Интегрированный урок "Статистические величины"
план-конспект урока по математике (9 класс) на тему

Кузнецова Ольга Александровна

Интегрированный урок (математика и информатика) по теме "Статистические величины". В ходе этого урока изучаются функции, встроенные в электронные таюлицы и повторяются статистические величины из курса алгебры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока77 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3

г.Рассказово

Отрытый урок

по теме

« Статистические функции»

9 «А» классе

Учитель: Кузнецова О.А.

Цель: формирование представления о статистических функциях в ЭТ, закрепление навыков работы в электронных таблицах, повторение таких статистических понятий как мода, медиана, среднее арифметическое.

Задачи урока: рассмотреть статистические функции в ЭТ, с применением снимков земли полученных с помощью оборудования «Космос-М2»;

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

Вовлечение учащихся в работу с «Космос-М2» повышает возможность интеграции учебных дисциплин, а именно урока информатики с уроками географии, экологии, геоэкологии, ОБЖ, поскольку просто получить космический снимок отдельных участков Земли и обработать его не достаточно и не возможно без знаний, умений и навыков, изучаемые на вышеперечисленных учебных предметах.

Сегодня мы с вами познакомимся со статистическими функциями, которые являются встроенными в электронную таблицу.

Одной из целей разработки табличных процессоров была автоматизация статистической обработки данных. Этим объясняется довольно многочисленная группа статистических функций. Нас сегодня будет интересовать те из них, с которыми в уже знакомы из курса алгебры: это среднее арифметическое, мода, медиана и размах. Давайте же вспомним их определения. (Презентация 1)

Эти величины очень легко определить с помощью ЭТ.

Вы сейчас поделитесь на 3 группы и каждая группа получит задание. Данные вы будете заносить в ЭТ, а снимать эти данные вы будете с космических снимков земли в программе APT Viewer.

Поэтому 1 группе будет предложено поработать со снимками, сделанными со спутника и предсказать осадки на ближайшее время на юге России.

2 группа будет работать также со снимком Земли и ваша задача определить скорость ветра в городах Западной России и наших западных соседей.

3 группа определит верхнюю границу облачности на севере нашей страны.

Учителем даются учащимся пояснения, и предлагается группам приступить к выполнению заданий. Время работы -  5 мин.

Задание для  группы 2

Определите силу ветра циклона, принесшего осадки в города. В качестве отчета заполните таблицу.

Города

Сила ветра(м/с)

Минск

Вильнюс

Орел

Киев

Белгород

Гродно

Воронеж

Калининград

Львов

Вена

Определение циклонального вихря и территории его охвата.

  1. Откройте снимок в программе APT viewer. Щелкните по снимку правой клавишей мыши и установите масштаб 1:10000000
  2. Наложите карту и привязку городов .Найдите облачный вихрь в районе Минска.
  3. Включите слой «Поле ветра».
  4. Установите спираль: нажмите левую клавишу мыши и, не отжимая ее, щелкните правой клавишей.
  5. Совместите перетаскиванием (нажав левую клавишу мыши и двигая руку в нужном направлении) спираль с вихрем для определения точного направления вихря и движения воздуха в нем.

Определение силы ветра

  1. Дважды щелкните левой клавишей мыши по построенной спирали.
  2. Сила ветра будет определяться подведением указателя к заданной точке.

Задание для группы 1

Определите количество осадков в ближайшее 1,5 часа на юге России. В качестве отчета заполните таблицу.

Города

Осадки(мм)

Анапа

Новороссийск

Авамир

Черкесск

Лазаревское

Адлер

Красная Поляна

Сочи

Ставрополь

Геленджик

Определение осадков.

  1. Откройте снимок в программе APT Viewer. Щелкните по снимку правой клавишей мыши и установите масштаб Пиксель в пиксель
  2. Наложите карту. Включите слой Корректор и совместите карту с видимыми участками земли (для этого необходимо щелчком левой кнопки «мыши» зацепить векторное очертание выбранного объекта и удерживая кнопку  совместить его с изображением объекта на космоснимке (отпустить кнопку))
  3. Включите слой Города
  4. Определите количество осадков в ближайшее 90 мин.

Задание для группы 3

Определите верхнюю границу облачности на севере России. В качестве отчета заполните таблицу.

Города

Верхняя граница облачности(км)

Калининград

Псков

Новгород

Череповец

Тверь

Ярославль

Вологда

Вятка

Архангельск

Мурманск

Определение осадков.

  1. Откройте снимок в программе APT Viewer. Щелкните по снимку правой клавишей мыши и установите масштаб Пиксель в пиксель
  2. Наложите карту. Включите слой Корректор и совместите карту с видимыми участками земли (для этого необходимо щелчком левой кнопки «мыши» зацепить векторное очертание выбранного объекта и удерживая кнопку  совместить его с изображением объекта на космоснимке (отпустить кнопку))
  3. Включите слой Города
  4. Определите верхнюю границу облачности.

Теперь каждая группа определит среднее арифметическое, моду, медиану и размах для своего числового ряда.

Для этого:

  1. В ячейку А13 внесите значение «СА», в ячейку А14 – значение «мода», в следующую – «медиана» и в следующую «размах».
  2. Выделите ячейку В13, нажмите кнопку «вставка функции». В открывшемся диалоговом окне выберите категорию функций: статистические. В появившимся ниже списке выберите функцию СРЗНАЧ. Укажите диапазон ячеек, для которых вы находите среднее значение. Нажмите ОК.
  3. Для ячеек В14, В15 проделайте тоже самое, выбирая соответственно функции МОДА, МЕДИАНА.
  4. В ячейке В16 мы составим формулу из статистических функций для нахождения размаха ряда: Выделите ячейку В16, нажмите кнопку «вставка функции». В открывшемся диалоговом окне выберите категорию функций: статистические. В появившимся ниже списке выберите функцию МАКС. Укажите диапазон ячеек, для которых вы находите максимальное значение. Нажмите ОК. Поставьте курсор в строку формул, введите знак «–». Нажмите кнопку «вставка функции». В появившимся ниже списке выберите функцию МИН. Укажите диапазон ячеек, для которых вы находите минимальное значение. Нажмите ОК

Сохраните ваши результаты.

Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем его результаты.

Мы работали со статистическими величинами: среднее значение, мода, медиана, размах числового ряда. Дайте определение каждого из них.

Как эти величины можно найти с применением ЭТ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

45; 56; 34; 67; 56; 33; 56; 78; 34 – набор чисел Упорядочить по возрастанию – значит записать числа так, чтобы каждое число было не меньше предыдущего: 33; 34; 34; 45; 56; 56; 56; 67; 78 Упорядочить по убыванию – значит записать числа так, чтобы каждое число было не больше предыдущего: 78; 67; 56; 56; 56; 45; 34; 34; 33

Слайд 2

33; 34; 34; 45; 56; 56; 56; 67; 78– числовой ряд Размах числового ряда – это разность между наибольшим и наименьшим из чисел этого ряда. 78 – 33 = 45 45 - размах числового ряда

Слайд 3

33; 34; 34; 45; 56; 56; 56; 67; 78– числовой ряд Мода числового ряда – это число, которое встречается в ряду чаще других. 56 - мода числового ряда Числовой ряд может иметь одну, несколько или не одной моды.

Слайд 4

33; 34; 34; 45; 56; 56; 56; 67; 78– числовой ряд Среднее значение числового ряда – это среднее арифметическое его элементов. (33+34+34+45+56+56+56+67+78):9=51 51 – среднее значение числового ряда

Слайд 5

33; 34; 34; 45; 56; 56; 56; 67; 78– числовой ряд Медиана числового ряда – это число, стоящее посередине в упорядоченном по возрастанию ряду чисел (если их количество нечетно) или полусумма чисел, стоящих на средних местах в упорядоченном наборе этих чисел (если их количество четно). 33; 34; 34; 45; 56; 56; 56; 67; 78 56 - медиана числового ряда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин"

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин".ЭОР с сайтов http://fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru/...

урок "Физические величины.Измерение физических величин" с использованием ЦОР.

Данный урок показыват как можно испольвать элементы ЦОР при объяснении,закреплении,самопроверки учащимися учебного материала,что повышает эффективность урока,познавательные интересы учащихся....

"Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений"

презентация к уроку физики 7 класс на тему "Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений"...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».

Цель: формирование у детей представления о сенсорных эталонах, внешних свойств предметов (цвет, форма, величина).Задачи: Научить ребенка узнавать и запоминать цвета.Закреплять представления...