Особенности работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике.
статья по математике на тему
Статья по теме: "Особенности работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы со слабоуспевающими учащимися
при подготовке к ОГЭ по математике.
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности. Актуальная проблема для любого учителя «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, создать атмосферу для развития их способностей и помочь таким ученикам овладеть базовыми навыками и умениями.
В глазах учителей все неуспевающие школьники на одно лицо. Нет четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об отношении к школе и мотивах учения. Работая над данной проблемой, я выявила три типа слабоуспевающих: слабые (низкое качеством мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к обучению), неустойчивые (высокое качество мыслительной деятельности этих учащихся сочетается с отрицательным отношением к учению), сложные (низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению). Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.
Особенно остро проблема работы со слабоуспевающими учащимися встают при подготовке к основному государственному экзамену. Как организовать работы с этими учениками, чтобы получить положительный результат?
Основная помощь учащимся должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Главное в работе с ними – учить учиться. Остановимся на некоторых приемах работы. К ним относятся:
• Алгоритмизация деятельности.
• Отработка вычислительных навыков.
• Многократное проговаривание и закрепление материала урока.
• Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план).
• Рациональное распределение учебного материала.
Обучение алгоритмам дает возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся. На каждую тему курса алгебры и геометрии ученики совместно с учителем составляют алгоритм решения основных задач. Все эти алгоритмы записываются в тетрадь для теоретического материала или оформляются в виде таблиц и карточек, которые используются в ходе отработки навыков решения отдельных заданий. Дальнейшая отработка алгоритма выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной).
В целях оперативного контроля за усвоением материала очень часто (каждый урок или через урок) провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь.
Другое дело, что при решении любых заданий нужны вычислительные навыки. В этом могут помочь систематические задания устного характера. Для решения этой проблемы я использую папки для устного счёта (комплект таблиц). В начале урока при проведении устного счёта идёт не фронтальная работа с классом, а индивидуальная, с последующей проверкой каждого учащегося. Выполняя задание, ученики выписывают на отдельном листочке ответы. Система работы с комплектом таблиц позволяет использовать разнообразные варианты учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа в парах сменного состава и т. д.
Наибольшую трудность у учащихся при подготовке к ОГЭ вызывают задания модуля «Геометрия». В силу слабо развитой памяти, способностей к логическому мышлению и анализу данных учащиеся, как правило, и не пробуют решать геометрические задачи. Чтобы помочь им поверить в свои силы, создать ситуации успеха на уроках геометрии помимо карточек-теорем, используемых для проверки теоретических знаний, применяются так же карточки быстрого счета по готовым чертежам и карточки с задачами на печатной основе.
Особое внимание при подготовке к ГИА я уделяю анализу полученных результатов. С помощью диагностических карт можно отследить положительною динамику по отдельным заданиям. Так же используется система отработок и зачетных работ по материалам КДР и вариантам ГИА. Немало важную роль при подготовке к ОГЭ играет также система консультаций и дополнительных занятий. Для слабоуспевающих учащихся наибольшую пользу приносит занятие в небольших группах с индивидуальным подходом к каждому ученику. Именно по этому принципу сформированы и расставлены по дням и по времени группы для дополнительных занятий.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе со слабоуспевающими учащимися. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках и ответить на вопрос, который мы так часто слышим: «Зачем мы это изучаем?» Ответом на него может послужить работа над проектом. Например, узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, или рассчитать стоимость ремонта школьного кабинета, или выяснить в каком банке выгодный комиссионный сбор при совершении платёжа и т. д. Актуальность выбора темы проекта диктует сама жизнь.
Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует сил, времени, терпения и настойчивости. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы.
Штепа М.А.
учитель математики МБОУ СОШ № 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка, рекомендации.
Обобщение опыта работы....
Особенности работы со слабоуспевающими учениками по английскому языку
В данной статье описываются основные трудности учащихся при изучении английского языка в профильной школе и даются проверенные приемы снятия этих трудностей...
особенности работы со слабоуспевающими учениками
особенности работы со слабыми успевающими на уроках английского языка...
Особенности работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках математики
Математика является основой всех точных наук. Знание математических действий, умение применять их в практической деятельности, навыки использования математических методов решения, анализа ситуаций явл...
Особенности работы со слабоуспевающими учащимися
Методы и приемы ,помогающие четко и рационально организовать работу с учащимися , которые не успевают или слабо успевают по английскому языку....
Технологические особенности работы со слабоуспевающими
Презентация "Технологические особенности работы со слабоуспевающими"...
Особенности работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике
Математика – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудност...