Особенности работы со слабоуспевающими учащимися
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8 класс)
Методы и приемы ,помогающие четко и рационально организовать работу с учащимися , которые не успевают или слабо успевают по английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_so_slabouspevayushchimi_uchashchimisya_na_urokah_angliyskogo_yazyk1.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы со слабоуспевающими учащимися на уроках английского языка.
В условиях реализации ФГОС основного общего образования школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
На уроках иностранного языка в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции. Преподавание иностранного языка организовано на основе заданий коммуникативного характера, с использованием необходимых методов и приемов. Важная роль отводится мотивации, так как, при отсутствии должной мотивации, наблюдается снижение успеваемости по английскому языку. Конечно это не единственная причина снижения успеваемости учащихся. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам: пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения; неблагополучная семья; проблема «улицы»;прогулы.
К признакам неуспеваемости по иностранному языку можно отнести: незнание базового лексического материала; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.
Необходимо выяснить причину отставания, действительный уровень знаний, возвратить его на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам. Составить план работы со слабоуспевающим учащимся. В целях профилактики неуспеваемости необходимо своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях и навыках, и организовывать их ликвидацию. Нужно установить правильность и разумность учебной работы, проводимой учащимися и если необходимо, корректировать её. Необходимо систематически обучать учащихся общеучебным умения и навыкам. Организовать учебный процесс так, чтобы вызвать и развить внутреннюю мотивацию и стойкий познавательный интерес к учению. Учитель должен сформулировать минимум знаний и умений, который должен освоить ученик. Для закрепления необходимо более длительное время. При формулировании целей урока необходимо включать коррекционно- развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов). Учитель должен рационально распределять учебный материал, применять частую смену видов деятельности, многократно проговаривать и закреплять материал, проводить физкультминутки, проветривать кабинет. Ученикам необходимо давать задания, с которыми они могут справится. Возможна организация работы в режиме «учитель – сильный ученик – слабый ученик» и «сильный ученик – слабый ученик». Слабый ученик слышит речевые образцы от учителя и учеников, произносит сам, запоминает языковой материал и правильно использует. Можно организовать работу по технологии сотрудничества. Класс разбивается на группы разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает в группе ученикам закрепить и разобраться. Группам даётся определённое задание, необходимые опоры. Если материал усвоен, даётся тест. Оценки суммируются в группе. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый старается выполнить свои задания и принести группе баллы. Разновидностью обучения в сотрудничестве является командно – игровая деятельность. Результаты применения технологии : лучшее усвоение материала, навыки самостоятельной работы с литературой, умение правильно обрабатывать информацию, анализировать и делать выводы, умение ценить свой труд и своих партнеров, умение общаться со сверстниками. Из опыта работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально. Класс разбивается на группы, каждая группа получает дифференцированные задания, внутри группы распределяются роли, процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. Для такой работы характерно взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. Внести разнообразие в учебные будни можно используя различные виды уроков: экскурсия, игра, конференция, путешествие, сказка, спектакль.
Для повышения мотивации к изучению иностранного языка и активизации слабоуспевающих учащихся я использую различные формы и методы работы. Например, для развития интереса и положительного отношения учащихся к предмету я применяю игровые формы работы: сюжетно – ролевые игры сказочного и бытового характера, игры – соревнования. На начальном этапе изучения иностранного языка возможно использование таких игр, как «Моя буква», «Печатная машинка», «Зеркало», «Расставь буквы», которые развивают память и внимание, а также закрепляют навыки чтения. Для развития памяти и мышления подходят игры: «Кто скажет больше слов или предложений», «Кто составит и решит больше уравнений». Игры используются для развития различных умений и навыков. К играм, развивающим лексические навыки можно отнести «Пять шагов», «Съедобное – несъедобное», «Краски», «Повтори и добавь». Для лучшего усвоения грамматики подойдут: «Сумма двух чисел», «Кто что делает», «Путаница». Для запоминания лексики и развития навыков монологической речи можно играть в «Снежный ком». (Приложение 1).
Для успешного владения лексическим материалом необходимы упражнения, направленные на многократное употребление слова в той или иной ситуации, чтобы лексика уходила в долговременную память. Потому, что причиной того, что учащиеся не овладевают лексическим минимумом является слаборазвитая или кратковременная память.
Для закрепления лексического и грамматического материала я широко применяю речевые зарядки, которые проводит как учитель так и сильный ученик. Речевые зарядки занимают мало времени, так как , их следует проводить в быстром темпе. Темп необходимо увеличивать постепенно. Речевые зарядки позволяют повторить изученный на предыдущих уроках материал, активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций, а также развивать спонтанную речь учащихся. (Приложение 2).
При работе со слабоуспевающими учащимися необходим дифференцированный подход к обучению, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: таблиц, плакатов, схем, карточек – инструкций , карточек с образцами. Использование различных наглядных средств вносят разнообразие в учебный процесс. Опорные схемы облегчают учащимся процесс овладения иностранным языком, снимают различного рода сложности, сконцентрировать внимание на новом материале, сформировать прочные навыки и умения, стимулировать общение учащихся. Опорные схемы применяются для разных целей: введения и закрепления лексического и грамматического материала, обучения монологической и диалогической речи, аудированию итд. Принципы построения опор одинаковы во всех грамматических структурах, поэтому ознакомившись с ними учащиеся не испытывают сложностей в чтении других опор. Использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие умений самостоятельной работы. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, индивидуальные способности учеников. Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала. (Приложение 3).
Подстановочные таблицы, которые я активно использую в работе, являются опорой для учащихся, позволяют почувствовать себя значимыми, способными выразить своё мнение по тому или иному вопросу. Использование подстановочных таблиц возможно на всех этапах обучения: на этапе ознакомления, тренировки, речевой практики. Я применяю подстановочные таблицы как для развития грамматических навыков, так и для развития монологического и диалогического высказывания. При использовании подстановочных таблиц обучение ведется на репродуктивном и продуктивном уровне, отмечается активизация познавательной деятельности, формирование новых знаний идёт с опорой на имеющиеся знания, снятие трудностей способствует созданию благоприятного микроклимата на уроке. (Приложение 4).
Видимый результат хорошего усвоения дает пошаговый контроль знаний с последующей коррекцией. Слабоуспевающих учащихся необходимо вовлекать в творческие виды деятельности, проекты, конкурсы и викторины. Опять - таки для повышения мотивации к изучению иностранного языка, для осознания собственной значимости, снятия психологических и языковых барьеров, раскрытия творческого потенциала, обобщения и систематизации изученного материала. Школьники обычно с удовольствием принимают участие в проектах, так как коллективная форма работы даёт возможность найти применение их способностям, интересам и талантам. Для работы над проектом я формирую группы из слабых и сильных учащихся, поэтому слабые учащиеся не стесняясь могут выяснить для себя то, что не поняли на уроке у своих одноклассников, а сильные ученики объясняя слабым закрепляют материал. В процессе работы над проектом каждому ребёнку отводится роль, и он самостоятельно выполняет какую –то часть работы, четко осознавая, что от каждого ученика зависит итог. Самыми интересными проектами ребята считают такие проекты, как «Любимое блюдо», «Генеалогическое древо», «Дом моей мечты», «Школа будущего», «Мой любимый певец» и др. Конечно в процессе работы над проектом учащиеся сталкиваются с различными трудностями: большой объем новой лексики, сложность в построении связного монологического высказывания, выбор материала согласно своей теме из разных источников. Поэтому велика роль учителя в применении данной технологии, необходимо прогнозировать речевые и неречевые действия учащихся, планировать уровень опор для каждой из групп и отдельных учащихся согласно уровню их подготовки.
Дидактический материал может быть в виде карточек , электронных носителей (те же карточки можно сделать в PowerPoint), учащиеся очень любят выполнять интерактивные задания на компьютере. Обучающие компьютерные программы непосредственно к учебнику (Обучающая компьютерная программа к учебнику Enjoy English. У меня для 3, 5, 6, 7 классов. Эти программы предназначены для работы в классе с интерактивной доской, видеопроектором, а также для идивидуальной работы на персональном компьютере. Программа обеспечивает формирование навыков аудирования, способствует эффективному усвоению новой лексики и развитию навыков орфографии. Специальные разделы программы предназначены для освоения грамматического моделирования. Обучающая программа представляет дополнительный набор лексико – грамматических, фонетических упражнений, упражнений на чтение и языковых игр.) или другие компьютерные программы Виртуальной школы Кирилла и Мефодия; Образовательная коллекция 1 С.
На своих уроках я стараюсь приобщать учащихся к культуре стран изучаемого языка для расширения общего кругозора. Учитываю психофизические и личностные особенности детей данной категории. Провожу дополнительные консультации, регулярно слежу за выполнением домашнего задания и оповещаю родителей об успеваемости, разрабатываю памятки для домашней работы и работы на уроке. Всегда хвалю слабого учащегося, чтобы он чувствовал своё движение вперёд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка, рекомендации.
Обобщение опыта работы....
Особенности работы со слабоуспевающими учениками по английскому языку
В данной статье описываются основные трудности учащихся при изучении английского языка в профильной школе и даются проверенные приемы снятия этих трудностей...
Особенности работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике.
Статья по теме: "Особенности работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике"...
особенности работы со слабоуспевающими учениками
особенности работы со слабыми успевающими на уроках английского языка...
Особенности работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках математики
Математика является основой всех точных наук. Знание математических действий, умение применять их в практической деятельности, навыки использования математических методов решения, анализа ситуаций явл...
Технологические особенности работы со слабоуспевающими
Презентация "Технологические особенности работы со слабоуспевающими"...
Особенности работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике
Математика – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудност...