Урок математики по теме: "Элементы комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания". 11 класс
план-конспект урока по математике (11 класс) по теме

Ведищева Татьяна Викторовна

Урок обобщения основных формул комбинаторики. Опорная таблица для решения задач на подсчет перестановок, сочетаний и размещений. Работа по учебнику Ш.А.Алимова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Элементы комбинаторики: перестановки, размещения и сочетания"

Учитель математики МАОУ СОШ №24 Т. В Ведищева

Цель урока: формирование навыка решения комбинаторных задач.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить студентов с новым разделом математики: "Комбинаторика", с его историей, основными понятиями и задачами, использованием в практических целях и в жизни человека;
  • ввести основные понятия комбинаторики, задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний.
  • способствовать формированию информационной и коммуникативной компетенций

Развивающие:

  • развивать аналитические способности, логическое мышление, индивидуальные способности каждого студента, создавая комфортную психологическую обстановку для каждого студента при обучении
  • формировать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Воспитывающие:

  • формировать активность личности студента, умение работать в группе, отвечать за свои поступки.
  •  овладевать математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, технологическая карта урока, рабочие тетради, калькуляторы.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Орг. момент

Приветствие. Отсутствующие

2 мин

Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы говорили с вами о комбинаторике, вспомнили правило произведения. На данном уроке познакомимся с комбинаторными задачами 3 типов. Запишите тему урока: «Перестановки, размещения, сочетания». Отличительной особенностью комбинаторных задач является вопрос: «Сколькими способами…». Применение комбинаторики  в различных областях знаний.

По программе для специальности: «Продавец. Контролер-кассир» на изучение темы: «Перестановки, размещения и сочетания» отводится 3 часа. А работы нужно сделать много. Вам предлагаются учебники различных авторов, энциклопедия, интернет

Просмотр презентации

8 мин

Изучение нового материала

В учебниках:

1 ряд-§61. Стр. 320. Перестановки

2. ряд-§62. стр. 323. Размещения

3 ряд-§63. стр. 326. Сочетания.

Составить конспект по плану: 1.Определение.

2. Обозначение

3. Формула

4. Тип задач по теме

Каждый ряд знакомит остальных со своей темой, учащиеся записывают в тетрадях недостающие темы

Работа в парах с учебником и тетрадями

Работа с технологическими картами

15 мин

Закрепление нового

Решение задач по темам: №1060,1061,1073,1074,1081,1082

По каждой задаче

На «3»-указать тип задачи.

На «4»-и формулу для вычисления.

На «5»-вычислить ответ.

Для проверки обменяться работами в парах и выставить оценки. Указать, кто проверял работу. Сдать тетради

1 ряд - задачи на размещения, 2 ряд на сочетания, 3 ряд на перестановки.

15 мин

Итоги урока

Вопросы по уроку:

1,Что мы сегодня усвоили на уроке?

2,Что называют размещением?

3,Что называют сочетанием?

4,Что называют перестановкой?

5,В чем различие между перестановками, размещениями, сочетаниями?

Учащиеся отвечают на вопросы фронтально

3 мин

Домашнее задание

1.Составить 3 задачи на применение формул перестановок, сочетаний и размещений в профессии продавца.2. Подготовить доклад: «Ученые – математики первооткрыватели комбинаторики».

Запись домашнего задания

2 мин

Комбинаторика

Замечательно, что наука, которая начала с рассмотрения азартных игр, обещает

стать наиболее важным объектом человеческого знания. Ведь большей частью жизненные вопросы являются на самом деле задачами из теории вероятностей.

 П. Лаплас

Комбинаторика– это наука о расположении элементов в определенном порядке и о подсчете числа способов такого расположения.

Особая примета комбинаторных задач - вопрос, который всегда можно сформулировать так, чтобы он начинался словами: «Сколькими способами…»

Правило умножения: если одну часть действия можно выполнить k способами, а другую- p способами, то все действие можно выполнить k•p числом способов.

Задача. В некотором царстве три города: A, B и C. Из A в B ведут три дороги, из B в C — пять дорог. Сколько различных путей ведут из A в C? Прямого пути между A и C нет.

Решение: 3•5 = 15 маршрутов. Как видим, число маршрутов равно произведению числа дорог из A в B на число дорог из B в C.

Правило сложения: если два действия взаимно исключают друг друга, и одно из них можно выполнить k способами, а другое –p способами, то оба действия можно выполнить k+p числом способов.

Задача. Если на тарелке лежат 5 яблок и 6 груш, то один плод можно выбрать 5 + 6 = 11 способами

Задача

Вид соединений Формула

Определение

Решение

Сколько существует способов, чтобы рассадить в один ряд 4 музыкантов?

Перестановки

Pn=n!

Перестановками из n элементов называют соединения, которые состоят из одних и тех же n элементов и отличаются одно от другого только порядком их расположения 

P4=4!=4•3•2•1=24

Проходит конкурс с 7 участниками. Надо угадать, кто займет в конкурсе 1 и 2 места. Сколько существует вариантов ответа?

Размещения

Число всех выборов m элементов из n данных c учётом их порядка называют числом размещений из n элементов по m. 

В чемпионате участвовали 7 команд. Каждая из которых играла один матч с каждой. Сколько было встреч?

Сочетания

Число всех выборов m элементов из n  данных без учёта порядка называют числом сочетаний из n элементов по m.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "Столярное дело" на тему "Элементы и форма зубьев пилы" 7 класс

Комбинированный урок по решению следующих учебных задач: повторение и закрепление знаний учащихся о пилении древесины, разновидностях (видах) пил и их правильном применении, приспособлениях для пилени...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Урок -закрепление по теме «Элементы тригонометрии», 10 класс.

Урок закрепление по теме "Элементы тригонометрии" преследует предметную цель: закрепление знаний о тригонометрических функциях, применение тригонометрических формул. На уроке используются ко...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕМЕНЫ КОМБИНАТОРИКИ»

Методическая разработка урока 7 класса «ЭЛЕМЕНЫ КОМБИНАТОРИКИ»...

Методическая разработка открытого урока по математике по теме"Элементы теории вероятности"

Методическая разработка урока по теме «Элементы теории вероятности» демонстрирует возможности приобретения опыта практической деятельности  студентами 1 курса специальности «Пов...

Урок -закрепление по теме «Элементы тригонометрии», 10 класс.

Урок закрепление по теме "Элементы тригонометрии" преследует предметную цель: закрепление знаний о тригонометрических функциях, применение тригонометрических формул. На уроке используются ко...

Тест "Перестановки. Размещения. Сочетания"

Тест, содержащий в себе задачи комбинаторики....