ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах
статья по русскому языку
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
в 5 – 9 классах
I.Введение
Сегодня очевидно, что задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.
Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Актуальность работы заключается в том, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
Цель данной работы- анализ методов создания условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, оптимизации условий для получения высокого качества обучения.
Задачи:
- выявить способы формирования у учащихся основных видов УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения русского языка;
- продемонстрировать методические приемы повышения познавательных способностей к самовыражению и самореализации.
II. Основная часть.
Формирование УУД на уроках русского языка в 5 – 9 классах
В общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями стали: идея развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования новых информационных технологий.
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий:
- методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);
- методика использования творческих заданий на уроках с применением программ MicrosoftOffice: Word, Excel, PowerPoint;
- Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка» - издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др
- Проектная деятельность
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.
Она позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении.
На уроках русского языка используются возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.
Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-смысловой компетенций. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
1.2. Нестандартные уроки, игровые технологии
С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.
При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным и ярким урокам.
Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуются успехом уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения. Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии, диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы являются помощниками в обучении.
Также интерактивные методы и приёмы используются и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности
- Нестандартные уроки, игровые технологии
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.
Из нестандартных заданий можно отметить следующие:
- "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;
- "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля»;
- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.
Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);
-Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).
Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.
- Она пуще неволи.
- Суп, сваренный Демьяном.
- Мельник, работающий неделями.
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи.
Вопросы проблемного характера.
Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание «Бывайте здоровы» может обидеть вашего друга, а слова «Передавайте привет сестре» вызвать удивление?
- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне):
- работать с научно-популярной литературой и справочниками;
- анализировать языковые единицы;
- формулировать выводы;
- составлять текст (сообщения, реферата, доклада);
- давать развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос;
- писать сочинение на лингвистическую тему;
- проводить исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?
- Зачем нужны архаизмы?
Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)
- Покой морфемам только снится. В гостях у Омонимов.
- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).
- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).
- Быть или не быть Собственным?
Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести: редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
упражнения с выборочным ответом
Задание. Найди и исправь стилистические ошибки:
- Мы поражались его поразительной памяти.
Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
- Самостоятельная работа
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
В школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
- Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.
- По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
- Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
- В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
- Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.
Пример работы в парах:
- В 10 классе работали в парах по контрольным вопросам после повторения темы «Лексика».
- Какой пласт слов по происхождению является в русском языке древнейшим? Приведите примеры.
- Какие слова относятся к общеславянской лексике?
- Какие группы славянских языков появляются в результате распада общеславянского языка?
- На какие 3 группы распадается восточнославянский язык?
- Что такое заимствованные слова? и др.
Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.
Часто на уроках используют словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.
Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.
- Работа с таблицами и схемами
К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.
На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера (например, корни с чередованием гласных, О-Е после шипящих и Ц).
- Работа со словарными словами
Творческий подход учителя к работе позволяет формировать различные виды УУД и при работе со словарными словами.
Очень часто мы говорим своим ученикам: «Запомните… Это надо запомнить
Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:
- Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре, орфография которого не вызывает затруднение.
- Подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим группам.
- Подбор слов по сходству их звучания.
- Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной.
- Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными.
- Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы.
- Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные.
- Одним из любимых способов работы со словарными словами является создание небольших стихотворений.
Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
- Работа с текстом
Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с текстом поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,
способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.
- Заключение
Необходимость формирования УУД очевидна.
Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.
В результате работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.
Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.
Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.
Достигнуты важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:
- высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
- повышение интереса к русскому языку и литературе;
- прочное и неформальное усвоение знаний;
- повышение результативности обучения;
- умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
- умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка
В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...
Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")
В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе (по разделу "Имя прилагательное")
Контрольно-измерительные материалы представлены как проектная работа по итогам обучения на курсах повышения квалификации (декабрь 2014 года), составлены с учетом требований ФГОС, содержат примеры зада...
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка
Материал помогает раскрыть сущность универсальных учебных действий в общеобразовательной школе....
Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"
Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе
https://cloud.mail.ru/public/5UKz/G6ZyfTtBV...