Математика 6 класс. Тема "Действия с положительными и отрицательными числами"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Урок 6 кл. Тема "Действия с положительными и отрицательными числами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_klass_uchitel_shchukina_g.b.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по математике 6 класс
Тема: «Действия с положительными и отрицательными числами»
Учитель Щукина Г.Б.
НОУ «Школа-интернат № 12 ОАО РЖД»
Цель: повторить все действия с положительными и отрицательными числами, причем повторение организовать так, чтобы максимально развивались способности ребят.
Ход урока:
1. Узнай, какой здесь зашифровано слово.
1. – 7,4 – 2,9 6. 4,2 : 6
2. 8,7 – 9,4 7.
3. 8. – 8,99: (-3,1)
4. 9. (–3) * 0
5. 10. 2 – (– 3)
- Выполните действие
- Ответ запишите в «окошко», а рядом букву, соответствующую найденному ответу
- Полученное слово – это индийский математик – Браматунга, живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как «имущества», отрицательные числа – как «долги».
М | Р | Б | А | У | П | Г | Т |
6 | - 0,7 | - 10,3 | 1 | 3 | 2,9 | 0,7 | 0 |
2. Операция «Ладошка». На доске записано: (-3) * (-25) * (-3) * = 450
Какое число надо записать вместо квадратика, чтобы получилось верное равенство?
Ученики устно вычисляют, записывают число в тетради, одну ладошку поднимают, а другой – закрывают написанное. Когда я подхожу к ученику, тот показывает ответ. Если ответ верен, то я своей ладонью провожу по руке ребенка, как бы поглаживая её. Если ответ неверен, то советую подумать ещё.
В результате обсуждения ребята формулируют алгоритм решения (рассуждение в виде доказательства)
Учитель: Ребята, попробуйте теперь сами порассуждать. Даны 5 чисел: - 5, - 4, -3, -2, -1. Выберите из них четыре числа так, чтобы их произведения было положительно. Найдите это произведение. У всех получилось 40. Почему? Ученики обосновывают тот факт, что все множители должны быть отрицательны.
Учитель: Ребята, видите, как здесь всё четко. Число либо входит в выбранное число, либо нет. В примере (-2) * (-7) * 5 * 5 (? 3) = 210. Вместо звездочки (вопроса) можно поставить либо «+» либо «-». Как говорится, другого не надо.
В жизни, правда, все не так просто. История случилось с математиком и физиком И.Ньютоном.
Однажды Ньютон пригласил к себе на обед своего старинного друга, а сам забыл об этом. И вот, в положенное время слуга накрывает обед на одного человека и над чем-то размышляет. Он не стал отвлекать ученого, сел, поел, сложил тарелочки и ушёл. Через некоторое время Ньютон закончил свои размышления, подошел к столу. Увидев пустые тарелочки, он сказал: «Если бы не очевидные доказательства противного, я мог бы поклясться, что сегодня не обедал!»
3. На доске записаны 10 примеров:
1. – 3 + (- 5) 6. – 9 + 9
2. 6 · (- 4) 7. 9 – 12
3. – 4 – (- 3) 8. – 7+ 11
4. – 18 : (- 6) 9. – 24 : (-3)
5. – 3 · (- 5) 10. – 1 – 2 – 3.
Учитель: Ребята, придумайте задания к примерам.
Задания:
1. Назовите все знаки подряд, которые получаются при выполнении этих примеров с 1 по 10; назовите эти знаки в обратном порядке
2. Назовите номера примеров, где получаются положительные числа; отрицательные числа; не положительные и не отрицательные.
3. Назовите ответы (с первого по десятый)
4. Назовите номера примеров, в которых одинаковые ответы
5. Учитель (ученик) называет ответ, а ученики ищут пример с таким ответом.
6. Какой знак будет в произведении первых ответов?
Ученик выполняют эти задания устно.
4. 200 секунд на размышление.
Запись на доске | Учитель (я проговариваю) |
+ + = – 5 | Даны три числа. Два из них противоположные. Найдите третье число, если сумма всех трёх чисел равна – 5 . |
– 2 : ( ) = | Число – 2 разделите на такое число, чтобы частное было противоположно делимому. |
– 9 – ( ) = 9 | Запишите число, которое надо вычесть из – 9, чтобы получилось 9. |
а · в > 0 а : в < 0 | Даны два числа, произведение которых больше нуля, а частное – меньше нуля. Существует ли такие числа? |
12 ? (- 4) | Между числами поставьте такой знак действия, чтобы в результате оказалось наибольшее число. Запишите его. |
- 200; … ; 200 | Сколько чисел от – 200 до 200 включительно? У меня 400, а у вас? |
- 200; … ; 200 | Найдите произведение всех целых чисел от – 200 до 200 включительно? |
(- 1) · … · (- 5) | Перемножили все целые числа от – 1 до – 5 включительно. Будет ли полученное число больше 50? |
5. Работа в группах.
Класс разделен на 3 группы. Выполняют задания.
1. Определите знак выражения:
- 71 + 82 7 · (- 2)
37 – (- 8) (- 42) : (- 2)
15 – 23
2. Выполните действие:
- 32 + 8 18: (- 2)
- 17 – 5 - 31 · (- 4)
16 – (- 4)
3. Измените примеры так, чтобы их смысл не изменился
24 – 19 48 – (- 16)
- 56 – 97 - 39 – (- 36)
4. Закрой окошки. Окошко в каждом следующем примере заполни ответом из предыдущего.
- 13 + 5 =
- (- 10) =
- 29 + (- ) =
+ 40 =
- + 14 + 5.
Условившись, положительное число связать со словом «друг», а отрицательное – со словом «враг», «древние» употребляли интересное правило.
Ребята, попробуйте это правило сформулировать.
Друг моего друга – мой друг:
(+ х) · (+ х) = (+ х)
Друг моего врага – мой враг:
(+ х) · (- х) = (- х)
Враг моего друга – мой враг:
(- х) · (+ х) = (- х)
Враг моего врага – мой друг:
(- х) · (- х) = (+ х)
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают правила вычислений, вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.
В завершении учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
Домашнее задание:
1. Взять десять чисел и составить из них равенства, кто больше составит, тот и выиграл.
2. Составить задания по данной теме друг другу с развивающими элементами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Положительные и отрицательные числа" с применением ИКТ...
Урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"
Урок - путешествие в страну отрицательных чисел (урок обобщения)....
УРОК МАТЕМАТИКИ - 6 класс "Действия с положительными и отрицательнами числами"
УРОК МАТЕМАТИКИ « Действия с положительными и отрицательными числами» Цели урока: отработка навыков действий с рациональными числами, повторение изученного материала, развитие математической...
Открытый урок в сборнике "1001 идея интересного занятия с детьми", урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа" (2013 г.)
урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"...
Урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"
Обобщение темы "Положительные и отрицательные числа"...
Самостоятельная работа по математике 6 класс по теме "Положительные и отрицательные числа"
Карточки с готовыми заданиями по вариантам для самостоятельной работы в 6 классе...
Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".
Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...