Открытый урок литературы в 5 классе. Тема: "О незабываемом (о сказках и преданиях)"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Милюшина Диана Николаевна.

Учитель русского языка и литературы.

МБОУ «Адамовская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок литературы в 5  классе

Тема: О незабываемом  (о сказках и преданиях)

Цель урока:

- дать понятие о жанрах устного народного творчества – сказке и предании; выявить их особенности.

Задачи:

 Образовательные:

        - познакомить учащихся с бурятскими народными сказками и преданиями, с музыкальным инструментом морин хуур;

         -   проследить различие между сказкой и преданием;

Развивающие:

- совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;

- продолжать работу по развитию культуры речи;

-формировать коммуникативные умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, умение доказывать свою точку зрения, совершенствовать свои высказывания;

Воспитательные:

        - воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, к культуре народов России;

         - воспитывать чувство  патриотизма;

         Валеологические:

      - создать атмосферу психологического комфорта во время учебного занятия.

Оборудование: медиапроектор, экран, аудиоколонки, сказки, предания, иллюстрации, таблица, презентация по уроку,  запись морин хуура.

Теория литературы: устное народное творчество, фольклор, сказка, предание, сказитель, установка на вымысел.

Ход урока: 

1.Организационный момент.

2.Формулировка  темы и целей урока. Актуализация знаний.

Учитель: Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».  Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о незабываемом. А что это может быть по вашему мнению? (Дети предлагают свои варианты ответа: Необычный случай, подарок, Родина, семья, друг…:

Учитель: Да, действительно, в нашей памяти хранится многое, чаще всего самое важное, ценное для нас. А что хранится в памяти народа? (Дети: Традиции, обычаи, история, культура…)

             Учитель: В памяти народа хранится многовековой опыт. Люди жили, по-своему передавали знания, пытались объяснить самим себе и своим потомкам, как же устроен этот мир. Так как в древние времена не было письменности, эти знания передавались особым способом. Напомните, как это происходило? (Дети: Люди передавали знания из уст в уста)

Учитель: Действительно! Именно поэтому народное творчество, бытовавшее в древности, называется устным. Синонимом понятия устное народное творчество является фольклор (в переводе с английского означает «народная мудрость»). Итак, сегодня мы поговорим… (Дети: О фольклоре). Тема нашего урока – предания.

 Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать? (Дети: Узнать, что такое предание.Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора. Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.Познакомиться со своеобразием языка преданий.)

3. Восприятие и усвоение учебного материала. Работа по теме урока.

Задание №1

Учитель: Попробуем вспомнить, какие же жанры устного народного творчества вы уже знаете. Я вам читаю фрагмент или произведение полностью, а вы определите, к какому жанру они относятся.

  1. «Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет» (Свет) => загадка
  2. «Что написано пером, не вырубишь топором», «Сделал дело, гуляй смело» => пословица
  3. «В рубашке родился», «собака на сене» => поговорка
  4. «Баю-баюшки! Баю! Не ложися на краю!..» => колыбельная
  5. «На дворе – трава, на траве – дрова» => скороговорка
  6.  «На золотом крыльце сидели:

Царь, царевна,

Король, королевна,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?..» => считалка

  1. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь…» => сказка

Учитель: Молодцы! Вспомнили. Но и это еще не все жанры устного народного творчества. На этом уроке мы поговорим с вами о сказках и преданиях, узнаем, чем они отличаются друг от друга и какую информацию несут для нас из далеких времен. 

Чтобы легче нам разобраться с особенностями жанров, начертим таблицу:

(Повторение понятия сказки, знакомство с преданием как жанром устного народного творчества.) Учитель: Ребята, как вы думаете, для кого или для чего писались сказки? (Дети: Для детей)

Учитель: На самом деле сказки писались раньше не только для детей. Подумайте, в древние времена как отдыхали люди в свободное от работы время? Учитывайте тот факт, что ни книг, ни журналов, ни радио, ни телевидения, ни тем более Интернета у них не было. (Дети предлагают свои варианты ответа)

Учитель: Сказка рассказывалась для развлечения (заполняем таблицу). Были на деревне умельцы-сказители, у которых лучше всего получалось сказывать интересные истории о сыновьях царских да о Василисах Премудрых. У русского народа они так и именовались СКАЗИТЕЛИ. У киргизов это были «жомокчу», у бурят – «улигершины», у алтайского народа – «кайчы», у армян – «ашуги», у узбеков – «бахши», у монголов – «тульчи». Вывод: Для чего придумывали сказки?

