"Занимательная математика " 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №14»
Рассмотрено на заседании «Утверждаю.»
МО учителей математики Директор МБОУ «СШ№14»
Рук.МО______/Л.В.Артемьева/ _____________/О.М.Крылова/
Рабочая программа
по курсу «Занимательная математика»
для 5 классов.
Составила учитель высшей квалификационной категории
Артемьева Любовь Валентиновна.
2015-2016 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка .
2.Планируемые результаты.
3.Структура занятий математического курса.
4.Основные формы проведения работы .
5. Учебно-тематический план курса.
- Литература для учителя.
- Литература для учащихся.
Пояснительная записка
Цель работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи « потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно платные образовательные услуги, помогают решить задачи этой работы:
- Привитие интереса к математическим знаниям;
- Развитие математического кругозора;
- Привитие навыков самостоятельной работы;
- Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
- Показать связь математики с жизнью.
Планирование работы составлено на 56 занятия.
В основу составления плана работы положены следующие принципы:
- Углубление учебного материала.
- Привитие у учащихся практических навыков.
- Сообщение сведений из истории развития математики.
- Решение примеров и задач на смекалку.
- Использование занимательной математики.
Планируемые результаты.
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Структура занятия:
- Доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
- Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
- Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
- Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
- Ответы на разные вопросы учащихся.
Основные формы проведения :
- Комбинированное тематическое занятие:
- Выступление учителя или кружковца;
- Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
- Разбор решения задач;
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
- Ответы на вопросы учащихся;
- Домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
- Математическая карусель.
- Математический бой, хоккей, футбол.
- Математические турниры, эстафеты.
- Математические викторины.
- Устные или письменные олимпиады.
3. Заслушивание рефератов учащихся;
4. Коллективный выпуск математической газеты:
5. Разбор заданий городской(районной) олимпиады, анализ ошибок.
- Решение задач на разные темы.
7. Разбор задач, заданных домой.
8. Изготовление моделей для уроков математики.
9. Сообщение учащегося о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.
10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
11. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.
Учебно-тематический план курса.
п/п | Содержание | Кол-во часов | Сроки проведения | |||
Планируемые | Фактические | |||||
1 | Задачи-шутки, задачи-загадки | |||||
2 | Старинные математические истории | |||||
3 | Упражнения со спичками | |||||
4 | Задачи на переливание | |||||
5 | Задачи «Как сосчитать» | |||||
6 | Упражнения с куском бумаги | |||||
7 | Математическая олимпиада | |||||
8 | Переправы и разъезды | |||||
9 | Задачи и еще раз задачи | |||||
10 | Комбинированные задачи с квадратом | |||||
11 | Выпуск газеты «Начинающие математики» | |||||
12 | Выполнение заданий из газеты | |||||
13 | Карандаш и бумага | |||||
14 | Числовые головоломки | |||||
15 | Задачи на взвешивание | |||||
16 | Задачи-шутки | |||||
17 | Задачи логического характера | |||||
18 | Арифметическая викторина | |||||
19 | Комбинаторные задачи | |||||
20 | Отрицание – «не», конъюнкция – «и», дизъюнкция – «или». | |||||
21 | Геометрическая викторина | |||||
22 | Кроссворды, ребусы, математические сказки | |||||
23 | Выпуск газеты «Занимательная математика» | |||||
24 | Задачи на расположение элементов по окружности | |||||
25 | Экскурсия «Математика в природе» | |||||
26 | Составление презентаций по решению олимпиадных задач. | |||||
27 | Составление презентаций по решению олимпиадных задач | |||||
28 | Составление презентаций по решению олимпиадных задач | |||||
29 | Составление презентаций по решению олимпиадных задач | |||||
30 | Приемы быстрого счета. | |||||
31 | Математические игры | |||||
32 | Симметрия. | |||||
33 | Составление презентации по теме «Симметрия в жизни человека» | |||||
34 | Подведение итогов. Составление презентации о работе кружка «Занимательная математика» |
Литература для учителя:
- Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
- Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
- Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
- Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.
- Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.
Литература для учащихся:
- Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
- В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
- Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
- Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
- Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
- Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс
Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"
Оптические иллюзии, числовые узоры, цифровые стихи, магический квадрат...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...
Программа кружка по математике в 5 классе "Занимательная математика"
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления. Кружок «Занимательная математика»...
Первый урок математики в 5 классе "Час занимательной математики"
Первый урок математики в 5 классе очень важен. Ведь дети только что окончили начальную школу и перешли в среднее звено. Все для них здесь ново: и учителя, и кабинеты, и предметы. Основная задача учите...