методическая разработка урока "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Американский исследователь Эдвард Де Боно сформулировал основные принципы развития творческого мышления и назвал их  «Метод шесть шляп». Скажите, представители каких профессий носят шляпы (головные уборы)? (повар, полицейский, пожарный и т.д.) Человек в определенном головном уборе занимается своей деятельностью. Мы с вами, мысленно надевая шляпу определенного цвета, будем выполнять конкретные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyatichnye_drobi.docx54.96 КБ
Office presentation icon desyatich.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Предмет: Математика.

Класс: 5

Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Триединая цель урока:  

обучающая на основе самостоятельного анализа учить выводить математические правила (правило умножения дробных чисел на натуральные числа), развивать умения выполнять умножение дробных чисел на натуральное число, в том числе на 10,100,1000 и т.д.

развивающая: формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие аргументированной математической речи, навыков работы в группе,  способности самооценки; 

воспитывающая: создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания, воспитание чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей.

Методы обучения:         поисковые; объяснительно-иллюстративные;

репродуктивные.

Средства обучения: карточки с заданиями к уроку; ПК,  мультимедийный проектор, экран, презентация, электронный тест; карточки - «шляпы».

План урока:

  1. Организационный момент — 3 мин
  2. Актуализация опорных знаний -  2 мин
  3. Изучение нового материала. Работа в группах – 10 мин
  4. Первичное закрепление.  Формулирование правила – 4 мин
  5. Первичное закрепление. Решение упражнений – 15 мин
  6. Проверка усвоения знаний – 7 мин
  7. Подведение итогов урока – 2 мин
  8. Рефлексия  — 2 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд №1,2,3

Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.

Вы будете изучать новый материал, работая в группах.

Американский исследователь Эдвард Де Боно сформулировал основные принципы развития творческого мышления и назвал их  «Метод шесть шляп» (Приложение 1). Скажите, представители каких профессий носят шляпы (головные уборы)? (повар, полицейский, пожарный и т.д.) Человек в определенном головном уборе занимается своей деятельностью. Мы с вами, мысленно надевая шляпу определенного цвета, будем выполнять конкретные задания.

(Приложение 2)

Синяя шляпа

Цвет шляпы

Режимы

Вид деятельности на уроке

Белая

помогает направить внимание на информацию

актуализация знаний

Красная

чувства и эмоции

рефлексия

Зеленая

новые способы и приемы решения задач

изучение нового материала

Черная

помогает человеку оценить риски,  строгий стиль

первичное закрепление, решение упражнений

Желтая

помогает увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы

проверка усвоения знаний

Синяя

управляет процессом (что предстоит сделать в начале  и в конце)

организационный момент, подведение итогов урока).

2. Актуализация опорных знаний.

Слайд №4

Итак, мысленно надеваем белую шляпу. Работаем с информацией.

Ребята, скажите:

  • Какая дробь называется десятичной?
  • Как записывается десятичная дробь?
  • Как сложить (вычесть) десятичные дроби?
  • Как сравнивают десятичные дроби?
  • Как выполняют округление чисел?
  • Как выполнить умножение натуральных чисел?

Белая шляпа

3. Изучение нового материала. Работа в группах.

Слайд №5,6

Итак, мы с вами повторили необходимый материал. Снимаем белую шляпу, надеваем зеленую.

Вам предстоит выяснить, как умножить десятичную дробь на натуральное число, как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д. А также необходимо составить опорную схему. Записываем число и тему урока.

(Приложение 3, Приложение 4)

Зеленая шляпа

4. Первичное закрепление. Формулирование правила

Слайд №7,8

Молодцы, хорошо поработали в группах. Сейчас снимаем зеленую шляпу и надеваем желтую. Каждая группа формулирует правило, представляет опорную схему. Каждый из вас записывает схему в справочник.

Желтая шляпа

5 . Первичное закрепление. Решение упражнений.

Слайд №9,10,11

Молодцы, ребята! Надеюсь, каждый из вас запомнил эти правила и в дальнейшем сможет их применять. Снимаем желтую шляпу, надеваем черную. Наша задача – научиться выполнять умножение, оценить риски. То есть, определить места, где можно ошибиться.

Выполняете умножение, комментируя решение.  (Приложение 5)

(3 учащихся работают у доски, остальные по группам в тетрадях. В конце работы осуществляется проверка на слайде)

Черная шляпа

Гимнастика для глаз

Ребята, предлагаю вам подняться из-за парт и немного отдохнуть.

Слайд №12,13 (автоматически)

6. Проверка усвоения знаний

Слайд №14

Справились с заданием хорошо. Сейчас мы должны проверить, как научились выполнять умножение.

Давайте подумаем, какая шляпа нам сейчас нужна? Согласна, желтая.

Вам предстоит выполнить тестирование на компьютере. В окна надо вписать верные ответы. Работа каждого будет оценена.  Итак, приступаем. (Приложение 6)

Не забываем о правилах техники безопасности при работе на компьютере.

Желтая шляпа

7. Подведение итогов урока

Слайд №15

Я рада за ваши оценки.

Итак, ребята. Надеваем синюю шляпу.

Чему мы научились на уроке?

Чтобы закрепить полученные знания, необходимо выполнить домашнюю работу.   П.34, правила выучить, №1330, 1331,  1333а,г,ж

Синяя шляпа

8. Рефлексия

Слайд № 16, 17

А сейчас наденем красную шляпу и выскажем свое мнение. Подумайте и скажите,  какую шляпу вам понравилось надевать больше всего? Обоснуйте ответ (дети прикрепляют выбранные шляпы на доску).

Мне понравилась ваша работа. Надеюсь, получив самостоятельно знания и умения, вы в дальнейшем сможете их с уверенностью применять.

Красная шляпа

Спасибо за урок!

Слайд 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Притча о старом шляпнике

Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

 Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.

— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.

 Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

 — Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

 — Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхитительна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

 — А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!

 — А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, — счастлив.

 —Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!

 — Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

 —Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора... — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону.

Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.

 Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра.

Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

 Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства...

 Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки... Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.

 И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...

И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

 С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...

http://souls-mind.ucoz.ru/blog/pritcha_o_starom_shljapnike/2010-05-23-21 «Притча о старом шляпнике»

Красная

помогает направить внимание на информацию

актуализация знаний

Зеленая

чувства и эмоции

рефлексия

Черная

новые способы и приемы решения задач

изучение нового материала

Желтая

помогает человеку оценить риски,  строгий стиль

первичное закрепление, решение упражнений

Синяя

помогает увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы

проверка усвоения знаний

управляет процессом (что предстоит сделать в начале  и в конце)

организационный момент, подведение итогов урока).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

На доску вывешиваются шляпы в натуральную величину, пояснения к каждой шляпе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание 1.

1.        Найдите периметр квадрата, если стороны равны 2,6 см., используя сложение.

2,6 + 2,6 + 2,6 +2,6= _______________________

2.         Замените сумму произведением  дробного числа 2,6 и натурального числа 4, показывающего количество слагаемых 2,6 *4 .

3.         Запишите умножение  столбиком.

                2,6 х 4 =

4.        Выполните умножение по принципу умножения натуральных чисел, не обращая внимания на запятую.

5.        Сравните полученные результаты. Определите, где надо поставить запятую (начинайте отсчет в произведении справа).

6.        Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на натуральные числа

7.        Проверьте себя! (лист самоконтроля)

8.        Составьте опорную схему

Задание 2.

1.        Найдите произведение 9,6754*10  по указанному выше правилу.

2.        Найдите произведение 34,526*100 по указанному выше правилу.

3.        Сформулируйте правило умножения десятиной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

4.        Проверьте себя! (лист самоконтроля)

5.        Составьте опорную схему.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Задание 1.

Правило

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо

1)умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую;

2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Задание 2.

Правило

Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо

1) перенести в этой дроби запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

Примеры опорных схем

Умножение десятичных дробей на  натуральные числа

Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

1.        Найдите произведение (Правило 1)

А) 3 . 8,3 = 24,9                                        Г) 137,64 . 35=4817, 4

Б) 35 . 1,7 =        59,5                                        Д) 25,85 . 98 =2533,3

В) 173 . 0,19 = 32,87                                Е) 127 . 1,5  =190,5                

2.        Выполните умножение (Правило 2)

А) 3,7 ∙ 10 =37

Б) 7,02 ∙ 10 =70,2

В) 0,34 ∙ 100 =34

Г) 34,06 ∙ 100 =3406

Д) 0,067 ∙ 1000 =67

Е) 45,48 . 1000 = 45480

3. Все стороны шестиугольника имеют одинаковую длину 6,83 см. Найдите периметр шестиугольника.

Ответ: 40,98

Дополнительные задания (при резерве времени)

1.        213,84 * 10 = 2138,4

2.        97,2 * 100 = 9720

3.        74,3379 * 1 000 = 74337,9

4.        0,185• 24 = 4.44

5.        7 • 18,362 = 128,534

6.        94,2• 53 =         4992,6

7.        13,02•38 = 494,76

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Тезисы к уроку по теме

«Умножение десятичных дробей на натуральные числа» в 5 классе

Представленный урок по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» - это урок изучения нового материала. Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Используемые методы обучения:         поисковые; исследовательские; объяснительно-иллюстративные; репродуктивные.

