Длина окружности
план-конспект урока по математике (6 класс) по теме

Романенко Ирина Николаевна

конспект урока и презентация для учащихся 6 класса по теме "Длина окружности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc53 КБ
Файл prezentatsiya_dlina_okruzhnosti_6_kl.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Длина окружности.(6 класс)

    Вид урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний

    Цели урока:

  • Обучающие. Опытным путем получить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности, применить их для решения практических задач.  
  • Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию внимания, логического мышления, наблюдательности, самоконтроля учащихся.
  • Воспитательные. Воспитывать интерес к истории страны, архитектуре, русской поэзии, умение видеть прекрасное.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями (приложение 1), презентация-сопровождение в Power Point (приложение 2).

Структура урока

  1. Вступительная часть. ( 3 мин)
  2. Практическая работа.  ( 5 мин)
  3. Изучение новой темы. ( 10 мин)
  4. Закрепления изученного материала. Решение практических задач.      (18 мин )
  5. Домашнее задание. ( 2 мин)
  6. Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия ( 2 мин)

Ход урока

1 этап

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,…

У: Этим летом я, и группа ребят совершили экскурсию в город Санкт-Петербург, поэтому сегодня у нас с вами необычный урок. На котором мы хотим поделиться с вами впечатлениями об этой экскурсии, объединив свой рассказ с математикой.

У: Вот сейчас на слайде ( слайд №3) вы видите одну из достопримечательностей города - Исаакиевский собор. Мы с Настей поднимались по лестнице на купол Исаакиевского собора, обходили его вокруг, обозревая прекрасные пейзажи Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета. Как вы думаете, за какое время можно обойти купол с внешней стороны, если его диаметр 25,8 метра. Скорость движения 0,8 м/сек.( ученики выдвигают предложения по нахождению времени)

Учитель подводит учащихся к цели урока, задавая наводящие вопросы.

У: Я понимая вас так, что вы пытаетесь угадать время, но математика наука точная и нужно не угадывать, а решать задачу.

У: Что необходимо знать, чтобы найти время?

У: Какую геометрическую фигуру изображает купол с внешней стороны? Значит мы с Настей идем по окружности.

У: Пройденное расстояние это есть длина окружности.

У: В задаче есть ещё численное значение диаметра окружности, зачем это нужно?

У: Ребята, давайте подведём итог нашей беседы, как вы думаете,  чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься?

Учитель и учащиеся приходят к формулировке цели урока.

У: В конце урока мы с вами вернемся к решению этой задачи, я так думаю, что вы её сможете  решить сами.

2 этап

У: А сейчас давайте немного повторим об окружности( Слайд №4).

У: Теперь вам предстоит практическая работа, в ходе которой вы установите зависимость длины окружности и диаметра. Вам нужно  «опоясывать» банку ниткой вот так ( учитель показывает), а затем ее «распрямлять» и измерять с помощью линейки, и  длина нитки будет приблизительно равна длине окружности банки. У вас имеются банки различных диаметров. Измерьте длину окружности  и диаметр каждой банки и найдите отношение длины  к ее диаметру окружности. Результаты измерений запишите в таблицу ( Слайд № 5):

№ опыта

Длина окружности (С)

Диаметр (d)

С: d

1

2

3 этап

Учитель выписывает несколько результатов на доске. Все они примерно одинаковы: С:d3,14.

У:  Если измерения выполнены достаточно точно, то у всех должно получиться значение

приблизительно равное 3,1-3,2.

ВЫВОД: ( Слайд № 6,7) Какими бы различными ни были окружности, отношения их длин к диаметрам будут постоянно одинаковыми.

Число, которое мы получили, обозначается π.

С:d =π.         π≈3,1415926…         С=π d   ,   С=2πR  ( Слайд № 8)

Ученик: Археологические раскопки свидетельствуют, что окружность и круг известны были людям ещё в древности. Уже тогда приходилось решать задачи на вычисление длины окружности. На  ранних    ступенях  человеческого  развития  пользовались  неточным  числом  π.  Оно  было  равно 3. Египетские  и  римские  математики  установили  отношение  длины  окружности  к  диаметру  не  строгим  геометрическим  расчётом,  как  позднейшие  математики,  а  нашли  его  просто  из  опыта.

В  3в.  до  н.э.  Архимед  без  измерений  одними  рассуждениями  вычислил   точное  значение  числа π=22/7  (Слайд № 9,10)

У: Ребята давайте попробуем вычислить устно длину окружности, используя полученные формулы. (Слайд № 11,12)

4 этап

У: А теперь ребята продолжим экскурсию по городу Санкт-Петербургу. Строительство города началось с основания крепости  Санкт – Питер – Бурх на Заячьем острове, в последствии названной Петропавловской. ( Слайд № 13)

Ученик: Главным сооружением крепости является Петропавловский собор, высота колокольни которого вместе с позолочённым шпилем и фигурой ангела – 122 м. В начале 18 века эта постройка – самая высокая в России. В 1720-х гг. на колокольне Петропавловского собора установлены часы "с курантами в 35 колоколов" (куплены в Голландии за 45 тыс. рублей), при пожаре 1756 они погибли. В 1776 смонтированы новые часы, куранты которых отбивали четверть часа, полчаса, час, после чего вызванивали мелодию. ( Слайд № 14)

Решить задачу: Найти какое расстояние проходит конец стрелки часов колокольни Петропавловского собора, если диаметр циферблата 5,2 м.  (π ≈ 3). ( Слайд № 15 )

Решение.

С = 5,2 х 3 = 15,6 м

Ученик: Среди купольных храмов Исаакиевский собор по своим размерам стоит на четвёртом месте в мире, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города. Автором проекта собора является замечательный зодчий первой половины 19 века Анри де Монферран, который строил его  40 лет с 1817 по 1858 гг. ( Слайд № 16, 17)

Ученик:Высота собора -101,5 метра. Здание Исаакиевского собора  окружают 112 монолитных колонн, причём каждая имеет высоту 17 метров и весит 114 тонн. Радиус колонны – 0,8 метра. ( Слайд № 18)

Решить задачу: 

У:Вопрос. Смогу ли я обхватить руками колонну, если мой обхват составляет 1,5 м.           ( Слайд № 18)

Решение.

С = 2 х 0,8 х 3 = 4,8 м

4,8 > 1,5  Ответ: не сможете

У: Марлинский ансамбль находится в западной части парка Петергофа ( летняя резиденция русских императоров). ( Слайд № 19)

Решить задачу: 

Найти длину кирпичной перегородки водоёма, если вдоль водоёма растёт 19 деревьев, расстояние между которыми 3,2 м. (π ≈ 3)

Решение.

18 х 3,2 = 57,6 м.

С = 57,6 х 2 = 115,2 м.

R = 115,2 : (2 х 3) = 19,2 м.

У: А теперь давайте вернёмся к решению задачи, которую мы пытались решить в начале урока. Напоминаю вам условие: За какое время можно обойти купол с внешней стороны, если его диаметр 25,8 метра. Скорость движения 0,8 м/сек. ( Слайд № 20)

5 этап

У: Запишите домашнее задание: Прочитать п. 24 на странице 137-138, выучить формулы для нахождения длины окружности, решить задачи № 850, 869

6 этап

Учитель выставляет оценки за урок.

У: Ребята давайте закрепим формулы,  полученные для вычисления длины окружности. Для этого немного устно посчитаем. ( Слайды  № 21,22)

А теперь давайте ответим на такие вопросы:

  • Что сегодня я узнал?
  • Мне было тяжело или нет?
  • Я понял материал или были затруднения?
  • Я научился чему-то новому?
  • Я смог добиться результата?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Длина окружности» 6 класс Учитель математики МОУ СОШ № 9 Романенко И.Н .

Слайд 2

За какое время можно обойти купол с внешней стороны, если его диаметр 25,9 метра. Скорость движения 0,7 м/сек.

Слайд 3

ЦЕЛЬ УРОКА установить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности, применить их для решения практических задач.

Слайд 4

О А С Д О - центр ОА - радиус ( r ) СД - диаметр ( d ) d=2r Длина окружности - С

Слайд 5

Распрямлённая окружность 1. d= … 2. С = … 3 . С: d ≈ …

Слайд 6

С: d С: d С: d = =

Слайд 7

C : d= π C = C = π d= π 2r= 2 π r π d d=2r

Слайд 8

C = π d 2 π r C = 3,1415926… π = π ≈ 3 ,14 π ≈ 3

Слайд 9

Архимед Историческая справка Археологические раскопки свидетельствуют, что окружность и круг известны были людям ещё в древности. Уже тогда приходилось решать задачи на вычисление длины окружности. На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом  . Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчётом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В 3в. до н.э. Архимед без измерений одними рассуждениями вычислил точное значение числа  =22/7

Слайд 10

,

Слайд 11

π ≈ 3 ,14 2 см С 10 м 31,4м d C ≈ 3 ,14 ∙ 10 = π d = 31,4 (м)

Слайд 12

π ≈ 3 ,14 2 см С= π d 6, 2 8см 10 м 31,4м d C

Слайд 13

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ Строительство города началось с основания крепости Санкт – Питер – Бурх на Заячьем острове, впоследствии названной Петропавловской.

Слайд 14

Главным сооружением крепости является Петропавловский собор, высота колокольни которого вместе с позолочённым шпилем и фигурой ангела – 122 м. В начале 18 века эта постройка – самая высокая в России. В 1720-х гг. на колокольне Петропавловского собора установлены часы "с курантами в 35 колоколов" (куплены в Голландии за 45 тыс. рублей), при пожаре 1756 они погибли. В 1776 смонтированы новые часы, куранты которых отбивали четверть часа, полчаса, час, после чего вызванивали мелодию

Слайд 15

Найти какое расстояние проходит конец стрелки часов колокольни Петропавловского собора, если диаметр циферблата 5,2 м. ( π ≈ 3 ) Решение. С = 5,2 х 3 = 15,6 м

Слайд 16

Среди купольных храмов Исаакиевский собор по своим размерам стоит на четвёртом месте в мире, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города. Автором проекта собора является замечательный зодчий первой половины 19 века Анри де Монферран , который строил его 40 лет с 1817 по 1858 гг. Высота собора -101,5 метра. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

Слайд 17

Здание Исаакиевского собора окружают 112 монолитных колонн, причём каждая имеет высоту 17 метров и весит 114 тонн. Радиус колонны – 0,8 метра. Вопрос. Смогу ли я обнять руками колонну, если мой обхват составляет 1,5 м Решение. С = 2 х 0,8 х 3 = 4,8 м 4,8 > 1,5 Ответ: не сможете

Слайд 18

Найти длину кирпичной перегородки водоёма, если вдоль водоёма растёт 19 деревьев, расстояние между которыми 3,2 м. (π ≈ 3 ) Решение. 18 х 3,2 = 57,6 м. С = 57,6 х 2 = 115,2 м. r = 115,2 : (2 х 3) = 19,2 м. ПЕТЕРГОФ. Марлинский ансамбль

Слайд 19

За какое время можно обойти купол с внешней стороны, если его диаметр 25,9 метра. Скорость движения 0,7 м/сек. Решение. 25,9 х 3 = 77,7 м. 77,7 : 0,7 = 111 сек.

Слайд 20

ЦЕЛЬ УРОКА установить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности, применить их для решения практических задач.

Слайд 21

π ≈ 3 15м 2 π r 90м 3км 18км r C С =

Слайд 22

π ≈ 3 18км 33,3см d C 11,1см 6км d =С: π


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности"

Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности" лучше  проводить в виде практической работы....

Презентация "Длина окружности и длина дуги окружности"

Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе...

Урок по теме: "Окружность. Длина окружности".

Цель урока: повторить понятие окружности и круга; вычисление значения числа Пи; ввести понятие длины окружности и формул для вычисления длины окружности....

Презентация и конспект урока по математике в 6 классе "Окружность. Длина окружности"

Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выведении формул длины окружности и их применении при решении задач. Проблемная ситуация создает ...

Тест по теме "Окружность. Длина окружности и площадь круга"

Рекомендации по использованию теста.Тест направлен на оперативную проверку предметной компетентности учащихся шестых классов по теме «Окружность. Круг. Длина окружности и площадь круга».Цели урока:1....

Решить задачи по теме: "Длина окружности. Длина дуги"

Решить задачи по теме: "Длина окружности. Длина дуги"....

Занятие по геометрии в 9 классе Решение задач по теме «Длина окружности, длина дуги окружности».

Данная работа предназначена для обучающихся 9 класса для закрепления материала по теме «Решение задач по теме «Длина окружности, длина дуги окружности»». Представленная презент...