  • Для развлечения.

Признаки

Сказка

Предание

Что лежит в основе?

Вымысел

Реальные или вполне допустимые факты + нравственная оценка происходящего

Цель

Развлекательная

Нравоучительная

Информационная

(То, что необходимо было передать последующим поколениям)

С точки зрения правды

Сказитель и слушатели не верят в рассказываемое

Сказитель и слушатели верят в правдоподобность рассказываемого

Примеры

«Сказка о Царевне-лягушке»

«Предание о морин хууре»

Задание №2

Учитель: Сейчас мы прочитаем с вами бурятскую народную сказку о Будамшу Даа.

  • Комментированное чтение сказки.

- Знакомство с понятиями и предметами бурятской народной культуры: богдо, буддизм,  головной убор.

  • О каких чертах характера героя бурятской сказки повествуется?

- О хитрости, интересу к спору, смекалке.

Учит ли чему-нибудь эта сказка?

- Учит умению находить нестандартный выход из сложившейся ситуации.

        Задание №3

Послушайте еще одну бурятскую народную сказку «Мышиная история». Подумайте, только ли ради развлечения рассказывают эту сказку?

  1. Учитель читает сказку, учащиеся рассматривают иллюстрации к ней.
  2. Учащиеся формулируют еще одну функцию сказок – нравоучительную (заполняем таблицу).
  3. Делаем вывод по сказкам.

- Для чего сказывали сказки? (для развлечения и воспитания)

- Что лежит в основе сказки? (вымысел)

- Как относятся сказители слушатели к рассказываемому? (не верят в рассказываемое)

- Запишем примеры в таблицу (учащиеся вспоминают прочитанные раннее народные сказки).

 Беседа о преданиях

        Учитель: В отличие от сказки предание строится на основе реальных или вполне допустимых событий (заполняем таблицу).

        В отличие от сказки предание сказывается с информационной целью, люди стремились передать какие-то знания своим потомкам (заполняем таблицу).

        В отличие от сказки в предание верят и сказитель и слушатели.

        Задание №4

        Послушайте древнее бурятское сказание о морин хууре:

В далекие-далекие времена в одном ханстве правил суровый, но справедливый хан. У него был сын, которого он любил больше всего на свете. Никого ближе сына у хана не было. Очень боялся потерять сына правитель, поэтому запрещал ему выходить за пределы дома. Всюду его сопровождали слуги хана, охраняли жизнь его сына, сдували с него мельчайшие пылинки.

        Тоскливо было жить сыну в постоянном ограничении от мира. Обратился он однажды к своим стражникам:

- Скажите, а что там, за стеной дома?

- Там живут люди, животные, птицы. Там идут дожди, светит солнце, появляется радуга. Цветут необычайной красоты растения, над ними порхают прекрасные бабочки, - ответили стражники.

- Как же я хочу увидеть все это! – воскликнул сын хана.

        С этого дня он перестал есть, пить. Ему очень хотелось выйти за пределы дома. Начал просить отца своего отпустить его посмотреть мир. Плакал, умолял. Не выдержал отец горя сына и решил отпустить его на прогулку, но со своими стражниками. Им же приказал охранять сына, оберегать его от диких зверей, опасных птиц, от воды – от всего того, что не видел никогда юный затворник. И пригрозил, если кто принесет ему весть плохую, не видать тому жизни на земле.

        Вышел сын из дома и тут же начал всему дивиться: обыкновенные соседские собаки казались ему чудом света, а птицы вызывали у мальчика крики радости. Он приветствовал всех, рассматривал новый мир так, как будто больше никогда его не увидит. К каждому цветку подходил осторожно, боясь, что спугнет лепестки, а они упорхнут как бабочки. Стражники радовались вместе с ним, они были счастливы видеть мальчика таким веселым и живым.

        Шли они по ханству и вышли в лес. Деревья поразили сына хана своей высотой, мощью. Он обнимал каждое дерево, каждый куст. Стражники шли позади, стараясь не мешать мальчику радоваться жизни.

        В это время по своей тропе бежал дикий кабан. Животное словно куда-то спешило – неслось стремительно и с громким топотом. Мальчик услышал шум, и приклонился к земле, чтобы понять, что это. Только он приблизился к земле, как из кустов налетел на него дикий кабан и протащил сына хана за собой сквозь зеленые стены леса.

Увидели стражники, что беда случилась, откуда не ждали. Побежали за кабаном, нашли тело мальчика бездыханное. Стали горевать слуги хана, оплакивать сына его, за себя, свою жизнь бояться:

- Что же нам делать? Хан велел охранять сына своего, уберечь от погибели. А кто печальную весть принесет, тому смерть.

Плакали стражники. Скоро в лесу стало темно. Нужно было возвращаться к хану. Пошли слуги, склонив голову, в обратную сторону.

Шли они по лесу, вдруг встретили старца. Спросил он у стражников:

- Что же вы, воины, мрачные, голову опустившие?

- Не уберегли сына хана мы. Идем на гибель верную. Наш правитель говорил: «Если кто принесет весть плохую, не видать тому жизни на земле».

- Не мы решаем, кто останется на земле, а кто в мир иной уйдет. И сына хана забрали предки наши. Вы же придите ко мне утром на это же место, я вам накажу, как печальную весть передать.

Ушли стражники домой, не спали всю ночь, оплакивали сына хана. На утро пошли снова в лес к старцу.

Старец держал в руках странный предмет: сделан был он из дерева, на вершине его возвышалась голова коня, а вдоль – протянулись струны из конского волоса. Старец подал им инструмент и сказал:

- Идите к хану, ничего не говорите, а начните играть этим смычком, и он все поймет.

Поблагодарили старца стражники и отправились к хану.

Хан встретил их суровым взглядом, грозно кричал, спрашивал, что с сыном его. Молчали слуги. Один начал играть на инструменте. Заплакали струны, пронзительно рассказывали они о судьбе сына хана. Не выдержал правитель, в бешенстве подбежал к слуге, игравшему на инструменте, вырвал из рук его и разбил о стены. Слуги же остались живыми.

В народе стали называть инструмент этот морин хуур – «инструмент с лошадиной головой».

  • Знакомство с бурятским народным инструментом – морин хуур.

Рассматривание инструмента на слайдах.

Учитель: Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в бурятской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.

Длина всего инструмента — 100—110 см.На шейку натягиваются две струны из конского волоса: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.

        Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.

          На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении уртын дуу и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.

          Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. Китайские исследователи предполагают происхождение морин хуура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.

  • Прослушивание музыкальной композиции – записи морин хуура.
  • Беседа об ассоциациях, возникающих в ходе прослушивания звуков инструмента.
  1. Подведение итогов урока

- Ребята, что такое фольклор? (устное народное творчество)

- С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились на этом уроке? (вспомнили понятие сказки, познакомились с понятием предания)

- Чем отличается сказка от предания? (в основе сказки – вымысел, в основе предания – действительный или допустимый факт, цель сказки – развлекать и воспитывать, цель предания – передать информацию потомкам)

- С какими сказками вы познакомились на этом уроке? (бурятскими народными) Каких героев запомнили? (Будамшу Даа, богдо, мыши).

- Кого в бурятских сказках называют богдо? (святейшего)

- Какой инструмент спас от смерти слуг хана по преданию? (морин хуур).

=> Когда народ помнит устное народное творчество, передававшееся из поколение в поколение, сохраняется его единство, его сплоченность, сохраняется то, что мы называем Родиной. Ведь сказки и предания народов России – это часть культуры нашей страны. А культура не должна забываться.

 5. Оценивание работы на уроке учащихся.

 6. Домашнее задание: прочитать русские народные сказки (и, возможно, предания) с похожим сюжетом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"

Данный урок был проведён в канун юбилея  писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....

Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».

Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...