Создание оптимальных педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики
статья по математике на тему
В настоящее время универсально учебные действия являются одним из условий реализации ФГОС.В данной статья я попыталась показать примеры для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Анастасия Андреевна
учитель математики МОБУ лицея № 7
электронная почта: stepanova28nastya@yandex.ru
Создание оптимальных педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Если рассматривать термин «универсальные учебные действия» в широком смысле, то они означает умение учиться, способность к саморазвитию. Для формирования УУД используется системно-деятельностный подход. УУД являются одним из условий реализации ФГОС.
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
1 этап – вводно-мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивационные ситации, например проблемные ситуации где используется технология проблемного обучения.
2 этап – открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
3 этап – формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4 этап – обобщение и систематизация.
На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. На своих уроках я использую следующие виды заданий связанные с видами УУД.
Личностные
• участие в проектах;
• подведение итогов урока;
• творческие задания, имеющие практическое применение.
Пример: необходимо решить задачу «Мальчик прошел от дома по направлению на восток 800 м. Затем повернул на север и прошел 600 м. На каком расстоянии от дома оказался мальчик?» После этого придумать задачу из жизни на применение теоремы Пифагора.
Познавательные
• «Найти отличия»;
• «Поиск лишнего»;
• «Лабиринты»;
• «Цепочки»;
• Работа с разными видами таблиц;
• Составления и распознавание диаграмм.
Пример 1. (дроби 5 класс) Отгадать загадку: «Она бывает барабанная. А ещё бывает охотничья и ее, конечно же, используют в математике. Как вы думаете, о чем идет речь?».
Пример 2. В таблице каждой цифре соответствует несколько букв (по аналогии с кнопками мобильного телефона). Нужно прочитать фразу: (6826 3 1983642530 565511 5560241 1 254512) Ответ: Счет и вычисления основа порядка в голове.
Регулятивные
• «Преднамеренные ошибки»;
• Взаимоконтроль;
• «Ищу ошибку».
Пример Правильно прочтите высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно, поставьте запятую. «Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине понятнобудетдальнейшее».
Коммуникативные
• Составь задание партнеру;
• Групповая работа по составлению кроссвордов.
Пример: Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы.
Результатом формирования УУД будет являться умение ученика:
• выделять тип задач и способы их решения ;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
В данной статье использованы следующие электронные ресурсы:
- Будникова Е.Н. «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» //http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/11/12/formirovanie-universalnykh-uchebnykh
- Бузецкая Т. В. «Формирование и развитие УУД на уроках математики» //http://pedsovet.su/load/136-1-0-37434
- Логунова Е.А. «Создание условий для формирования универсальных учебных действий в урочное и внеурочное время в начальной школе» //http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/08/22/sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-universalnyh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка
В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")
В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка
Материал помогает раскрыть сущность универсальных учебных действий в общеобразовательной школе....
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики.
Выступление на городском заседании ГМО учителей математики....
Развитие универсальных учебных действий на уроках математики через подпрограмму «Мир деятельности»
Статья.Обмен опытомю...
Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах...