Публикации уроков на сайте методического электронного образовательного центра www.56bit.ru.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Маукаева Найля Камилевна

На предыдущих уроках мы познакомились с комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума», с её героями, их поступками, конфликтом произведения. Но мы не рассмотрели ещё один аспект произведения – язык комедии. А нам необходимо это сделать, потому что наряду с Пушкиным и Крыловым, Грибоедов сыграл решающую роль в создании языка русской художественной литературы. Историческое значение его творческой работы в этой области заключается, прежде всего, в обогащении языка художественной литературы элементами живой разговорной речи, почерпнутыми из сокровищницы общенародного русского языка. Из необозримого материала он отбирал наиболее яркие и меткие речения, способные с наибольшей прямотой выразить те идеи и понятия, которые он хотел донести до сознания читателя и слушателя своей комедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маукаева Найля Камилевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ «Мрясовская основная

общеобразовательная школа»

Литература

9 класс

Учебник Литература: 9 кл.: Учеб. Хрестоматия общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010

Уровень обучения – базовый

Тема урока: Язык комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 час

Место урока в системе уроков по теме – 25

Цели урока:

Образовательная:

- выявить основные особенности языка комедии А.С.Грибоедова, приёмы новаторства Грибоедова в области литературного языка; познакомить учащихся с речевой характеристикой как средством создания образа, пронаблюдать за ролью речевой характеристики в комедии.

 Развивающая:

- развивать  речевые, коммуникативные навыки учащихся.

Воспитательная:

- вырабатывать умение работать в группах, повышать  интерес к художественным произведениям писателей и поэтов XIX века.

Задачи урока:

- обсудить актуальность комедии в наше время, жизненность в наше время созданных драматургом типов:

- воспитание любви и уважения к родному языку на примере отношения   к нему А.С .Грибоедова.

Планируемые результаты: учащиеся знают и умеют воспроизвести пословицы, афоризмы, объясняют их смысл, показывая, в какой жизненной ситуации они применимы; устанавливают соответствие речи героя с его положением в обществе;

Техническое обеспечение урока:  портрет А.С. Грибоедова, иллюстрации к комедии,  карточки с заданиями, ноутбук, проектор, презентация к теме.

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Задание для групп: составить словарь языка Фамусова и Чацкого и подготовить их речевую характеристику.

Учащиеся заранее готовят домашнее задание: составить список афористичных выражений из комедии, превратившихся в пословицы и поговорки (учитель собирает тетради для проверки).

Учитель:

1. Готовит раздаточный материал для работы по группам, презентацию.

2. Продумывает оформление доски: а) А.С.Грибоедов широко использовал в своей комедии живую разговорную речь, подвергнув её глубокой художественной обработке; б) Мастерски осуществил метод речевой характеристики персонажей; в) Создал множество «крылатых выражений».

Ход урока

                                                                        Истинная любовь к своей стране

Немыслима без любви к своему языку.

К. Г.  Паустовский

I. Организационный момент.

II. Слово учителя. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

На предыдущих уроках мы познакомились с комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума», с её героями, их поступками, конфликтом произведения. Но мы не рассмотрели ещё один аспект произведения – язык комедии. А нам необходимо это сделать, потому что наряду с Пушкиным и Крыловым, Грибоедов сыграл решающую роль в создании языка русской художественной литературы. Историческое значение его творческой работы в этой области заключается, прежде всего, в обогащении языка художественной литературы элементами живой разговорной речи, почерпнутыми из сокровищницы общенародного русского языка. Из необозримого материала он отбирал наиболее яркие и меткие речения, способные с наибольшей прямотой выразить те идеи и понятия, которые он хотел донести до сознания читателя и слушателя своей комедии.

 (Учащиеся записывают тему урока и эпиграф. Слайды 1-3)

 Александр Сергеевич Грибоедов, тонкий дипломат, талантливый поэт, композитор, вошёл в историю русской литературы как автор единственной блистательной комедии «Горе от  ума». Человек  с прекрасным образованием, Грибоедов посвятил всю своею жизнь служению родине, полагая, что чем человек просвещённее, тем полезнее своему отечеству.

 Обратимся к эпиграфу.  Не зря  к уроку выбрано высказывание К.Паустовского о любви к своему отечеству через любовь к родному языку. Один из современников Грибоедова вспоминал: «Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека,  который бы так пламенно, так страстно любил своё отечество, как Грибоедов любил Россию. Он тонко понимал русский национальный характер, любовался широтой размаха, душевной красотой и  умом русского человека». Действительно, пламенное патриотическое чувство, любовь к народу, бережное отношение к родному языку, к его истокам было характерно для всего творчества  поэта-драматурга.  Он настойчиво боролся за самобытность русской культуры, за то, чтобы  сберечь  многовековое богатство  многонациональной культуры, созданной народом, от растворения в модном внешнем «европеизме» дворянского класса, чуждого народу

III. Разминка. (Приложение 1)

Часто мы употребляем так называемые крылатые фразы, даже не подозревая об их происхождении. Конечно, все знают: "А Васька слушает да ест" - это из басни Крылова, "дары данайцев" и "троянский конь" - что-то из греческих сказаний о Троянской войне... Но многие слова стали в речи близкими и привычными. Попытаемся определить, какие из приведенных ниже крылатых выражений принадлежат А.С. Грибоедову.

Счастливые часов не наблюдают
Цитата из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Смешенье языков: французского с нижегородским
Цитата из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

С чувством, с толком, с расстановкой
Цитата из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

        Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

Цитата из трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов", сцена "Царские палаты" (1831), монолог Бориса (Мономах по-гречески единоборец; прозвание, присоединявшееся к именам некоторых византийских императоров. В древней Руси это прозвание закрепилось за великим князем Владимиром (нач. XII в.), от которого вели свое происхождение московские цари. Шапка Мономаха - венец, которым венчались на царство московские цари, символ царской власти). Приведенной цитатой характеризуется какое-либо тяжкое положение.

Не мудрствуя лукаво
Выражение   из   трагедии А. С. Пушкина  "Борис  Годунов"  (1831),   цена  "Ночь.  Келья в  Чудовом монастыре", слова летописца Пимена:
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь.

Не хочу учиться, хочу жениться
Слова Митрофанушки из комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" (1783)

Не мечите бисера перед свиньями

Выражение из Евангелия: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Матф., 7, 6). Употребляется в значении: не тратьте слов с людьми, которые не могут понять их, оценить.

Молочные реки, кисельные берега
Выражение из русской народной сказки.

И скучно, и грустно, и некому руку подать
Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова "И скучно и грустно" (1840).

Борзыми щенками брать
Возникло из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" -  слова Ляпкина-Тяпкина: "Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело."

А судьи кто?
Цитата из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1824), д.2, явл.5, слова Чацкого:
А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма.

VI. Слово учителя.

Грибоедов мастерски владел  методом речевой характеристики персонажей. Индивидуализм речи в художественном произведении выражается в том, что каждое действующее лицо говорит языком, соответствующим его характеру, социальному происхождению и культурному уровню. Грибоедов блестяще осуществил этот принцип. Каждый герой его комедии говорит своим языком. Давайте убедимся в этом, поработав с текстом.

 V. Творческая работа в группах. (Приложение 2)

Задание: по данным  репликам определите,  кому эти реплики принадлежат, выявите характерные особенности речи этого персонажа.

Карточка для первой группы

Первый персонаж

Час битый ехала с Покровки, силы нет;

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку.

Ведь создал же Господь такое племя!

Чёрт сущий…

Ух! я точнёхонько избавилась от петли…

Прощайте, батюшка, пора б перебеситься…

Ответ: Это реплики Хлёстовой.

Признаки речевой манеры:

  1. Специфическое просторечие с примесью слов, выражений, взятых из простонародного языка.
  2. Бесцеремонность, грубость, властность.

Второй персонаж

В мои лета не должно сметь…

С бумаги-с…

Нет-с, свой талант у всех…

По мере я трудов и сил,

С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Мне так довелось с приятностью почесть…

Ответ: Реплики принадлежат Молчалину.

Признаки речевой манеры:

  1. Почтительное, угодливое подхалимство.
  2. Отпечаток канцелярски-делового языка, что говорит об ограниченности
  3. Жеманность.

Карточка для второй группы

Первый персонаж

Искусно так коснулись вы

Предупреждения Москвы.

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Взглянуть, как треснулся он – грудью или в бок?..

Мы с нею вместе не служили…

Ответ: Это реплики Скалозуба.

Признаки речевой манеры:

  1. Насыщенность речи военной терминологией
  2. Грубость бесцеремонность
  3. Грубые «солдафонские» шутки, говорящие об ограниченности и тупости.

Второй персонаж

Я видела из глаз…

Я полагала вас далёко от Москвы…

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!..

Какой эшарп cousin мне подарил!..

Ответ: Реплики Натальи Дмитриевны и 3-й княжны.

Признаки речевой манеры:

  1. Искусственность, книжность, построение фраз по законам французского языка.
  2. Употребление французских слов без знания французского эквивалента.

VI. Слово учителя. Из нашей с вами работы вы смогли убедиться, что язык каждого действующего лица, оставаясь в рамках общенародной живой разговорной речи, вместе с тем настолько колоритен, что сквозь него отчетливо проступают черты индивидуального человеческого характера. Грибоедов окрашивал речевую манеру действующего лица своеобразными индивидуальными характерными словечками, оборотами. Благодаря этому Грибоедов создал типические и вместе с тем индивидуально- выразительные образы.

VII. Работа в группах. Сообщения учащихся. (Приложение 3)

Язык Фамусова. Речь Фамусова – типичная речь московского дворянина начала 19 века. Это речь получиновника-полупомещика. Мы слышим в ней и властные начальственные нотки сановника («Забрать все книги бы и сжечь!»), и барский грубоватый тон помещика («Ослы! Сто раз вам повторять?»; «В работу вас, на поселенье вас!»). Основное, что характеризует его язык, - это колорит непринуждённо-бытовой речи. Как большой барин, Фамусов позволяет себе говорить простым языком («Мечусь, как словно угорелый!»; «Какого ж дал я крюку!»; «Ну, выкинул ты штуку!»). Он охотнее употребляет простонародные слова и обороты речи: «напужал», «откудова», «неужто бьют баклуши», «а в те поры», «а после хвать» и т.п. В языке его много слов и выражений, привитых обычаями русской старины: «Тьфу, Господи, прости!»; «А впрочем, власть господня»; «И как вас Бог не в пору свёл!». Влияние народных оборотов ( русизмов) сказывается даже в синтаксисе языка Фамусова ( «Чуть из постели прыг!»; «А после хвать!»; «Попробуй о властях!»).     Чувствуется барин, который не только не стесняется простонародных слов, а как бы подчёркивает их, словно желая показать, что он настоящий русский барин, вековыми корнями поместной жизни связан с народом. Именно влиянием народных оборотов и народной лексики объясняется выразительность речи Фамусова.

Язык Чацкого. Язык Чацкого обширнее и богаче языка других действующих лиц комедии. Чацкий – литератор. Это, естественно, отражается на разговорной манере героя: он «говорит, как пишет», по замечанию Фамусова. Литературность языка Чацкого сказывается, например, в таких оборотах речи , как «певец зимой погоды летней», «ум, алчущий познаний», «возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» и т.д. Для монологов Чацкого характерна ораторская плавность речи. Чацкий- мастер кратких формул-характеристик, например, «созвездие маневров и мазурки» (о Скалозубе), «низкопоклонник и делец» (о Молчалине) и др.    Особое звучание его языку придаёт сатирическая струя, окрашивающая речь всеми оттенками иронии, сарказма и негодования. В речи Чацкого встречаются в достаточном количестве – элементы разговорного просторечия ( «давеча», «пуще», «чай». «ни на волос любви», «окроме» и т.п.), но  интонационно речь его звучит в другом ключе, чем, например, у Фамусова. Это совершенно очевидно: Чацкий     по самому естеству своего характера непременно должен говорить иначе, нежели представители фамусовского общества. потому что и думает он иначе.      И мы видим по роли Чацкого действительно влюблённого человека. когда он говорит с Софьей: «Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног!» Чацкий – человек эмоциональный. Многообразие эмоций и определило частое употребление им разнообразных приёмов выразительности речи: 1)восклицаний «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. Летел! Дрожал! Вот счастье, думал, близко!»; 2)риторических вопросов «А судьи кто?»; 3)незаконченных предложений «Не образумлюсь… виноват».

VIII. Работа с крылатыми выражениями из комедии.

Слово учителя.

Грибоедов сыграл решающую роль в создании языка русской художественной литературы. Историческое значение его творческой работы в этой области заключается, прежде всего, в обогащении языка художественной литературы элементами живой разговорной речи, почерпнутыми из сокровищницы общенародного русского языка. Из необозримого материала он отбирал наиболее яркие и меткие речения, способные с наибольшей прямотой выразить те идеи и понятия, которые он хотел донести до сознания читателя и слушателя своей комедии. (На экране афоризмы из комедии слайды 4-16)

- Скажите, кому принадлежат эти слова? Как по-другому называются эти выражения? (крылатые выражения или афоризмы)

-Давайте запишем в тетрадь определение (слайд 17)

-Скажите, нет ли связи между афоризмами и жанрами УНТ? (они похожи на пословицы и поговорки).

- Для чего Грибоедов вводит их в речь своих героев или без них можно было обойтись? Для чего он это делает? 

Выдвижение гипотез

Может быть, для того, чтобы индивидуализировать речь своих героев;

Дать оценку кому-либо из действующих лиц;

Дать оценку каким-либо событиям;

Выразить свое отношение к чему-либо или к кому-либо.

- Да, действительно, Грибоедов видел в пословицах и поговорках неисчерпаемый источник языковой выразительности и обращался к этому источнику в своей творческой работе. «Горе от ума» изобилует афористическими выражениями, которые зачастую строятся по моделям народных пословиц, начиная с заглавия. А.С.Пушкин, познакомившись с комедией, воскликнул: «О стихах не говорю: половина - должны войти в пословицу».  В.Г.Белинский тоже отмечал эту особенность комедии: «Стихи Грибоедова обратились в пословицы и поговорки и разнеслись между образованными людьми по всем концам земли Русской».

IX. Самостоятельная работа.  Задание: продолжите афоризм, вспомните, из чьих уст он звучит. (слайд 18,19 приложение 3)

1. Счастливые часов …

2. Грех не беда, …

3. Подумаешь. …

4. А горе …

5. Мне все равно, …

6. Где ж лучше?  …

7. И грянул вдруг …

8. Сон …

9. Служить бы рад, …

10. Свежо предание, …

11. Кто служит делу, …

12. Ах! Тот скажи любви конец, …

13. Дома новы, …

14. ,,,он малый …

15. Ах! Злые языки …

16. Но чтоб иметь детей, …

17. Кто беден, …

18. А впрочем, он дойдет до степеней известных, …

19. Нельзя ли для прогулок …

20. И точно, начал …

X. Разгадывание кроссворда «Крылатые слова, цитаты». (приложение 4)

Ответы: 1) Горич. 2) Софья. 3) Загорецкий. 4) Репетилов. 5) Скалозуб. 6) Хлестова. 7) Фамусов. 8) Хрюмина. 9) Молчалин.

XI.  Итог урока. Оценивание учащихся.

Обращение еще раз к записанным на доске и на слайде фразам о творчестве А.С. Грибоедова.

XII. Заключительное слово учителя.  Выводы по уроку. (слайд 20)

Создав комедию «Горе от ума», Грибоедов стал художником-реалистом и новатором в области литературного языка. Вопросы языка вообще имели для него исключительно важное значение, и в решении их он далеко опередил большинство писателей – своих современников. Можно сказать, что наряду с Крыловым, Пушкиным Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка.

XIII. Домашнее задание.

Познакомиться со статьей И.А Гончарова «Мильон терзаний».

Приложение 1

Разминка. Определить, какие из приведенных ниже крылатых выражений принадлежат А.С. Грибоедову.

Счастливые часов не наблюдают
_____________________________________________________________________________

Смешенье языков французского с нижегородским

_____________________________________________________________________________
С чувством, с толком, с расстановкой
_____________________________________________________________________________

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

_____________________________________________________________________________

Не мудрствуя лукаво
_____________________________________________________________________________

Не хочу учиться, хочу жениться
_____________________________________________________________________________

Не мечите бисера перед свиньями

_____________________________________________________________________________

Молочные реки, кисельные берега
_____________________________________________________________________________

И скучно, и грустно, и некому руку подать

_____________________________________________________________________________
Борзыми щенками брать

_____________________________________________________________________________
А судьи кто?

_____________________________________________________________________________

Приложение 2

Творческая работа в группах

Задание. По данным на карточках репликам определить персонаж комедии, которому эти реплики принадлежат, выявить характерные особенности речи этого персонажа.

Персонаж

Признаки речевой манеры

Карточка для первой группы

Первый персонаж

Час битый ехала с Покровки, силы нет;

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку.

Ведь создал же Господь такое племя!

Чёрт сущий…

Ух! я точнёхонько избавилась от петли…

Прощайте, батюшка, пора б перебеситься…

Второй персонаж

В мои лета не должно сметь…

С бумаги-с…

Нет-с, свой талант у всех…

По мере я трудов и сил,

С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Мне так довелось с приятностью почесть…

Карточка для второй группы

Первый персонаж

Искусно так коснулись вы

Предупреждения Москвы.

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Взглянуть, как треснулся он – грудью или в бок?..

Мы с нею вместе не служили…

Второй персонаж

Я видела из глаз…

Я полагала вас далёко от Москвы…

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!..

Какой эшарп cousin мне подарил!..

Приложение 3

 Самостоятельная работа.  

Задание: продолжите афоризм, вспомните, из чьих уст он звучит.

1. Счастливые часов …

2. Грех не беда, …

3. Подумаешь. …

4. А горе …

5. Мне все равно, …

6. Где ж лучше?  …

7. И грянул вдруг …

8. Сон …

9. Служить бы рад, …

10. Свежо предание, …

11. Кто служит делу, …

12. Ах! Тот скажи любви конец, …

13. Дома новы, …

14. ,,,он малый …

15. Ах! Злые языки …

16. Но чтоб иметь детей, …

17. Кто беден, …

18. А впрочем, он дойдет

 до степеней известных, …

19. Нельзя ли для прогулок …

20. И точно, начал …

Приложение 4

Разгадывание кроссворда «Крылатые слова, цитаты»

Кто из персонажей произнес эти слова?

1) «И кто жениться нас неволит!»

2) «Счастливые часов не наблюдают».

3) «А вы заметили, что он

В уме серьезно поврежден?»

4) «Шумим, братец, шумим».

5) «Ученостью меня не обморочишь…»

6) «Над старостью смеяться грех».

7) «Читай не так, как пономарь,

А с чувством, с толком, с расстановкой».

8) «Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать».

9) «В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

При правильном заполнении горизонтальных клеток в выделенных вертикальных клетках вы прочтёте название комедии.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Маукаева Найля Камилевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ «Мрясовская основная

общеобразовательная школа»

Литература

9 класс

Учебник Литература: 9 кл.: Учеб. Хрестоматия общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010

Уровень обучения – базовый

Тема урока: Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 час

Место урока в системе уроков по теме – 79

Цели урока:

Обучающая: осознание поэзии «серебряного века» как духовного и эстетического феномена эпохи рубежа веков;

Развивающая: развитие логического и образного   мышления учащихся, формирование  поэтического чутья, культуры чтения;

Воспитывающая: воспитание любви к истории отечества, гордости за высокую духовную и   нравственную силу русской поэзии серебряного века.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть характерные черты поэзии «серебряного века»;
  2. Расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.

Оборудование урока:

  1. Выставка книг по поэзии Серебряного века по трём направлениям с портретами поэтов.
  2. Слова-термины: модернизм, символизм, акмеизм, футуризм.

Подготовка к уроку:

Задание по группам: найти информацию о литературных направлениях поэзии «серебряного века».

Ход урока

                                                                       

                  …Это было опьянение творческим подъёмом,          

                  новизна, напряжённость, борьба, вызов…

           Это была эпоха пробуждения в России

                 самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии

                  и обострения эстетической чувствительности,

                  религиозного беспокойства и искания…

                                Н.А.Бердяев «Русский культурный ренессанс»                                    

I. Организационный момент. Знакомство с целями и задачами урока и эпиграфом.

II. Актуализация новой темы.

 - Скажите, пожалуйста, как в литературе называют век Пушкина, Лермонтова Некрасова? (Время,  когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии).

Но была в русской литературе и другая эпоха,  когда на рубеже XIX и XX веков всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную.  И это время получило название -  серебряный век русской поэзии.

III. Лекция учителя. Тезисы лекции.

  1. «Серебряный век». Что это такое?

        О русской поэзии «серебряного века» существует обширная литература – о ней много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в том числе такие крупные учёные, как В.М. Жирмунский, В. Орлов, Л.К. Долгополов. Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания – например, С. Маковского («На парнасе серебряного века»), И. Одоевцевой («На берегах Невы»), В. Пяста («Встречи»), трёхтомные воспоминания А. Белого.

        Смысл названия «серебряный век» многозначен. Во-первых, это время необычайного расцвета русской поэзии. Он был обусловлен самой эпохой. Рубеж веков был периодом подъёма российской жизни во всех областях – в области науки, техники, промышленности.  Но особенно ощутим был расцвет в области культуры и искусства. На весь мир прогремели имена русского певца Ф.И. Шаляпина и русской балерины А Павловой, композиторов А.Скрябина и С. Рахманинова, как новаторы были повсюду признаны русские режиссёры К. Станиславский и В. Мейерхольд.

         Русская поэзия «серебряного века создавалась в атмосфере общего культурного подъёма как значительная его часть. Для этого времени характерна была интенсивность, насыщенность литературного процесса. Трудно поверить, что в одно  то же время в одной стране могли творить такие ярчайшие таланты, как А. Блок и В. Маяковский, В. Хлебников и М. Волошин, Б. Пастернак и М. Цветаева, А. Белый и В. Ходасевич. Этот список мировой литературы можно было бы продолжать и продолжать. Эти люди настолько увлечены были поэзией, горели поэтическим огнём, что создавали непревзойдённые образцы художественного слова. Они собирались в литературных салонах и кафе, читали свои стихи, учились, не стесняясь друг у друга, и обсуждали вопросы, касающиеся художественного мастерства. Именно на одной из таких встреч на квартире у поэта Николая Гумилева и родился термин «Серебряный век» –  в противовес пушкинской поэзии, названной Золотым веком.  Впервые название «Серебряный век» использовал философ Н. Бердяев, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма  после появления в свет статьи Н. Оцупа. «Золотой век» русской поэзии можно сравнить с солнцем, а Серебряного – с луной.

Понятие "серебряный век" появилось позже, а современники использовали термин - "модернизм" (от франц. модерн - новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Модернисты были ослеплены "сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками", это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнического музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами побываем в кафе «Бродячая собака» и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями.

  1. Литературное кафе «Бродячая собака».

Петербург, двор на Михайловской площади.  Открыто  кафе  было в ночь под Новый год (1912 г.) и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Они были молоды и талантливы. Они были влюблены и счастливы. Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книг. А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.

Здесь бывала вся богема России. Здесь звучала музыка Стравинского, Дебюсси, Штрауса, Равеля, здесь выставлялись авангардисты, здесь спорили, искали ответы на «вечные вопросы», здесь звучали стихи, футуристы эпатировали публику, показывая своё речетворство.

«Бродячая собака» была открыта три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после двенадцати. «Фармацевты» (на жаргоне «собаки» – случайные посетители) платили за вход три рубля, свои – полтинник.

           Чтобы попасть в «Собаку», надо было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора, в третьем завернуть налево, спуститься вниз ступеней десять и толкнуть обутую клеёнкой дверь. Тотчас же вас ошеломляли музыка, духота, пестрота стен, шум электрического вентилятора, гудевшего, как аэроплан.

          Комнат в «Бродячей собаке» всего три. Буфетная и две «залы» – одна большая, другая совсем крохотная. Это обыкновенный подвал. Ярко горит огромный кирпичный камин. На стене большое овальное зеркало. Под ним длинный диван – особо почётное место. Низкие столы, соломенные табуретки.

     Как вспомнит потом Анна Ахматова:

       Да, я любила их – те сборища ночные

       На низком столике стаканы ледяные,

       Над чёрным кофием голубоватый пар,

       Камина красного тяжёлый зимний жар,

       Весёлость едкую литературной шутки…

IV. Выступления учащихся об основных направлениях модернизма.

1-й ученик

Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 века. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.

Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя "чистые впечатления". Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и "невыразимой". Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.

Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.

В России символизм возник в 90-х гг. 19 века. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.

Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете "трансцендентальной иронии". Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.

Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства "просвечивают" логически невыражаемые "тайные" смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.

2-й ученик

Новое модернистское течение, акмеизм, появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность.

В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».

Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность.   Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборнике Ахматовой «Четки» преобладают любовно-религиозные переживания.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.

Основные принципы акмеизма:

• отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

• принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

• возвращение слову первоначального значения;

• изображение человека с его истинными чувствами;

• поэтизация мира;

• включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

3-й ученик

Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.

В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.

В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.

В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.

В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.

В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира — беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.

Футуристы были увлечены политикой.


V. Закрепление по теме.

Задание для групп. Проанализируйте стихотворения и определите, к какому направлению модернизма они относятся.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века-

Все будет так .Исхода нет.

Умрешь-начнешь опять сначала,

И повторится все ,как встарь:

Ночь ,ледяная рябь канала,

Аптека ,улица, фонарь.

1912 г. А. Блок

  • О чем это стихотворение? (философия существования, все повторяется)
  • Какова композиция данного стихотворения? (начало и концовка  одинаковая - кольцевая)
  • Какие  цветовые образы вы увидели? (ночь, тусклый свет, ледяная рябь - все неясно, призрачно, таинственно)
  • К какому литературному направлению можно отнести это стихотворение?  (символизм)

Широк и желт вечерний свет,

Нежна апрельская прохлада,

Ты опоздал на много лет,

Но все-таки тебе я рада.

Прости ,что я жила скорбя

И солнцу радовалась мало.

Прости, прости, что за тебя

Я слишком многих принимала.

1915 г. А. Ахматова

  • Какова тема этого стихотворения? (тема любви, ожидание встречи со своей единственной любовью)
  • Каким настроением овеяно стихотворение? (грусть о несбывшихся надеждах)
  • Использует  ли автор тропы? (нет, все ясно и просто, нет переносных  символических значений)
  • Какие приемы позволяют понять состояние героини? (анафора, синтаксический параллелизм)
  • Назовите литературное направление и автора. (акмеизм А.Ахматова)

VI.  Оценка работы групп и сообщений отдельных учащихся.

VII.  Итог урока. Слово учителя.

Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов.

Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы XX века?  
Ученики.

 - Она выражала настроение эпохи;

 - Определила поиски новых путей в искусстве;

  - Дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов как Блок, Есенин, Ахматова;

 - Привлекала читателя к сотворчеству.

VIII. Домашнее задание. Расскажите об одном из писателей XX века, подчёркивая самое характерное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР (электронных образовательных ресурсов) по теме "Функция y=ax^2, её график и свойства" (алгебра, 9 класс)

Цели урока: образовательныеввести понятие квадратичной функции;изучить свойства функции  y=ax 2(частного случая квадратичной функции);изучить вопрос об особенностях графика функции...

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Конспект урока английского языка по теме "Внешность. Притяжательный падеж" в 5 классе с использование образовательного сайта «Российская электронная школа»

В данной разработке урока содержится материал по теме "Внешность" к УМК "Spotlight 5". Материал разработан с использованием упражнений с образовательног сайта "Российская элек...

Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)».  ...

3.3.4. Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии

Квалификационная работа на тему:«Интеллект-карты и концептуальные схемы в обучении иностранному языку», 24 листаИспользование ИКТ и цифровых инструментов для повышения образовательных резу...