Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему
Материал помогает раскрыть сущность универсальных учебных действий в общеобразовательной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие УУД на уроках английского языка
Современный этап развития общества характеризуется направлением на развитие возможностей и способностей личности. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и проблемы и искать пути их преодоления и решения, четко осознавать каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его жизни.
В наши дни английский язык превратился в международный язык общения, поэтому ему изучение поистине актуально. Он постепенно входит во все сферы общественной жизни. Современный выпускник, владеющим иностранным языком, имеет возможность более быстрого карьерного роста в профессиональной деятельности. Английский язык – язык экономических и политических переговоров, дебатов, язык науки, искусства, литературы и образования и многих общественных организаций. В соответствии с этими изменениями методика преподавания английского языка выходит на новый уровень, чтобы соответствовать современным потребностям общества.
Сегодня происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
В условиях введения новых образовательных стандартов задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», развитие способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Стандарт требует от нас развивать личность, формировать универсальные учебные действия (УУД) и предметные знания. Универсальные учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, выделение важного, формирование обобщенных знаний, самостоятельного усвоения новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учители в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе и развития в старших классах коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные УУД направлены на личностное самоопределение учащегося, на его ценностно – смысловую ориентацию, нравственно – эстетическое осмысление и оценивание ситуаций, а также на смыслообразование и ориетирование в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, а также позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.
Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение проектной методики, и информационно – коммуникативных технологий, а также упражнения типа «оцени поведение», «заполни анкету» и многие другие.
Познавательные УУД подразделяются на
- общеучебные,
- логические,
- действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД заключаются в формировании умений вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с людьми или особенности информации. Групповые, парные методы работы, а также дебаты, дискуссии, обсуждения в полной мере позволяют развить коммуникативные качества учащихся. В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формировать на уроках УУД можно используя, может быть кому-то уже известную технологию, - «6 шляп».
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Условия формирования и развития регулятивных действий:
1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы...(цель)...надо... (действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Обязательно поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
3. Необходимо использовать такие формы работы как - организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп и так называемый учебный конфликт.
4. Использовать в образовательном процессе технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологии, технологии оценивания достижений.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я использую такие упражнения как «преднамеренные ошибки», «прочитай начало текста – придумай его окончание», «придумай заголовок к части текста», «найди какую либо информации в тексте» и т.д.
Для формирования регулятивных УУД учитель оказывает помощь в виде - одобрения, поддержки; замечания “Попробуй еще раз”, “Выполняй дальше”; показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Одним из специальных средств развития УУД могут являться памятки памятки.
Памятка — это словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие, можно выделить следующие виды памяток:
- Памятка-алгоритм, которая предлагает строго фиксированную последовательность операций.
- Памятка-инструкция, которая предлагает желаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
- Памятка-совет, которая рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
- Памятка-показ, которая дает пример выполнения задания.
- Памятка-стимул, которая стимулирует активность через раскрытие перспектив.
Памятка предъявляется ученику на уроке перед выполнением упражнения. Памятки предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены на предметном содержании и носят надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе:
- ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
- ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
- ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в зависимости от того, какой результат нам требуется получить, мы вправе «адаптировать», изменять практически любое задание. УУД дают нам возможность ориентировать учащихся на учебную деятельность, как в предметном плане, так и в построении этой деятельности. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Разумное и творческое применение тех и иных упражнений позволяют нам добиться у учащихся максимально положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС
В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....
формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка
В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...
Мастерская «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")
В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....
Использование кейс-технологии для развития универсальных учебных действий на уроках английского языка
Рассматриваются возможности использования кейс технологии на уроках английского языка для формирования и развития УУД, виды и структура кейсов, их источники, организация урока с использованием кейс те...
Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)
Личный опыт использования УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах...