, тема: «Рассматривание одного и множества предметов».

Конспект открытого занятия по разделу Сенсорное развитие, тема: "Рассматривание одного и множества предметов"....

Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Все действия с натуральными числами».

Тема  урока:     «Все действия с натуральными числами».Цели урока:- обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над нату...

открытый урок по химии в 9-ом классе. Тема. Получение аммиака и опыты с ним. Свойства водного раствора аммиака.

Методическая разработка по использованию рахличных учебных технологий в одном уроке по химии. Тема "Получение аммиака и опыты с ним. Свойства водного раствора аммиака". На уроке используются следующие...

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: "ССП с несколькими придаточными".

Цель: ознакомить обучающихся с классификацией сложноподчинённых              предложений с несколькими придаточными по виду подчинения:...