        Сочетание фронтальной, индивидуальной работы, работы в группах, выполнение тестовых заданий с помощью ИКТ позволяет поддерживать внимание и работоспособность  обучающихся.

        Самостоятельное изучение нового материала, совместное составление опорных схем, способствует более глубокому осмысливанию и пониманию изучаемого материала.

Изучение нового материала посредством «Метода шести шляп» позволяет приучить детей к продуктивной деятельности на уроках математики.

        Выбранные формы и методы обучения направлены на реализацию триединой цели урока:  

обучающая:  на основе самостоятельного анализа учить  выводить математические  правила  (правило умножения дробных чисел на натуральные числа),  развивать умения выполнять умножение дробных чисел на натуральное число, в том числе на 10,100,1000 и т.д.

развивающая: формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие аргументированной математической речи, навыков работы в группе,  способности самооценки;

воспитывающая: создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания, воспитание чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей.

Учащие заранее знакомятся с Притчей о старом шляпнике.

Список литературы:

1.        Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс – М.: Мнемозина, 2010.

2.        Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.И. – М.: Просвещение, 2003.

Интернет – ресурсы:

http://www.syntone.ru/library/books/content/4117.html Описание «Метода шести шляп»

http://souls-mind.ucoz.ru/blog/metod_quot_shest_shljap_myshlenija_quot/2010-05-23-22  Картинки шляп

http://souls-mind.ucoz.ru/blog/pritcha_o_starom_shljapnike/2010-05-23-21 «Притча о старом шляпнике»


        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Умножение десятичных дробей на натуральные числа.5 класс

Слайд 2
актуализация знаний;рефлексия;первичное закрепление, решение упражнений;проверка усвоения знаний;изучение нового материала;организационный момент, подведение итогов урока.

Слайд 3
Задание 1
Какая дробь называется десятичной?Как записывается десятичная дробь?Как сложить (вычесть) десятичные дроби?Как сравнивают десятичные дроби?Как выполняют округление чисел?Как выполняют умножение натуральных чисел?

Слайд 4
Умножение десятичных дробей на натуральные числа.Классная работа.

Слайд 5
Задание 2
Выяснить, как умножить десятичную дробь на натуральное число.Выяснить, как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.Составить опорную схему.

Слайд 6
Задание 3
Сформулировать правило умножения дробей на натуральные числа.Сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10,100, 1000 и т.д.Записать опорную схему на доске и в тетрадях.

Слайд 7
Умножение на натуральное число 2, 6 2,6 * 4 = 10,4 410,4
Умножение на 10, 100, 1000 и т.д.9,6 7 54 * 1 0 = 96,75434,5 2 6*1 0 0= 3452,6

Слайд 8
Задание 4
Выполнить умножение, комментируя решение (работа в группах по карточкам)

Слайд 9
Проверим:
3 * 8,3=
35 * 1,7=
173* 0,19=
137,64* 35=
25,85*98 =
127*1,5=
24,9
59,5
32,87
4817,4
2533,3
190,5
1. Найдите произведение:

Слайд 10
Проверим:
3,7 * 10 =
7,02 * 10 =
0,34 * 100 =
34,06 * 100 =
0,067 * 1000 =
45,48 * 1000 =
2. Выполните умножение
37
70,2
34
3406
67
45480

Слайд 11
Проверим:
Все стороны шестиугольника имеют одинаковую длину 6,83 см. Найдите периметр шестиугольника. Ответ: 40,98 м.

Слайд 12
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Слайд 13
Задание 5
Выполнить тестирование на компьютере:- выполнить умножение;- внести номера правильных ответов в окна;- записать оценку в дневник.Вспомните правила техники безопасности при работе на компьютере!

Слайд 14
Задание 6
Домашнее задание:выучить правила (п.34, с.204);выполнить №1330, 1331, 1333 а,г,ж

Слайд 15
Задание 7
Выскажите свое мнение. Какую шляпу вам понравилось мысленно надевать больше всего? Обоснуйте ответ.

Слайд 16
Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Урок для 5 класса по ФГОС  "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". К уроку добавлено приложение и презентация....

Приложение к методической разработке "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Приложение к уроку для 5 класса "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Методическая разработка урока. 5 класс "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число"

Данная методическая разработка предназначена для проведения обощающего урока в 5 класс на тему  "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число". данный урок составлен в соответс...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка урока 4К по математике по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Методическая разработка посвящена уроку математики в 5 классе при изучении темы «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» по учебнику Виленкина Н.Я. Ориентиром при создании данной...