Создание оптимальных педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики
статья по математике на тему
В настоящее время универсально учебные действия являются одним из условий реализации ФГОС.В данной статья я попыталась показать примеры для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Анастасия Андреевна
учитель математики МОБУ лицея № 7
электронная почта: stepanova28nastya@yandex.ru
Создание оптимальных педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Если рассматривать термин «универсальные учебные действия» в широком смысле, то они означает умение учиться, способность к саморазвитию. Для формирования УУД используется системно-деятельностный подход. УУД являются одним из условий реализации ФГОС.
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
1 этап – вводно-мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивационные ситации, например проблемные ситуации где используется технология проблемного обучения.
2 этап – открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
3 этап – формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4 этап – обобщение и систематизация.
На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. На своих уроках я использую следующие виды заданий связанные с видами УУД.
Личностные
• участие в проектах;
• подведение итогов урока;
• творческие задания, имеющие практическое применение.
Пример: необходимо решить задачу «Мальчик прошел от дома по направлению на восток 800 м. Затем повернул на север и прошел 600 м. На каком расстоянии от дома оказался мальчик?» После этого придумать задачу из жизни на применение теоремы Пифагора.
Познавательные
• «Найти отличия»;
• «Поиск лишнего»;
• «Лабиринты»;
• «Цепочки»;
• Работа с разными видами таблиц;
• Составления и распознавание диаграмм.
Пример 1. (дроби 5 класс) Отгадать загадку: «Она бывает барабанная. А ещё бывает охотничья и ее, конечно же, используют в математике. Как вы думаете, о чем идет речь?».
Пример 2. В таблице каждой цифре соответствует несколько букв (по аналогии с кнопками мобильного телефона). Нужно прочитать фразу: (6826 3 1983642530 565511 5560241 1 254512) Ответ: Счет и вычисления основа порядка в голове.
Регулятивные
• «Преднамеренные ошибки»;
• Взаимоконтроль;
• «Ищу ошибку».
Пример Правильно прочтите высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно, поставьте запятую. «Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине понятнобудетдальнейшее».
Коммуникативные
• Составь задание партнеру;
• Групповая работа по составлению кроссвордов.
Пример: Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы.
Результатом формирования УУД будет являться умение ученика:
• выделять тип задач и способы их решения ;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
В данной статье использованы следующие электронные ресурсы:
- Будникова Е.Н. «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» //http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/11/12/formirovanie-universalnykh-uchebnykh
- Бузецкая Т. В. «Формирование и развитие УУД на уроках математики» //http://pedsovet.su/load/136-1-0-37434
- Логунова Е.А. «Создание условий для формирования универсальных учебных действий в урочное и внеурочное время в начальной школе» //http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/08/22/sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-universalnyh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка
В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")
В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка
Материал помогает раскрыть сущность универсальных учебных действий в общеобразовательной школе....
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики.
Выступление на городском заседании ГМО учителей математики....
Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...
Мастер-класс "Формирование познавательных логических универсальных учебных действий на уроках математики"
Цель мастер-класса: познакомить с методами и приемами по формированию и развитию УУД на уроках математики и проектированию заданий по математике, формирующих познавательные (логические) У...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах...